Жизнь как смена декораций

20 апреля 2009, 23:00 2077

В последнее время на российских телеканалах появилось немало звёзд-однодневок. Блеснув единственной песней или сыграв роль в сериале, они исчезают со съёмочных площадок, из памяти зрителей и поклонников. Наверное, поэтому мы с ностальгией вспоминаем старое доброе кино и актёров, которые силой своего мастерства могли превратить любой изображаемый персонаж в колоритный запоминающийся образ. Именно к таким по праву можно отнести народного артиста России Всеволода Николаевича Шиловского, творческая встреча с которым состоялась в кинотеатре "Октябрь".

...Искусно подобранные кадры кинофильмов с участием народного артиста, отзывы и мнения его коллег, учеников послужили своеобразной визитной карточкой известного актёра и режиссёра. И когда он появился на сцене, его встретили как давнего знакомого, близкого и дорогого человека.

Впрочем, и для В.Н. Шиловского собралась не чуждая ему аудитория. Актёры друг для друга не посторонние люди, поэтому известный гость не мог не заметить присутствие служителей мичуринского храма Мельпомены. Пообщаться с народным артистом в непринуждённой обстановке также пришли представители творческой интеллигенции, горожане.

Состоявшуюся встречу Всеволод Николаевич назвал подведением итогов, отметив, что прошёл все ступени актёрского искусства - от начинающего актёра до режиссёра. В непринуждённой беседе В.Н. Шиловский рассказал о взаимоотношениях со своими учениками, молодёжью, подчеркнув, что яркие и талантливые личности чаще всего работают на периферии, потому он не любит пренебрежительного отношения к окраинам России, равно как и не терпит, когда ругают нынешнюю молодёжь. Частенько посещая спектакли в провинциальных театрах, народный артист сделал вывод, что актёры с периферии работают гораздо больше и ответственнее, нежели их московские коллеги.

- И в этом сила периферии, тем более что добрая половина московских актёров - это плохие актёры, - убежден В.Н. Шиловский. - Это я говорю вам со всей ответственностью. Так же я говорю и в Москве. В этом отношении у меня очень плохой характер - я позволяю себе роскошь говорить то, что думаю, ведь сейчас нахожусь в таком возрасте, когда врать нельзя.
С такой же подкупающей искренностью Всеволод Николаевич рассказал об истинном счастье актёра. Оно - внутри него, оно в мастерстве, позволяющем вживаться в различные роли.

- Талант не позволяет актёру останавливаться на одном амплуа. Когда кидаешь себя в разные ипостаси человеческих судеб, тогда и появляется в душе греющий огонёк счастья.

И вот на экране два совершенно непохожих образа, созданные актёром. Один - подвыпившего взбалмошного изобретателя, другой - стильного банкира. Так на глазах собравшихся свершилось таинство перевоплощения.

Создавшаяся дружеская обстановка располагала к общению, потому неудивительно, что вскоре В.Н. Шиловскому передали много записок с вопросами. Один из них касался развала МХАТа. В этом Всеволод Николаевич видит настоящее преступление. Где как не в Художественном театре артист может проявить чудеса актёрского мастерства? С грустью вспоминая расцвет Московского Художественного академического театра, легендарных мхатовских актёров, режиссёр назвал многочисленные сериалы и "страшилки", которыми наводнены российские телеканалы, своеобразными зомбирующими программами, подчеркнув, что на Западе не отвечающие требованиям цензуры передачи и фильмы транслируются по отдельным платным каналам.

Развеселил публику рассказ народного артиста о своеобразном мхатовском розыгрыше, стоившем проигравшему ящик коньяка.

- "Гопкинс" - это, конечно, хулиганство. Правила шутки таковы. Какую бы роль ты ни играл, трагическую или комическую, неважно, но если партнёр на сцене шепнёт тебе "гопкинс", ты должен подпрыгнуть и перебрать в воздухе ногами. Доигрались мхатовцы до того, что всех вызвали в Кремль. Артисты проходили через комендатуру, а тогда обыскивали тщательно. Первым шёл Михаил Николаевич Кедров. В длинном драповом пальто, кепи. "Оружие есть?" - спросили у него. "Нет, это сзади", - сострил он. Следом шёл Сергей Петрович Блинников. "Оружие есть?" - "Ты что, обалдел что ли?". И последним шёл Анатолий Петрович Кторов. Он ходил в плаще, в берете и со старым саквояжем, как у доктора. Входят они в кабинет заместителя главы советского правительства В.М. Молотова и впервые им не предложили сесть. Вячеслав Михайлович начал читать нотацию. "Как же так, любимцы партии, правительства, народа - и так себя вести на сцене прославленного Художественного театра, славу которого составляете вы?! Как можно?!". И вот потихоньку распаляясь, переходя на повышенный тон, Молотов дошёл до кульминации. А стоящий позади всех Кторов тихо сказал: "Гопкинс!". И все до единого, не задумываясь, подпрыгнули, не забыв перебрать в воздухе ногами. Молотов замер, потом махнул рукой и сказал: "Свободны".

Приятной неожиданностью оказался приезд очаровательной актрисы, ученицы и коллеги В.Н. Шиловского Евгении Олеговны Бордзиловской. Она рассказала, что лет пять назад снималась на Тамбовской земле в фильме "Парижане" вместе с актёром Мичуринского драматического театра Игорем Чигасовым, и сообщила приятную новость: на кинофестивале "Улыбнись, Россия!" в 2007 году фильм получил приз за яркий актёрский тандем. Также актриса поведала о трудностях, с которыми частенько приходится сталкиваться при утверждении ролей.

- Актёру всегда нужно давать шанс. Неважно, как он выглядит, просто так нельзя перед ним захлопнуть дверь в кинематограф. Я очень надеюсь на возрождение старого доброго кино, надоело сниматься в стрельбах, погонях, криминале. Должно быть больше таких добрых картин, как наши "Парижане", "Дом с сюрпризом".

Обладательница красивого голоса, Евгения Олеговна исполнила две песни. Одна прозвучала на грузинском языке и посвящалась некогда нашей братской республике. Другую актриса исполняла на недавнем юбилее В.Н. Шиловского - "Ты искал меня". Потрясающий артистизм Е.О. Бордзиловской вызвал в зале бурные овации.

...Состоявшаяся встреча была подобна глотку свежего чистого воздуха, которым когда-то дышали представители старших поколений любителей кинематографа. И по возвращении домой рука уже не тянулась к пульту телевизора. Что там можно увидеть, давно всем известно. А вот о том, что было в нашем кинематографе в прошлом и что так бездарно утеряно, нужно помнить.

Спаравка «МП»

Всеволод Николаевич Шиловский, народный артист России. Окончил школу-студию МХАТ. Работал в МХАТе. Как режиссёр поставил спектакли "На всякого мудреца довольно простоты", "Сладкоголосая птица юности", "Мятеж", "Тихо репетируем Толстого". Режиссёр-постановщик первого советского телесериала "День за днём". Снялся более чем в 150 фильмах, среди которых "Голос", "Интердевочка", "Скорость", "Торпедоносцы", "Военно-полевой роман", "Жизнь Клима Самгина", "Барханов и его телохранитель". Режиссёр-постановщик художественных фильмов "Линия смерти", "Кодекс бесчестия", "Миллион в брачной корзине", "Блуждающие звёзды", "Приговор".