Лента новостей
Статья20 августа 2016, 00:00

Заморский горододелец

Размышляя о подвиге наших выдающихся предшественников, повествуя об истории создания грандиозной Белгородской черты, коллеги-краеведы регулярно упоминают имя талантливого голландского инженера Яна Корнелия (в русской огласовке - Яна Корнилова), разработавшего чертежи и план строительства невиданного доселе фортификационного сооружения.

Козловский вал в районе села Устье. Фото Александра Былкина.
Козловский вал в районе села Устье. Фото Александра Былкина.
Однако далее скромного упоминания имени инженера из Амстердама в своих исследованиях они почему-то не идут. Мало того, порой именуют талантливого инженера то «Я. Корнилов», то «Галаянц Ян Корнилович», невольно превращая его в уроженца одной из солнечной республик бывшего Советского Союза. Неужели неинтересна судьба этого явно неординарного человека: чем он уникален и знаменит? Оговоримся сразу: прибытие в Москву в феврале 1631 года инженера из Амстердама Яна Корнелия ван Роденбурга (так полностью звучит его имя) не было случайным. К этому времени традиционное русское крепостное каменное зодчество стало более чем затратным, а появление целой серии быстровозводимых городов-крепостей, а также фортификационных сооружений требовало от администраторов экономии времени, средств, а также поиск новых решений и технологий. Так появился в России «городовой земляного дела горододелец» - человек, оставшийся в русских хрониках благодаря профессии, связанной с необычным характером деятельности - возведением земляных укреплений.
Вот как сообщается о приезде мастера в русских источниках: «В нынешнем 139 (1631) Февраля 3 день приехал к Государю на время служить Немчин, сказал, зовут его Яном Корнилом, жилец Голландский земли города Амстердама, городовой мастер и делает городы каменные и деревянные и подкопы под городы подводит и шанцы делает и рвы копает».
Способности заморского гостя в Москве оценили сразу: недаром первое его жалованье составляло 50 рублей в месяц, а позднее оно было увеличено до 65 рублей. Вскоре после приезда инженер сделал образец (макет) земляного города, который был представлен царю Михаилу Фёдоровичу. Через год Яну Корнелию было поручено по одобренному проекту возвести земляную крепость в Ростове. И уже в 1634 году строительство было завершено.Кстати, построенная Яном Корнелием ван Роденбургом земляная крепость в прекрасном русском городе существует до наших дней, входит в комплекс Ростовского кремля, а также послужила основой для налаживания культурных связей между администрацией Ярославской области и посольством Нидерландов, которое дорожит наследием своего земляка, прославившего Отечество далеко за его пределами.
После завершения возведения Ростовской твердыни с 1636 года ван Роденбург работал на строительстве фортификаций Засечной черты на южной границе России, где по его плану были сооружены некоторые укрепления. По мнению специалистов, среди бастионов Черты есть несколько таких, которые полностью соответствуют староголландской системе.
По поводу развернувшегося строительства царь и великий князь Михаил Фёдорович направил первым воеводам И.В. Биркину и М.И. Спешневу грамоту: «а по нашей мысли и по сказке ратных людей, которые были под Смоленском и в Можайске, а ныне с вами в Козлове, меж Польного Воронежа и Челновой лучше быть земляному валу и земляным городкам», - говорилось в том документе. На сооружении в Поле именно земляного вала настаивал и Ян Корнелий, убедивший думных дьяков Ивана Гавренёва и Григория Ларионова в таком его исполнении.
Кстати, земляному валу (в отличие от деревянной стены) отдавал предпочтение и один из основателей города-крепости И.В. Биркин. По его мнению, деревянная стена, построенная на столь большом расстоянии, могла легко пострадать от пожара. А «палить степь» в те годы было делом обычным. Таким образом, мнения специалистов - воеводы и инженера - оказались единодушны. Согласно сохранившимся документам на козловском участке вала в распоряжении талантливого голландского инженера было 1200 конных и пеших работников, а также 150 человек, «кои хворостом вал прокладывали». В большинстве своём это были выходцы с Рязанщины, Лебедяни, Ельца и Воронежа, явившиеся в Козлов по указному повелению с полным нарядом: пищалями, рогатинами, топорами, лопатами, заступами и кирками. За месяц своей работы по сооружению черты получали они по полтора рубля государева жалованья. Причём по своему социальному статусу состав строителей был также разнообразен - среди них трудились и дети боярские, и жилецкие, и патриаршие, и монастырские. Одни работали заступами и кирками, другие «держали сторожи» и патрулировали округу, высматривая в степи татар и ногайцев.
Кроме Козловского участка засечной черты, талантливый иноземец активно работал на безлесных участках Тульской, Веневской и Каширской засек - там, где необходимы были земляные укрепления.
Но и в дальнейшем имя Яна Корнелия не исчезло со страниц отечественных хроник. После семи лет пребывания в России, куда, как указывал московский летописец, он приехал служить «на время», инженер поступил на службу к королю Швеции, где достиг существенных высот, став генерал-квартирмейстером, по сути, руководителем всех фортификационных работ. Его работы в 1640-50 годах сосредоточены в подвластной Швеции (и соседних с Россией Лифляндии и Эстляндии).
По мнению исследователей, в своих проектах Ян Корнелий ван Роденбург усовершенствовал староголландскую фортификационную систему. Однако осмелимся предположить, что, возводя укрепления южнорусской Засечной черты, он всё же привносил в неё новые элементы и принципы, которые мы можем видеть, посещая сохранившиеся бастионы Козловского вала. Первого в России искусственного укрепления, уникального своей протяжённостью.

Автор:Михаил Белых