Лента новостей
Статья19 ноября 2011, 01:00

Зов земли обетованной

Лицевая сторона фотографии Заворонежского храма во имя Илии Пророка (1909 год).
Лицевая сторона фотографии Заворонежского храма во имя Илии Пророка (1909 год).

(Земли - по обету, обещанию предкам и себе).

...В одном из моих достаточно старых стихотворений, едва ли не первой попытки вспомнить и осмыслить часть моего детства, пришедшегося на последние предвоенные годы, есть такое воспоминание:


…В предвоенном последнем году
Часто были свирепые грозы.
Говорили:
- Не знак ли нам послан,
И не ждать ли какую беду?
И однажды, как будто секрет
Раскрывая зловещих сигналов,
В церковь молния ночью попала,
И повис искалеченный крест…


Это Ильинская церковь, но не та, что вот уже два с лишним столетия венчает холм, на котором скоро четыре века как стоит Козлов-Мичуринск. А вспомнился мне храм также во имя библейского пророка Илии, но Заворонежской слободы (в советское время село), где я родился и прожил десять лет.

…Стал я бабкиных лет, и перстом
Мне не водят по книжке толковой.
Бабка спит под сосновым крестом.
Новый крест на церквушку откован…


Моя бабушка по отцу богомольная Анна умерла точно в предвоенном году, но далее - художественное преувеличение. Новый крест на слободскую нашу Ильинку не только так и не отковали - срыли и сам храм. До основания, а затем кирпичи, разбитые в щебень, как я слышал, пошли на колхозное зернохранилище.
Напрасно буду я искать хотя бы любительскую фотографию Заворонежского храма. Её, как убедился, отсутствующую в архиве Тамбовской епархии и в коллекциях знакомых мне мичуринских краеведов, заменяло лишь собственное зыбкое воспоминание семи-восьмилетнего мальчишки, жившего в доме как раз напротив Ильинки: улица Ленина, дом №2. Между ним и Большой дорогой - заросшая травой площадка с бетонным, белёным извёсткой бюстом вождя, деревянной трибункой для речей по революционным праздникам. И - вот она, церковь, сразу за школой-семилеткой (называлась "зелёной"): светлая каменная обезглавленная громада, искорёженный крест, свисающий на мощных звеньях чёрной цепи с остатков колокольни древней кладки. По чудом уцелевшим остаткам каменных ступенек в развалине колокольни мы, мальчишки, устраивали восхождение в никуда, рискуя сломать шею. При сильном ветре цепь с крестом раскачивалась, разнося на всю слободу душераздирающий скрежет… А вы, земляки, коренные заворонежцы моих лет, чуть моложе или старше восьмидесяти (надеюсь, ещё живые), помните ли нечто подобное? Или я, по известному присловью, "вру, как очевидец"?..
Нет, не я один "бредил" туманным видением единственной нашей слободской церкви. Как-то кореш мой по службе на флотах (только лет на двадцать с гаком помоложе) заворонежец Александр Шиповский (у него, на мой взгляд, одна из лучших в городе фотографий) показал мне карандашный рисунок его знакомой женщины-слобожанки (это старинное русское административное понятие по выразительности мне ближе, чем сельчанка):
- Вот, - говорит, - по памяти пыталась изобразить заворонежскую Ильинку. Мечта у неё такая - восстановить храм. Теперь у нас два кладбища, старое и новое, что на Дегтярёвом бугре, а церкви нет, не по-христиански как-то…
И вдруг - чудо. По стариковским понятиям, наверное. Как в современном детском анекдоте. Внук Вовочка спрашивает:
- Дед, у тебя в детстве компьютер был?
- Нет.
- А видак?
- Нет.
- А мобильник?
- Нет…
- Дед, а ты динозавров видел?..
Чудо это - компьютер с его выходом в мировое информационное поле - Интернет.
Как-то звонит мой домашний телефон. Звонок характерный - номер набран с мобильника. Незнакомый женский голос называет меня и спрашивает, действительно ли я родом из села Заворонежское? Действительно, отвечаю, родился там и прожил десять лет. И затем ещё вопрос, оказалось, он и был главным для моей собеседницы, Ирины Клевцовой, как она представилась, землячки из не столь дальнего зарубежья:
- Скажите, осталось ли фотографическое изображение Ильинской церкви вашего села? И нет ли у вас или у кого-то из коллекционеров подобного старого снимка?
Я ответил: не знаю, имеется ли у кого-то и где-то такая фотография. Лично у меня нет, к сожалению. Но церковь помню: мальчишкой каждый день мог видеть её из окна своего дома, он как раз был напротив церкви. А с 1939-40-го по 45-й играл… в войну со своими ровесниками-слобожанами в её развалинах…
- Если я покажу вам одну фотографию, что вы о ней скажете? - продолжала она голосом, в котором мне послышалась робкая надежда на удачу то ли завзятого коллекционера, то ли патриотки своей, отодвинутой столь далеко от неё маленькой родины.
Так я, динозавр из вовочкиного анекдота, стал адресом и свидетелем "чуда". Не прошло часа-другого, как на экране моего компьютера, подаренного мне московской семьёй дочери при деятельном участии внука и даже с его школьного стола (он давно уже успел закончить знаменитую московскую Плехановку), к юбилею отца и деда, родившегося аж за полсотни лет до наступления компьютерной эры в СССР, вместе с письмом Ирины Клевцовой возникла фотография церкви. Два изображения: лицевой и обратной стороны снимка, явно сохранявшегося, судя по виньетке, в чьём-то старинном семейном альбоме.
И я сразу, без колебаний узнал тот храм, что стал мерещиться мне в годы, склонные к подведению предварительных итогов прожитого и воспоминаниям. Признаться, от душевного волнения сразу ответить моей корреспондентке не смог. Связался лишь на следующий день:
- Она, заворонежская Ильинка! - только и сказал. И в ответ ликующее русское: "Ура!".
Некоторые подробности моего виртуального общения с неведомой землячкой откладываю на потом. Настолько велико нетерпение скорее показать читателям "Мичуринской правды" (в родном моём Заворонежском немало подписчиков на городскую газету) полученные мною снимки, сохранившие облик (и не только, как потом увидите) слободы Заворонежской храма во имя Илии Пророка.

