Лента новостей
Статья13 августа 2016, 07:00

Всё манят голубые дали

В числе тех, кто отмечает День ВВС, праздникмужественных людей, для которых небо на многие годы стало вторым домом, и Иван Владимирович Баранов. Более 20 лет майор в отставке, военный лётчик первого класса живёт и работает в Мичуринске.

Курсант И.В. Баранов.
Курсант И.В. Баранов.

У настойчивых
мечты
сбываются

Его малая родина - на Орловщине. Детство и юность прошли в посёлке Красная Горка. Мальчишкой с восхищением наблюдал за полётом самолётов и мечтал когда-нибудь подняться в небо. Его мечта сбылась: окончив школу, в 1971 году поступил в Тамбовское высшее авиационное училище лётчиков имени Марины Расковой. Это была серьёзная школа защитников воздушных границ СССР. Курсанты основательно изучали специальные дисциплины, прыгали с парашютом, пять раз в неделю совершали полёты, сначала с инструктором, затем самостоятельно. Первым осваивали учебно-боевой истребитель Л-29. Когда на третьем курсе постигали лётную науку на базе мичуринского полка, летали на фронтовом бомбардировщике ИЛ-28. Стажировку И.В. Баранов проходил в Спасске-Дальнем Приморского края. Там курсанты пилотировали дальний бомбардировщик ТУ-16.

В разведку -
над облаками

После окончания училища Ивана Владимировича в звании лейтенанта направили служить в боевой полк, дислоцировавшийся в Моздоке (Северная Осетия). После соответствующего обучения он стал командиром стратегического ракетоносца ТУ-95. Вторую часть службы проходил в гарнизоне Серышево Амурской области. Как командир корабля, экипаж которого состоял из восьми-девяти человек, теперь уже майор И.В. Баранов отвечал за выполнение заданий командования и обеспечивал поддержание экипажа в состоянии боевой готовности. Это достигалось, в частности, регулярными полётами, которые совершались не реже двух раз в неделю. Длительность их доходила до 15 часов. Конечно, такое испытание требовало хорошей физической подготовки. «Полёты проходили на высоте 10-11 километров, - вспоминает Иван Владимирович. - С такого расстояния земля видится как большая географическая карта. Чаще же летели над облаками, за которыми земли не видно».
Способного быстро оценивать сложившуюся в небе обстановку и принимать правильные решения И.В. Баранова назначили командиром отряда, в состав которого входило три самолёта. Учения проводились с участием не только одиночных самолётов, но и эскадрильи (шесть самолётов), и нескольких эскадрилий. Это было продиктовано необходимостью отработать взаимодействие целой группы самолётов. Экипажи получали разные задания. Одно из наиболее значимых - проведение радиотехнической разведки. В ходе его выполнения наш герой совершал полёты над нейтральными водами северных морей за Кольским полуостровом, над нейтральными водами Тихого океана. «В кабине самолёта - никаких эмоций, - делится воспоминаниями Иван Владимирович. - В сознании одна мысль - как успешно выполнить задание командования. При скорости полёта 750-800 километров в час перегрузок не бывает. Но усталость после полёта лётчик, конечно, испытывает».

И вновь
судьба
в Мичуринск
привела

Посвятив 20 лет делу защиты Родины, в начале девяностых И.В. Баранов вышел в отставку по состоянию здоровья. Поступил на работу на локомотиворемонтный завод, где трудится и в настоящее время начальником сектора по гражданской обороне, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности.
В Мичуринск Иван Владимирович попал волей судьбы. Как уже было сказано выше, здесь проходила его учёба на третьем курсе училища. В это время он познакомился со своей будущей супругой Татьяной, делившей с мужем все тяготы армейской жизни. После окончания службы супруги переехали в наш город. В семье двое детей. Сын Андрей работает на заводе электромехаником, дочь Наталья - экономистом. Трудовая династия!
Прошло четверть века с тех пор, как И.В. Баранов в последний раз сел за штурвал боевого корабля, но до сих пор его не оставляют во снах голубые дали неба и парящие в нём серебристые самолёты.

Автор:Владимир Кужелев