Завтра начинается сегодня

19 июня 2015, 23:00 1268

Город не должен развиваться стихийно и хаотично, как в последние годы. Слишком уж много построек, перепланировок и внешних изменений происходит бесконтрольно.

© Мичуринская правда - http://www.michpravda.ru/ (06/19/2015 - 13:22)

Строительство нового магазина на ул. Лермонтова. Была детская площадка, но кто-то решил, что в этом районе крайне мало магазинов.

(Продолжение. Начало в № 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43)

Экономика не может стоять на месте. Открываются новые торговые центры, магазинчики, строится жильё, как грибы растут гаражи. Сам по себе процесс, вызывающий поощрения. Но невооружённым взглядом видно, что вся эта кипучая, бурная деятельность происходит не по инициативе местной власти. Власть лишь «согласовывает». Я твёрдо знаю одно. В нормально развивающемся городе должно быть городское планирование. Законодательно это выглядит упрощённо так. Разрабатывается первая очередь генерального плана застройки. Город делится на условные районы. Обозначается их предназначение, высотность застройки. Оговаривается транспортное сообщение между районами и т. д. Эту часть работы выполнили ещё в середине девяностых. Был выкуплен у проектного института план, заказанный ещё в конце восьмидесятых. Но в нулевые от него решили отказаться и заказали новый. Однако несколько лет ушло практически лишь на то, чтобы присовокупить к нему зону застройки между городом и Кочетовкой. Других принципиальных различий почти нет. Примечательно и то, что уже построена дорога (также без глубокого проектного обеспечения) гордо именуемая проспектом Мичурина. В том же ключе образовалась новая улица, которой городской Совет присвоил имя академика Яковлева. 
Но как бы там ни было, а Генплан есть, первый этап работы выполнен, и можно двигаться дальше. Следующим этапом должны стать разработка и принятие Правил застройки и землепользования. Это особо важный документ для жизни города, который для каждого района, выделенного Генпланом, предусматривает (я бы даже сказал регламентирует) критерии построек и территорий вокруг них. Особенно важно это в отношении исторического центра. Документ должен чётко расписать, как должны выглядеть и какими материалами должны быть выполнены кровли домов, фасады и их цоколи. Заборы, ворота, калитки. Рисунок оконных переплётов и дверей. Расстояние между окнами и от окон до карнизов во вновь проектируемых строениях. И так всё до мелочей. 
Подобного рода документы могут быть разработаны как муниципальными службами самостоятельно, так и заказаны специализированным организациям. Несомненно, у профессионалов это получается легче и быстрее, только будут ли проектировщики из Москвы или Саратова заботиться о сохранении местного колорита и особенностей нашего города?
В ту пору, когда должность главного архитектора занимал Н.А. Аверочкин, мы с ним много обсуждали детали создаваемого документа. Я приносил образцы, созданные в других городах и присылаемые мне моими товарищами и знакомыми. В каких-то городах очень удачно были расписаны мельчайшие детали архитектуры. Что-то можно было использовать в качестве образа и подобия. Где-то радовал подход к делу. Каждый такой вариант вызывал между нами увлекательную и содержательную беседу. Николай Андреевич собирал все эти материалы, и общая канва документа как-то уже складывалась. Но потом он был отстранён от работы, и разработка документа встала.
Вспомнили о нём лишь тогда, когда федеральное законодательство запретило дальнейшую работу органов местной власти без подобного законодательного акта. Времени на нормальную проработку статей документа уже не было. Обобщили иногда противоречащие друг другу куски, приготовленные в том числе и Аверочкиным, и автором этих строк, в один документ. И в последние дни декабря приняли накануне вступления в силу Федерального закона.
Документ получился сырым и противоречивым. Впоследствии к нему приняли уже десятки изменений и поправок, которые не только не исправляют многих ошибок, но и более того - подрывают принцип незыблемости правил. Оставляют возможность что-то изменить в угоду сегодняшнему дню, продолжая вакханалию дикой застройки и переделок.
В этой связи хочется высказать всё тот же упрёк власти в оторванности от народа. Формально всё было сделано. И проект Правил был опубликован в муниципальной газете, и публичные слушания проведены. Но почему же так получилось, что документ, который касается каждого, кто живёт в городе, который, может быть, даже важнее, чем Устав города, по своей повседневной востребованности, был принят без широкого, настоящего обсуждения как в кругах профессионального сообщества, так и широких слоёв общественности?
Тут же упрекну и сограждан. Земляки, а что никто не читал проект Правил? И объявление о публичных слушаниях тоже никто не видел? Или удобнее, сидя на скамейке обсуждать, что на месте детской площадки появился магазин или гараж, а нерадивый собственник сбил лепные наличники и отделал исторический дом сайдингом? А для чего тогда эти публикации? Слушания? Это же наш город!
Считаю, что крайне срочно нужно довести Правила застройки и землепользования до состояния нормального рабочего документа с учётом особенностей местной архитектуры. Привести его в состояние документа, защищающего исторически сложившийся дух города, а не разрушающий его. Это позволит, наконец, перейти к третьему этапу планирования - архитектурному решению застройки территории. В отношении каждой постройки, будь то дом, цех, магазин, гараж, должно быть принято решение, что оставить, что снести, что пойдёт под реконструкцию. Как следует выглядеть каждому (КАЖДОМУ!) зданию, и каково его предназначение. Сколько в каждом квартале должно быть объектов торговли, бытового обслуживания и развлечений. С соответствующим планированием проездов, парковок, пешеходных дорожек, зон отдыха, детских и спортивных площадок, решая попутно проблемы «ничьей земли», какие территории должны быть выделены под парки и скверы, под установку новых памятников и просто скульптурных композиций, фонтанов. Всё это позволит создать условия для поддержания чистоты и порядка, сделать город удобным, красивым и комфортным. Только такой подход позволит прекратить постоянный перевод жилого фонда под магазины, кафе, парикмахерские и медицинские кабинеты без учёта возможности парковки и соседства с жителями. Городская власть не должна «согласовывать» предложение. Хочет человек или компания заниматься определённым видом деятельности - городская власть должна предложить ему несколько вариантов, где это запланировано. Такой подход называют реализацией инвестиционных площадок. Хочешь магазин, кафе, автосервис? Можно тут, тут и тут. Фасад должен выглядеть вот так, крыша вот так, окна и вывески так. Газ подключите оттуда, воду оттуда. И ещё. Благоустройте территорию в каких-то границах и обустройте столько-то парковочных мест. Устраивает? Оплатите проект и вперёд, строить! (отделывать, ремонтировать).
Ещё несколько лет назад уже упоминавшийся мэр Липецка М. Гулевский сказал липчанам: «Мы с вами достигли такой глубины планирования, что независимо от того, кто будет у руля городской власти, тот облик города, который мы с вами сформировали, будет неизменен. Любому городскому чиновнику остаётся лишь претворять намеченный план в жизнь». Остаётся только по белому позавидовать и стремиться к такому же состоянию, как у соседей. Понимая, насколько мы отстали по времени, работать надо очень быстро и эффективно.

(Продолжение следует).