Вот строки из короткого электронного письма Ирины Клевцовой:
"Добрый вечер, Виктор Константинович!
Фотографию (лицевая и обратная сторона) я нашла на сайте "Мичуринск. Наме-малая планета для большого общения". Там же указан электронный адрес, где находится альбом с фотографиями.
…Вы спрашиваете, почему я заинтересовалась историей села Заворонежское? Несмотря на то, что наша семья уже давно не живёт в этих местах, мне очень интересно узнать, как мои предки Клевцовы, по-уличному Князевы, жили. Хочется лучше узнать историю своего рода, почему, например, они прозывались Князевыми, а сведений у меня совсем немного. Надеюсь, что со временем этой информации станет гораздо больше, и в этом надеюсь на Вашу помощь.
Огромное Вам спасибо! Вы уже мне помогли. С благодарностью и пожеланием всех благ, Ирина".
Я ответил моей нечаянной корреспондентке, отправив по Интернету свой напечатанный сравнительно недавно в городской газете "Мичуринская правда" очерк "Слобожане" - прошлое и сегодняшнее Заворонежского.
А это уже из второго письма Ирины Клевцовой. Оно стало для меня настоящим краеведческим откровением.
"Виктор Константинович, вот что извлечено мною дословно из архивных документов Тамбовской епархии о слободской Заворонежской Ильиной церкви".
Далее - копия с оригинала интернетовских страниц Тамбовского Епархиального архива:
"Церковь каменная, тёплая, построена на средства Козловской купеческой жены Силантьевой в 1821 году. Престолов три. Главный пророка Ильи (отмечается 20 июля) и придельные - св. Дмитрия Мироточивого (26 октября) и св. Николая Чудотворца (6 декабря). Приход открыт в 1818 году.
Дворов в Заворонежской слободе 689, детей мужского пола 1902, женского пола 1985, великороссы, преимущественно земледельцы, есть и служащие на железной дороге и в промышленных заведениях Козлова. Крестьяне имеют надельной земли по 1,5 (видимо, десятины. Прим. ред.) на душу в трёх полях.
В приходе небольшой хутор, принадлежащий Козловскому Боголюбскому женскому монастырю. От храма в 300 саженях река Лесной Воронеж.
Школы две: церковно-приходская и земская. Законоучителю за труды в последней (земской) 100 рублей в год. Есть церковно-приходское попечительство и товарищество мелкого кредита. Имеется опись церковного имущества и метрические книги с 1818 года.
Штат храма: два священника, диакон и два псаломщика. Земли у причта 60 десятин пахотной и 6 десятин сенокосной. Земля сдаётся в аренду по 10 руб. в год за десятину. Братский годовой доход 2000 рублей. Причтовый капитал 1750 руб. Дома у причта собственные"…
Найдёт моя землячка в мировой паутине список духовенства Тамбовской епархии на 1876 год. В нём и об Ильинской церкви Заворонежской слободы:
"…Настоятель священник Г.Д. Молчанов, 1838 года рождения. Церковный староста - государственный крестьянин Милованов, 1851 года рождения.
В 1913 году в церкви священниками были Пётр Леонтьев и Фёдор Ивановский…".
Теперь о фотоизображении храма, как по волшебству, возникшего на экране моего компьютера. Особый интерес вызвала у меня не только лицевая сторона присланной по электронной почте фотографии (это уж само собой!), но и её изнанка. Она надписана от руки: "Священно-церковные служители, сторож и староста Ильинской церкви Заворонежской слободы". Перечислены пофамильно и лично подписаны должности: настоятель, священник, диакон, два псаломщика, староста и сторож. Из росписей достаточно ясно читаются только три: священник - В. Шиповский, староста - А. Клевцов и сторож - В. Рюмин.
Список заключён штампом церкви. На нём дата: "1909, апреля 19 дня"… Уже одного этого достаточно было, чтобы, порадовавшись самому за неожиданное обретение облика слободского храма из моего далёкого детства, поделиться присланной находкой с земляками-заворонежцами. Особенно теми, кто из одного времени и места, что и я, моя семья и мой род.
Но "чудо" явления прошлого продолжалось, притом в таких недоступных мне, не профессионалу краеведу, а городскому журналисту, деталях, о которых я и мечтать не мог.
Распечатываю очередной документ электронной почты, найденный Ириной Клевцовой, и передо мной ещё один персонаж истории Заворонежской Ильинской церкви: епископ Владимирский Хрисогон (Ивановский).
"Биография:
Хрисогон (Ивановский Фёдор Андреевич), епископ Владимирский. Родился 9 ноября 1875 года, сын псаломщика. В 1897 году окончил Тамбовскую духовную семинарию. В 1900 году рукоположен в сан иерея к Ильинской церкви Заворонежской слободы Козловского уезда, где был законоучителем земского училища и церковно-приходской школы. С 1906 по 1909 год избирался депутатом от духовенства и благочиннического округа. С 1909 по 1915 год священствовал. В 1919 году оканчивает Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия. Избирается приходским настоятелем Иоанно-Богословской церкви в селе Сычёвке Козловского уезда Тамбовской епархии. Переведён настоятелем Казанской Церкви Панской слободы Козловского уезда.
С марта 1937 года - епископ Владимирский. Скончался в 1938 году…".
…Признаться, я испытал странное волнение, виртуально вступив в 30-е годы прошлого столетия. Ведь это время молодости моих родителей. Рождение и смерти во младенчестве их первенца - Иванушки. В 1932-м на свет появляется ныне покойный мой старший брат Валентин. Ещё через три года, в январе 35-го, и я наконец оглашу криком наш слободской дом… А России уже нет. И я - житель страны, в название которой вошли три буквы из её древнего имени с добавлением ещё одного "с": СССР. Мне суждено будет дожить и пережить исчезновение с карты мира этого псевдонима Отечества. Историческое имя вроде бы вернулось, но как наполнить его содержанием, полным прежнего, хоть и трагического, но величия?
Последние главы этой моей грустной и поучительной истории затерявшегося в огромной стране слободского храма Козловского уезда Тамбовщины.
Начало их датировано концом 1930 года. И озаглавлено "Настроения в Ильинской церкви Заворонежской слободы".
Из присланных Ириной Клевцовой электронной почтой архивных документов "Истории Тамбовской епархии".

