Лента новостей
Статья4 июля 2015, 07:00

Завтра начинается сегодня

(Окончание. Начало в № 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47).Управлять или управлятьсяВнимательный читатель уже наверняка подметил, что автор этих строк – сторонник инициативы граждан.

Борис Кузьмин. Фото Вадима Измайлова.
Борис Кузьмин. Фото Вадима Измайлова.

Но при этом ещё больше уважает плановость и порядок. Можно ли совместить эти понятия? Не только можно, но и нужно. Скажу даже конкретнее, что только таким объединением народной инициативы и городского планирования возможно добиться успеха. Правда, стоит сразу же отметить, что при подобной постановке дела городское руководство обязано выстраивать своё планирование опережающими темпами. К сожалению, в последнее десятилетие мы такого увидеть не могли. Городские планы явно не поспевали за ходом жизни, а зачастую и попросту отсутствовали. В силу сложившейся практики город упустил многие предложения в инвестиционной и производственной сферах, и в коммунальном хозяйстве. На многочисленные запросы горожане зачастую получали отказ по причине «отсутствия финансирования». Ряд предложений, высказанных мной ранее, наверняка встретит бурный протест со стороны тех муниципальных служащих, чья роль в случае реализации данных предложений заметно принизится. Так составление и активное использование электронной карты города позволит сократить время выдачи разрешения на строительство или ордера на производство земляных работ до пары часов. Не поверю, что те ответственные лица, чьи подписи сейчас надо собирать на этих документах, согласятся на новый порядок без боя.
Пора прекратить практику новостей в будущем времени, когда год за годом гражданам рассказывают о том, что нас ждёт, а через год снова те же обещания. Нельзя отчитываться о проделанной работе причинами и обстоятельствами. Помните, как говорила героиня фильма «Москва слезам не верит»: «Меня не интересует, почему не сделано. Меня интересует, что предпринято, чтобы было сделано!» Не нужно говорить, что не хватает средств. Скажите, что вы сделали, чтобы этих средств стало больше. Можно сколь угодно долго жаловаться на несправедливость налогового законодательства, которое оставляет в бюджете города 15,1% от общей налоговой массы, собранной в городе, и не менее лукаво умалчивать о безвозмездных перечислениях из бюджета области.

Бюджет - дело тонкое

По нескольку раз в год муниципальная газета публикует городской бюджет. Прогнозный план, изменения, отчёт о выполнении. Бюджет - это очень специфический документ, понять который в городе способны не более трёх десятков человек. А составить вообще единицы. Так зачем его нужно печатать многотысячным тиражом в объёме полутора десятков газетных страниц? Ведь муниципальная газета тоже датируется из городского бюджета. Почему это не сделать на сайте администрации?
А может быть это делается в надежде, что читатели просмотрят текстовую часть, где год за годом утверждается, будто бюджет имеет явную социальную направленность. И не будет рассматривать пестрящие цифрами страницы, где можно заметить, что именно на социальную политику бюджетом предусмотрено менее 36 млн. рублей, в то время как на функционирование только городской администрации более 53 млн., да плюс ещё городской Совет почти 8 млн.
Что никто не заметит, что изменения, внесённые уже в конце 2014 года, предусматривают всего расходов 1202 млн. рублей («Мичуринская жизнь» от 27 декабря 2014 г.), а в июне текущего года отчитаться, что бюджет исполнен в сумме 1155 млн. да ещё и 31 млн. остался в профиците («Мичуринская жизнь» от 20 июня 2015 г.). Если это называется «прозрачность», то кому она нужна?
Приведя эти цифры, хочу сразу оговориться, что не отношусь к числу борцов за сокращение бюрократического аппарата и средств на его содержание. Уверен, труд муниципального служащего должен быть достойно оплачен. Более того, должна быть создана ещё и система премирования. Достойного премирования. Только хочется, чтобы люди получали деньги за проделанную работу, а не за время, проведённое в кабинете.
Сегодняшний подход к делу по принципу «дайте нам в бюджет денег, а мы их тут освоим» лично меня полностью не устраивает. Крайне лукаво умалчивается тот факт, что собственные налоговые поступления год от года сокращаются в сопоставимом исчислении. А если у города недостаёт собственных доходов, то нет возможности заказывать и оплачивать проекты, на основании которых можно входить в целевые программы. Да и для привлечения этих программ так же нужно местное софинансирование. Собственные доходы нужны и для привлечения инвестиций. Приглашая инвестора, город должен брать на себя расходы по подводу коммуникаций и подъездных путей. В ином случае этот самый инвестор найдёт себе другой населённый пункт, где ему пойдут навстречу.
Здесь считаю уместным несколько углубиться в изучение городского бюджета. Как я уже говорил, это весьма специфический документ. И хотя я отношу себя к числу тех, кто способен разобраться в нём, в рамках данной публикации позволю не разбирать весь массив цифр, а остановлюсь лишь на основных моментах.
Итак, бюджет – это очень короткий список «ручейков», откуда деньги поступают, и очень подробный список статей, на какие направления их предполагается потратить. На эффективности трат сейчас останавливаться не стану. Этому были посвящены предыдущие разделы публикации. Остановлюсь на поступлениях. В собственные доходы города поступают в полном объёме два налога – земельный налог и налог на имущество физических лиц. В год таковых собирается порядка 70 млн. рублей. Основная же часть собственных доходов формируется за счёт отчислений от федеральных налогов, а именно от налога на доходы физических лиц (чаще называемый НДФЛ) и налога на вменённый доход для отдельных видов деятельности.
НДФЛ платит каждый гражданин, кто получает зарплату. А «вменёнку» платят предприниматели. Суммарно это более 220 млн. рублей. Также в доход города идут всевозможные штрафы и прочие неналоговые поступления, но их доля невелика. Очевидным явлением последнего времени стало катастрофическое сокращение количества рабочих мест. Целые предприятия исчезли с карты города, а вслед за этим сокращением и уменьшение налоговых поступлений от НДФЛ. Также за последний год-два сократилось и число предпринимателей. Откуда городу брать средства? Что сделано городскими властями для увеличения собственных доходов?
Процитирую выступление начальника финансового управления администрации города М.А. Макарова на публичных слушаниях об исполнении бюджета: «В целях пополнения доходной части бюджета в 2014 году Мичуринским городским Советом депутатов приняты решения о пересмотре ставок земельного налога и налога на имущество физических лиц». («Мичуринская жизнь» от 20.06.2015 г.) То есть подняли налоги населению. И всё?

