Лента новостей
Статья17 сентября 2013, 01:00

Кто вправе проводить межевание?

На протяжении всех лет после принятия в 2004 году Градостроительного кодекса РФ местные органы исполнительной власти, то есть главы городских и сельских поселений,его не только не исполняют в части принятия мер по составлению генеральных планов застройки поселений, но и по межеванию земельных участков, предусмотренному ст.46.

Испокон веков выделением земли и установлением её границ занимался тот, кто на это имел право. В настоящее время таким правом наделены главы поселений, однако прошло почти десятилетие, как был принят Градостроительный кодекс, где в статьях 41-46 прописаны правила межевания земельных участков в городских и сельских поселениях, но ни один руководитель муниципалитета не выполняет возложенные на него функции.
Межевание земельных участков пущено на самотёк и отдано так называемым межевикам - геодезистам, которые по обращению к ним жителей могут и имеют право за определённую плату только произвести привязку границ - поворотных точек уже размежёванных земельных участков.
Кроме того, при межевании земельных участков главы сельских и городских поселений согласно действующему законодательству должны провести публичные слушания с участием жителей для разрешения в случае возникновения спорных вопросов, но воз и ныне там.
При обращении граждан к главам поселений те отправляют их к геодезистам, то есть к частным физическим или юридическим лицам для так называемого межевания земельных участков с составлением кадастрового плана. Спрашивается, разве этим геодезистам переданы права на межевание, и кто в таком случае их им передал?
Зачастую в местных газетах встречаются их объявления по межеванию земельных участков. Однако все составленные ими доселе «планы» не имеют привязки к красным линиям застройки поселений и не прошли публичных слушаний, следовательно, они не имеют юридической силы.
Случается, что в вопросы межевания порой вмешиваются и работники кадастровых служб. А имеют ли они на то право? Будучи судебным строительным экспертом, не понаслышке знаю, что ныне суды Российской Федерации завалены делами по межеванию земельных участков с размещением на них спорных строений, а лица, ответственные за проведение межевания, остаются сторонними наблюдателями, то есть перекладывают свои обязанности на суды. Этого не должно быть! Разрешение всех спорных вопросов по межеванию должно решаться до суда представителями местной исполнительной власти, как этого требует Закон.
Вопросами согласования границ смежных участков порой занимаются комитеты по имуществу, ссылаясь на Земельный кодекс РФ. Однако в п.3 ст.33 кодекса сказано, что предельные размеры земельных участков устанавливаются в соответствии с утверждёнными в установленном порядке нормами отвода земель для конкретных видов деятельности или в соответствии с правилами землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документации. Этот пункт введён в действие Федеральным законом №136-ФЗ от 14.06.2011 г., но никем не выполняется.
Считаю необходимым заметить, что соответствующие должностные лица должны добросовестно выполнять свои обязанности и не перекладывать вопросы межевания земельных участков на плечи горожан.

Автор:Алексей Гладышев