"31 декабря 1930 года.
г. Козлов. №441.
Церковному совету
Ильинской церкви
Заворонежской
слободы.
Козловское епархиальное управление в заседании своём от 28 декабря с. г. обратило внимание на действия и отношения к Центральному Исполнительному Органу председателя Церковного совета Заворонежской приходской общины гр-на Милованова, которым он обнаружил полное пренебрежение к делам православной церкви своей нетрезвостью и непристойным для православного христианина препирательством с архиепископом и членами Е.У. Кроме сего, по прекращении беседы произнёс как бы угрозу и приходской общине верующих Заворонежской слободы словами: "Мне не нужны собрания верующих - я и один подпишу договор и сдам церковь под ссыпку сельсовету!”.
Ввиду неоднократных проявлений нетрезвости, дерзких выпадов и ругани, непристойной в храме, Козловское Е.У. предлагает Церковному Совету Заворонежской приходской общины отстранить гр-на Милованова от обязанностей председателя, подав заявление за подписью членов Козловскому райисполкому о снятии его с регистрации, и временно до общего собрания верующих поручить обязанности председателя гр-ну Новикову Андрею Варфоломеевичу. Об исполнении сего имеете сообщить Козловскому Е.У.
Председатель
архиепископ Арсений.
Секретарь
(подпись неразб.)".

