Лента новостей
Статья30 августа 2014, 01:00

"Я так хочу, чтобы вы были моей мамой!"

"Я так хочу, чтобы вы были моей мамой!"

В школьных коридорах, классах, столовых ещё хозяйничает тишина. Но уже послезавтра гул детских голосов наполнит жизнью опустевшие на время каникул учебные заведения. Нарядные, с букетами цветов придут девчонки и мальчишки к своим учителям. Особенно волнующим 1 сентября окажется
для первоклассников и их родителей. От первых шагов по дороге знаний длиной девять-одиннадцать долгих лет во многом зависит успешность её прохождения. Накануне начала учебного года мы побеседовали с завучем по учебно-воспитательной работе в начальных классах, учителем 3-а класса средней школы №9 И.П. Минаковой. Инна Петровна поделилась накопленным за долгие годы работы опытом, рассказала, как можно помочь детям адаптироваться в новой для них среде.

В отличие от большинства общеобразовательных учебных заведений, где подготовка к школе проходит летом, в девятой заниматься с ребятнёй, готовящейся поменять статус дошколят на ученический, начинают уже в декабре. Каждую субботу, помимо учителя, с ними встречается психолог, обследования проводит логопед. Поэтому в сентябре первоклассники приходят в школу без боязни неизвестности, как к себе домой.
«Все мы разные, человек индивидуален. Так же, как и взрослые, дети не похожи друг на друга, - делится Инна Петровна. - В нашей школе учителя стараются к каждому ребёнку подобрать свой ключик. И очень важно, чтобы дети, вступая в школьную жизнь, не боялись допускать ошибок. Я никогда ученику не говорю: ты неправ, это неверно. Детей не надо пугать, необходимо учить их так, чтобы они постепенно осознали свои ошибки. Пусть не боятся думать и давать, в том числе и неправильные, ответы».
Большинство малышей мечтают повзрослеть и сесть за парту. Однако случается, что ребёнок категорически не хочет идти в школу. Здесь следует задуматься взрослым, что они или кто-то из окружения их дочек и сыночков сделал не так. Возможно, мама или папа часто пугали чадо: «Вот пойдёшь в школу, там тебя научат!». Иногда будущего первоклассника негативно настраивают старшие сестра или брат. Тогда следует успокоить кроху, объяснить ему, что школа – его жизнь, и можно сказать, второй дом, в котором очень интересно и комфортно. Конечно, прежде всего от первого учителя зависит, развеются ли опасения ученика. В практике Инны Петровны был необычный случай. Она работала ещё в шестой школе. Кроме непродолжительных занятий летом, подготовки к началу учебного года не было. Одна из девочек в июне проболела, и первое её знакомство с учителем и классом произошло 1 сентября. На торжественной линейке она ничем не выделялась среди других ребят. Но странности начали происходить уже на следующий день. За партой Кати (имя изменено) вдруг не оказалось. А на резонный вопрос первоклашкам, где их одноклассница, те указали под стол. Учитель позволила ребёнку сидеть в укрытии до самого звонка. На перемене вновь подошла к Катюше, и в ответ на свои вопросы услышала взволнованную тираду: «Я боюсь, мне страшно, где моя мама?». Маму нашли, благо жила она недалеко и была в отпуске. Женщина объяснила, что её дочка не посещала детский сад и очень напугана. Большой педагогический такт потребовался от педагога, чтобы её ученица смогла привыкнуть к школе и чтобы у её ровесников не появилось желание смеяться над необычным поведением девочки. Под партой Катя провела полмесяца. Там, чтобы не терять попусту время, на положенной на стульчик тетрадке по предложению мудрого учителя она выполняла классные задания. Постепенно педагог смогла «вытащить» ребёнка из убежища, а помогли ей в этом понимание, терпение и чуткость. Сейчас Катя - старшеклассница, учится на одни пятёрки, у неё много друзей и подруг.
Был в практике представителя самой гуманной профессии и противоположный случай. Мальчик, который охотно приходил в школу, вдруг потерял к ней всякий интерес. Об этом учителю сообщила мама. И правильно сделала. Педагогу удалось разговорить малыша и выяснить, что из-за небольшого заикания мальчуган подвергается насмешкам одноклассников. Инна Петровна смогла разрядить напряжённую ситуацию. «Учитель должен не только учить. Ему необходимо уметь сплотить класс, объяснить детям, что они все - и более сильные, и слабые - в школе равны», - говорит она и, задумчиво улыбаясь, продолжает. - Очень люблю ребятишек. Никогда не делю их на успевающих и отстающих. Ведь не так это и важно, главное, чтобы человек вырос хороший. И вообще учеников начальных классов не надо наказывать плохими отметками, лучше их подбадривать, поощрять. Я, например, покупаю для ребят яркие наклейки, которые у детей появляются на тетрадках: «За старание», «За быстрый ответ», «За активность на уроке», «За аккуратность».
Часто родители, когда приходит время собирать ребёнка в первый класс, выбирают не учебное заведение, а педагога. Ведь от учителя начальных классов зависит очень многое в судьбе учеников. Для И.П. Минаковой школа давно стала больше, чем просто местом работы. Она с любовью рассказывает о своих воспитанниках, бережно хранит подаренные ими рисунки и поделки. Одно из показанных моей собеседницей художеств не может не вызвать улыбку. На небольшом листочке третьеклассник Илья Шамшин изобразил цветы, домик, бабочки. А на обратной стороне подписал «Инусику Петрусику». Как оказалось, именно так в домашней обстановке мальчик называет своего наставника. Некоторые же подарки нельзя потрогать, посмотреть глазами, но нет дороже их для настоящего учителя. Однажды на перемене педагога, как всегда, окружили дети. Она их обняла. И неожиданно девочка Наташа сказала: «Инна Петровна, я так хочу, чтобы вы были моей мамой!». Эти слова для героини нашего рассказа стали лучшей наградой. «Вот оно, настоящее счастье учителя, - говорит она. - А большего и не надо!».

Из досье «МП»

И.П. Минакова, учитель начальных классов, заместитель директора по учебно-воспитательной работе (начальные классы).
Инна Петровна окончила факультет начальных классов Мичуринского педагогического института в 1988 году. В течение девятнадцати лет учила ребятишек в школе №6. Затем пришла работать в среднюю школу №9. Общий стаж работы – 26 лет. В 2011 году она стала победителем областного конкурса «Народный учитель Тамбовской области», в копилке её наград медаль «За доблестный труд - во славу Отечества».

Автор:Юлия Голышкина