Что делать?

А делать нужно почти то же самое, но только почти! Во-первых, нужно повышать налоги. Причём в разы. В десятки раз. Законодательство не позволяет единомоментно повышать, так значит в несколько приёмов. До максимальных ставок. До заоблачных величин. Да только не с граждан, а с владельцев тех территорий, где некогда размещались заводы. Ведь у каждого участка есть владелец. Если эта городская земля не приносит зарплату горожанам и отчисления бюджету, значит, налог на такую землю должен быть просто запредельный!
Во-вторых, необходимо разобраться с каждым метром земли и каждой собачьей будкой на предмет принадлежности. Не должно остаться ни сантиметра «ничьей земли», ни одного кирпича или блока с неустановленным собственником. Тут снова уместно вспомнить об электронной карте города.
В-третьих. Все усилия приложить к стимулированию создания новых высокоэффективных рабочих мест на предприятиях совершенно любой формы собственности.
В-четвёртых. Охватить патентной системой налогообложения максимально возможное количество граждан, предоставляющих услуги населению в индивидуальном порядке.
В-пятых. Усилить контроль за приезжей рабочей силой. Разъясню чуть подробнее. В газетах иногда появляются заметки такого характера: «Для выполнения ремонта фасада прибыли специалисты ООО «Эдисон-строй» (Москва) или «Работы проводит компания из Липецка». Дело в том, что по закону предприятия, зарегистрированные в других субъектах, должны открыть на территории нашего региона «обособленное подразделение» с той целью, чтобы именно НДФЛ платить у нас. Кстати, в том же Липецке с этим просто так не проскочишь! Липчане ни копейки не упустят для своего бюджета. И тут мы снова можем брать с них пример.
В-шестых. Если уж так сложилось, что налог на землю и на зарплату тесно связаны между собой, предлагаю увязать их ещё теснее. Ставки земельного налога (а они находятся в ведении местной власти) для предприятий предлагаю привязать к количеству рабочих мест, созданных на этой территории, тем самым стимулируя именно создание рабочих мест. Также предложить формулу снижения земельного налога вплоть до нуля тем предприятиям, которые обеспечивают занятость и высокую заработную плату нашим горожанам. Такую возможность, как мы уже определили со специалистами в этой сфере, закон позволяет.
В-седьмых. Федеральное налоговое законодательство выстроено таким образом, что, действительно, большая часть налоговых сборов отчисляется в областной и федеральный бюджеты. Но не надо забывать и о том, что существует механизм возврата этих денег назад в муниципалитеты через систему целевых программ. Именно этот аспект хозяйственной деятельности характеризует работоспособность местных органов власти. На местах необходимо подготовить проектную документацию и свою часть в софинансировании программы. После этого в вышестоящих инстанциях доказать свою состоятельность и готовность принять и эффективно потратить программные средства из вышестоящих бюджетов. И в этом ключе трудно не отметить одну особенность нашего менталитета. А именно то обстоятельство, что в вышестоящих инстанциях не всегда просто добиться того, чтобы просителя хотя бы выслушали. Но у нашего города в этом плане особое положение. Выходцы из Мичуринска занимали и занимают значимые посты и в областной администрации, и в облдуме, во многих ведомствах вплоть до федерального уровня. Почему на протяжении многих лет не используется этот ресурс? Сейчас наш земляк исполняет обязанности главы администрации области. Если Александр Валерьевич, будучи в должности председателя облдумы, так много сделал для своего родного города, то представьте, какой шанс у города появляется в перспективе! Но боже упаси надеяться, что он всё сделает за нас. Наоборот. Мы должны усердно трудиться под руководством земляка, преображая наш город.
Именно поэтому ещё раз скажу о необходимости восстановления в городской администрации управления экономики. Нам нужны специалисты, способные не только потратить бюджетные средства, но и активно работать над наполнением городской казны. И такие люди у нас в городе есть. Кстати и в стенах администрации тоже.
Управление экономики должно создать концепцию экономического развития города, план работы администрации по наполнению городского бюджета и его расходования с учётом концепции альтернативных издержек вместо хаотичных движений по латанию дыр и исполнению воли одного руководителя. Создать условия для привлечения инвестиций и местоприложения народных инициатив, чтобы каждый неравнодушный к судьбе города мог найти себе достойное применение и по силам, и по душе. Чтобы город уверенно смотрел в будущее, уже сейчас надо упорно трудиться. Ведь завтра начинается уже сегодня.

Послесловие

...Перед минувшими выходными автор этих строк проезжал по улице Кирсановской. День клонился к закату. У вокзала Мичуринск Воронежский царило заметное оживление: много машин, большое скопление людей с сумками и чемоданами. Это вернулись из Москвы на выходные горожане, отправившиеся в столицу на заработки. А как бы хотелось, чтобы вернулись навсегда!

Автор:Борис кузьмин