Лента новостей
Статья28 августа 2014, 01:00

Второй после режиссёра

Каждому от рождения дано своё: наблюдательность, аналитический ум, творческие задатки в разных сферах. Врождённые способности так или иначе определяют всю жизнь человека. Среди большого разнообразия профессий есть такие, которые требуют синтеза физики и лирики. К их числу относится работа кинооператора.

Мичуринец Михаил Блинцов после девятого класса увлёкся искусством фотографии. Старшекласснику без труда удавалось подмечать необычное в простом, красивое в посредственном, возвышенное в приземлённом. Его снимки хвалили, охотно брали в газету. Стану режиссёром, решил парнишка по окончании школы №2 и, недолго думая, отправился прямо во Всероссийский государственный университет кинематографии имени С.А. Герасимова (ВГИК). «Для режиссёрского факультета вам, молодой человек, нужно готовить на творческий конкурс басню, прозу, а с фотографиями лучше податься на операторский», - посоветовали ему в Москве. Вот незадача! «А впрочем, оператор - тоже хорошая профессия», - рассудил абитуриент из провинции и в 2004 году с четвёртого раза (!), проявив незаурядные упорство и волю, влился в ряды студентов самого престижного киношного вуза страны.
- В процессе учёбы всем нам мечталось снимать суперсюжеты, - вспоминает Михаил. - Мы были уверены, что лишь так сможем в полной мере проявить свой талант, поразив педагогов неожиданными решениями, новаторскими подходами. Но нет. Главное требование руководителей заключалось в построении кадра по свету. Принимались в расчёт также композиция, масштаб изображения, глубина резкости, ритм движения камеры. Вообще довольно быстро мы поняли, что профессия оператора очень мужская по своей сути, она требует высокой сообразительности, выносливости, налагает колоссальную ответственность за весь кинематографический процесс.
Режиссёры делятся на два типа: одни полностью доверяют операторам, а другие предпочитают направлять их. Когда я работал с коллегами из «Казахфильма» над проектом «Бопем», художники и вовсе зарисовывали мне раскадровку.
Во время учёбы во ВГИКе Михаил Блинцов попал в мастерскую Юрия Невского, снявшего известную комедию «Любовь и голуби», и классика советской документалистики Сергея Медынского, долгое время занимавшего пост главного оператора творческого объединения «Экран». Многому научился у прославленных педагогов. Пять лет как вихрь пронеслись в атмосфере творческого задора и общения с единомышленниками. Настало время выпуска. Дипломную короткометражку «Колесо», снятую в Тыве выпускниками разных факультетов института, авторы посвятили теме нравственного выбора, использовав в сюжете колорит традиционной этнической культуры кочевых народов.
А дальше молодые специалисты отправились на вольные хлеба. За шесть послевузовских лет Михаил успел поработать на съёмках нескольких телесериалов, короткометражных игровых и документальных фильмов. Один из них - «Поиск продолжается», повествующий о работе добровольных организаций военно-патриотического направления, занимающихся поиском останков солдат, погибших во время Великой Отечественной войны, стал дипломантом проходившего в Москве «Детектив-феста», а чуть позже на другом фестивале под названием «Победим вместе» взял приз как лучший документальный фильм. Режиссёром киноленты выступил выпускник мастерской Марлена Хуциева Роман Зимин. Последние два года Михаил Блинцов входит в съёмочную группу другого представителя школы кинодокументалистики Сергея Дворцевого. Режиссёр преуспел и в игровом кинематографе, получив в 2008 году за дебютную художественную картину «Тюльпан» 18 призов на крупнейших международных кинофестивалях, включая Каннский.
Не гонясь за коммерческим успехом, наш земляк нередко реализует себя в авторском кино, где на первый план выступают морально-нравственные проблемы долга и чести, любви к родине и семье. Зоркая цепкость глаза, изящная хореография камеры каждый раз помогают оператору наилучшим образом передать замысел сценариста и режиссёра.
Нашла воплощение и давняя мечта Михаила о режиссуре. В окрестностях родного Мичуринска он за два года снял небольшой игровой фильм с рабочим названием «Проехали». Сам написал сценарий, сам спродюсировал. Главную роль доверил актёру Мичуринского драматического театра Егору Катушенко, на остальные взял просто хороших знакомых из числа земляков. На примере судьбы профессионального спортсмена-велосипедиста автор рассказывает о том, насколько непосильным может быть для человека испытание славой. В настоящее время картина находится на стадии монтажа.
Говорят, зритель видит фильм глазами кинооператора. Так и есть. Во многом от мастерства именно этого специалиста, его умения почувствовать и передать атмосферу кинокартины зависит её успех. Приятно осознавать, что благодаря талантливым мичуринцам и наш город имеет отношение к сфере киноиндустрии.

Автор:Ирина Адам