"3 января 1932 года.
В Козловский
райисполком
от Церковного совета Ильинской церкви
Заворонежской слободы
заявление.
Церковно-приходской совет Ильинской церкви просит Вас дать сведения о гр-не Милованове Павле Фёдоровиче, точно ли он состоит председателем Церковной организации? Если нет, то Церковный совет на основании приложенной при сём бумажки (так в тексте) от 30 декабря 1931 года просит Вас гражданина Милованова поставить в известность о выходе его из председателя церковной двадцатки и членов её. То же Фролова, о которой сообщаем Вам, о её захвате церковного ящика самочинным путём под руководством Милованова. Ставим Вас в известность, что с таковым работать невозможно и не будем.
Председатель
Ревкома Новиков.
Секретарь Чесноков".

…И вот заключительный акт вековой истории слободской Заворонежской церкви во имя Илии Пророка. Он датируется весной 1934 года. Именно тогда во главе прихода ставится уволенный "по сокращению штата" из Никитской церкви г. Козлова протоиерей Дмитрий Богоявленский, а председателем церковной двадцатки назначается всё тот же "нечистый на руку и богохульник" П. Милованов.
В архивном документе приводится анкета Богоявленского для Козловского Пригородного административного отдела: Синодальной обновленческой ориентации придерживается с 1922 года, дата заполнения анкеты - 7 марта 1934 года, адрес проживания - церковная сторожка Заворонежской слободы.
Не надо объяснять, наверное, кто такие "обновленцы". Это "красные батюшки", лжеслужители православного культа, якобы "по духовным соображениям" перешедшие на сторону советской власти и объективно вместе с ней продолжившие становление "религии нового строя" на руинах храмов, крови и костях истребляемого духовенства.
…Ныне даже из школьных учебников истории советского времени для старших классов известно, что в течение одного только 1929 года закрыто было более 600 церквей, сотни монастырей. Что уж там какая-то слободская церковка, когда в 1920 году большевики взорвали Казанский собор на Красной площади, на его месте вскоре была построена общественная уборная. В 1930-м, чтобы не допустить через два года, в 1932-м, широкого празднования верующими векового юбилея этой православной святыни, после основательного разграбления взлетел на воздух главный храм России в Москве - Христа Спасителя, воздвигнутый сто лет назад в ознаменование победы над Наполеоном. Задуманный грандиозный проект возведения на этом месте Дворца Советов так и не был осуществлён.
Исходя из этих дат, Ильинский храм Заворонежской слободы, на руинах которого проходило моё детство, таким образом, частично взорван был, а затем разобран до основания в промежутке между 1934 годом и вскоре после войны, когда наша семья после пожара перебралась в Мичуринск.
Сейчас на святом месте - рынок. По свидетельству живущих в Заворонежском моих родственников и знакомых, популярностью он не пользуется.
Возможно ли строительство храма-новодела на моей малой родине, пригороде давно уже, а с каждым годом всё более населяемом, рождающем детей и прощающемся с уходящими в вечность стариками, пригороде, почти ровеснике Козлова-Мичуринска, с его школами, больницами, необходимыми для жизни службами и двумя погостами? Почему бы и нет! Стоит ведь уже начатая и почти завершённая на средства одного из уважаемых наших предпринимателей Михаила Олеговича Корнева часовня во имя великомученицы Людмилы Чешской у городского, так печально расширяющегося некрополя. Чем не пример, достойный подражания другим успешным предпринимателям города и окрестностей с почти четырёхсотлетней историей.

Автор:Виктор Кострикин