Лента новостей
Статья28 апреля 2018, 10:32

Вот мчится тройка почтовая…

По воспоминаниям современников, в XIX веке в размеренное движение городских улиц существенную суматоху вносили звенящие вдали колокольчики: при этом извозчики, кучера, ломовики, нахлёстывая лошадей, жались к краям тротуаров. Столь явный переполох в размеренно текущий жизненный уклад российских городов вносили курьерские и почтовые тройки, которым прочие участники уличного движения обязаны были уступать мостовую.

Поддужные колокольчики. Фото Михаила Белых
Поддужные колокольчики. Фото Михаила Белых

Обычай ездить на тройках с колокольчиками и бубенцами распространился в России с конца XVIII века. Просто почтовым и курьерским экипажам был необходим инструмент, который бы заблаговременно извещал окружающих об их скором прибытии на очередную почтовую станцию для быстрой смены лошадей, а заодно и предупреждал о необходимости уступить им дорогу.
Примечательно, что в Европе для аналогичной цели служил почтовый рожок, но в России он не прижился. Современники сообщали, что по дорогам мчались почтовые и курьерские подводы с лихими посвистами и криком. За это ямщиков пытались наказывать, их штрафовали, били батогами. Всё бесполезно. Рожок так и остался неприменяемым атрибутом русской почтовой гоньбы. Колокольчик же быстро полюбился ямщикам и с успехом исполнял роль почтового рожка.
Не исключено, что своим рождением почтовый колокольчик обязан особому распространению церковных колоколов в России и особому отношению к ним в народе как к явлению национальной культуры. Недаром существовали легенды о происхождении ямских колокольчиков от вечевых колоколов Новгорода и Пскова, олицетворявших свободу и независимость.
Главным достоинством сигнального колокольчика была громкость звука. При быстрой езде колокольчики, которые подвешивались под дугой, издавали весьма сильный звон, слышимый за несколько вёрст. Тем не менее при въезде в город необходимо было подвязывать им языки. Так власти боролись с шумом. Однако запрет не касался курьерских и фельдъегерских троек, следовавших через города, не снижая скорости.

Вот мчится тройка почтовая
Вдоль по дорожке столбовой,
И колокольчик, дар Валдая,
Гудит уныло под дугой.

Со временем одноколки, двуколки и тройки с поддужными колокольчиками стали использовать не только для перевозки почты и казённых пассажиров земских ставок, но и для катания молодожёнов, их родни и гостей на свадьбах, праздниках и народных гуляниях. А грамотный подбор колокольчиков и бубенцов, издававших при езде «согласный звон», получил название «ямской гармонии».
По мнению отдельных граждан, столь благозвучный звук достигался мастерами благодаря добавлению в сплав серебра. Не случайно некоторые колокольчики имели соответствующую надпись. Однако, как отмечал в своём исследовании А.К. Ганулич, спектральный анализ химического состава сплава, из которого были отлиты колокольчики, показывал примерно одинаковое содержание этого благородного металла в изделиях с серебром и без. Более того, содержание серебра в сплаве оказалось столь незначительным, что его можно считать примесью. Специалисты убедительно доказали, что увеличение доли серебра в колокольной бронзе отнюдь не улучшает, вопреки сложившемуся мнению, акустические свойства колокола.
До наших дней сохранилось великое множество поддужных колокольчиков, изготовленных из медных сплавов и железа мастерами Валдая, Касимова, Рязани, Кунгура, Пуреха и других центров этого кустарного промысла.
Примечательно, что на Тамбовщине такой вид производства широкого распространения не нашёл. Однако в «Экономических примечаниях Козловского уезда», датированных концом XVIII века, речь идёт о стоящем вне города колокольном заводе воронежского купца Дмитрия Самохвалова, на котором ежегодно выливалось до 350 пудов колоколов, продававшихся как в Козлове, так и одноимённом уезде.
Необходимо отметить, что это кустарное предприятие просуществовало достаточно длительное время. Так, к 1903 году на нём трудилось 16 работников, а производительность составляла десять тысяч рублей в год. Неужели здесь отливались лишь колокола для храмов? Кстати, по версии автора, именно это кустарное предприятие дало название и современной улице Колокольной, вошедшей в прошлом веке в состав Мичуринска.

Автор:Михаил Белых