Лента новостей
Статья1 октября 2013, 01:00

Звонкий хор Анатолия Киселёва

А.П. Киселёв. Фото Ирины Адам.
А.П. Киселёв. Фото Ирины Адам.

Не каждая школа может похвастать большим детским хором. Попробуй-ка, собери после уроков вырвавшуюся на свободу ребятню да заставь добровольно петь на несколько голосов «Скромненький синий платочек» или «День Победы», когда на улице и дома столько интересного. Но есть люди, которым удаётся организовать эту вихрастую непоседливую гвардию и вложить в детские души любовь к музыке.

Анатолий Петрович Киселёв сорок лет назад создал сводный хор учащихся школы №18. С тех пор несколько поколений девчонок и мальчишек поют под его началом. «Детский хор – живой развивающийся организм, в нём всё время меняются исполнители. Страшно подумать, но у меня начинали петь бабушки нынешних учеников», - рассказывает художественный руководитель коллектива, дирижёр и аккомпаниатор в одном лице.
Сам Анатолий Петрович учился в молодости в институте культуры, солдатом-срочником играл на баяне в армейском ансамбле песни и пляски, на плацу вдохновенно бил в барабаны и тарелки, позже окончил курсы офицеров запаса. Военная выправка чувствуется в этом седовласом подтянутом мужчине и сегодня. По его инициативе и при непосредственном участии в школе с богатыми патриотическими традициями проводятся ежегодные военные парады, на которых 8-10-летние матросы, артиллеристы, военкоры, чеканя шаг, поют песни о Великой Отечественной войне, соревнуются в строевой подготовке, общаются с ветеранами.
В мае состоялся юбилейный концерт школьного хора. 95 учащихся 4-11 классов, среди которых большинство - девочки, в четыре длинных ряда выстроились в актовом зале. Сосредоточенные взгляды устремились на руководителя. Несколько мгновений тишины, взмах головы, и первые звуки баяна задали тон неординарному музыкальному событию. Программа выступления состояла из нескольких разделов: песни о войне сменяли народные напевы, следом за ними шли произведения о Родине, большой и малой. Анатолий Петрович как человек творческий приложил руку к музыкальному материалу, переписав мелодию Ю. Митина к «Песне о матери». «Мою Тамбовщину» написал бывший ученик 18-й школы В. Колесов.
Всё увереннее звучит слаженное многоголосье, всё больше эмоций на лицах исполнителей. Вот и кульминация выступления - легендарный хор из оперы М. Глинки «Иван Сусанин» «Славься, славься, ты Русь моя!», которым в 1945 году завершался Парад Победы на Красной площади.
- Паша, как себя чувствуешь? – между делом беспокоится об одном из ребят А.П. Киселёв.
- Горло болит.
- Не надрывайся, отдохни.
- Ничего, справлюсь, - обещает Паша и героически терпит неудобства до конца концерта.
- Ну что, устали? Учтите, чем дольше будем петь, тем меньше останется учиться сегодня.
Ну, конечно, они не устали. Ну, конечно, будут петь ещё и ещё, потому что энергетика общего дела творит чудеса: придаёт сил и уверенности, окрыляет, дарит радость бытия.
- Суперпесню споём? – не унимается хормейстер.
- Да-а-а-а-а! – едва переведя дыхание, отвечает коллектив.
После этих слов звучит величественно-монументальная композиция «Поклонимся великим тем годам» А. Пахмутовой и М. Львова из репертуара прославленных исполнителей Л. Зыкиной и И. Кобзона. Сложные переходы гармонических тональностей, смена темпа, тягучесть отдельных нот делают это произведение сложным для исполнения. Но певцы стараются изо всех сил, держат планку. Анатолий Петрович позже скажет по секрету: «Боюсь порой слезу пустить, до чего трогательно поют ребятишки».
Аккомпанируя на баяне, он умудряется дирижировать всеми частями тела: отмеряет ритмичные шаги, притопывает, делает знаки головой, наклоны туловищем, повороты вокруг оси. Тайный язык жестов руководителя в совершенстве освоили его подопечные, и их взаимодействие даёт ощутимый результат. Весной этого года коллектив занял первое место на городском фестивале одарённых детей «Планета детства» в номинации «Вокал».
«Кто ещё научит детей любить Отчизну, как не старшее поколение?» - словно в собственное оправдание говорит Анатолий Петрович. Всё верно. Вечно занятое среднее поколение само в молодости оказалось на перепутье, в ситуации смены духовно-нравственных ориентиров, и теперь вся надежда только на людей в возрасте, с детства приученных любить Родину, беззаветно трудиться и уважать старших. А через музыку воспитание происходит гармонично, ненавязчиво и просто, ведь она есть тончайшая материя, язык души, чувство в чистом, почти материальном виде.
Дети поют, развивают лёгкие и голосовые связки, наполняют сердца добрыми помыслами, растут морально и физически. И в этом - великая сила искусства!

Автор:Ирина Адам