Великая сила искусства

21 января 2019, 10:47 641

Мичуринский драматический театр в 2019 году отметит свой 122-й театральный сезон. Цифра, хотя и не круглая, но уж точно не рядовая. За все годы своего существования театр, основанный в позапрошлом веке козловскими купцами, стал одним из главных культурно-исторических учреждений нашего города и области. О том, какие премьеры в 2019 году увидят его зрители, как подбирается репертуар и над чем работают актёры, мы решили узнать у его главного режиссёра Николая Елесина. 

© Мичуринская правда - http://www.michpravda.ru/ (01/21/2019 - 11:44)

- Николай Глебович, вы уже три года работаете главным режиссёром Мичуринского театра. А до этого ставили спектакли в театрах Сибири и Дальнего Востока. Что, на ваш взгляд, отличает театр Мичуринска?
- Вряд ли я могу говорить о каких-то кардинальных отличиях. Но могу заверить - наш театр один из лучших в стране, несмотря на то, что находится в небольшом городе. Здесь играют прекрасные талантливые актёры, он располагает современной звуковой и световой аппаратурой, у него богатая история. И даже сам театр у нас начинается не с вешалки, как принято говорить в таких случаях, а уже с самого здания - одно оно чего стоит!

- Сколько спектаклей ежегодно вы ставите?
- Я ставлю две-три пьесы. Но, кроме меня, театр работает и с другими - приглашёнными - режиссёрами. В общей сложности восемь-девять работ.

- Это стандартная цифра для театра с таким количественным составом актёрской труппы?
- Здесь нет единого стандарта. Другие ставят, например, четыре постановки. На сцене Тамбовского драмтеатра - 12-13 премьер. Это, скорее, зависит от режиссёра и труппы, нежели от какой-то установки сверху.

- А практика работы с приглашёнными режиссёрами - это что: новаторство или традиция?
- Традиция, причём давняя, распространённая и на больших, и на малых сценах. Для поиска и творческого роста такой круговорот необходим. В конце концов он важен и для того, чтобы дать зрителю возможность выбора. Хотя, есть авторские театры, которые исключают подобные эксперименты. Но таких немного, и это опять же зависит от субъективного взгляда режиссёра.

- Как вы подходите к выбору репертуара? Что здесь для вас является определяющим?
- В большей степени это режиссёрский вкус, интуиция. Но может быть и коллегиальное решение - режиссёра и руководства театра, при этом какого-либо административного давления здесь не бывает, оно просто неуместно. Могу сказать, что директор Мичуринского театра драмы Галина Николаевна Попова - одна из тех руководителей, которая умеет и слышать, и спорить, и находить компромиссы в наших дискуссиях. Так что все наши работы - в какой-то степени коллективное творчество. Но от исходного материала зависит очень многое…

- Ещё Станиславский заметил: «Изъян в идее пьесы нельзя ничем закрыть. Никакая мишура не поможет. Театр живёт не блеском огней, роскошью декораций и костюмов, эффектными мизансценами, а идеями драматурга»…
- Бесспорно. Однако о роскоши декораций и костюмов в провинциальном театре говорить не приходится. Так что наш путь к зрителю - исключительно через мастерство исполнителей и незаурядную, нескучную фабулу произведения. Плюс оригинальная сценография, которая сегодня усложнилась. Таких конструкций, спецэффектов, использующихся сейчас, ещё лет 10-15 назад не было в распоряжении постановщиков. У нас прекрасная и не только по меркам провинциального города техническая база, которая постоянно совершенствуется. И те, кто приходят к нам на спектакли, могут это также увидеть и услышать. Но исправить с помощью эффектного света или звука откровенно слабое произведение не получится. Поэтому успех постановки всё же начинается с выбора пьесы, к которому плюсуется актёрский труд и талант.

- Репертуар - это то, что в значительной степени привлекает публику. Вы, подбирая его, учитываете её запросы или занимаетесь «просвещением»?
- Просвещение - одна из главных задач любого искусства. И театр не исключение. Но и здесь важно найти золотую середину: открывая новые имена авторов или перекраивая по современным лекалам хрестоматийные вещи, остаться интересным для зрителя. Те же комедии Фонвизина, Мольера, драмы Островского или Булгакова - это классика, проверенная временем, но и здесь без экспериментов на сцене всё равно не выжить.

- И что может быть «спасением»?
- Поиск новых форм, смелые трактовки академического текста. В том числе и так называемые «коммерческие» постановки.

- Например…
- Например, пьесы английского драматурга Рея Куни, очень популярного в России и работающего в жанре комедии положения -
одного из древнейших театральных жанров, основанного на курьёзных ситуациях в различных местах. Такие спектакли - непритязательные, лёгкие, но при этом удерживающие зрителя в фокусе внимания. Они всегда были и будут в театральных афишах. В Мичуринске идёт «Ужин с дураком» Франсиса Вебера, он как раз из этой серии.

- Сколько постановок в месяц в театральной афише?
- Около двадцати. Как правило, это вечерние спектакли в пятницу, субботу и воскресенье для взрослых, или в субботу и воскресенье для детей.

- Как вы относитесь к творчеству авторов из категории провокационных? Например, братьев Пресняковых. Чьи тексты и сюжеты не всегда могут вписаться в привычные устоявшиеся каноны жанра…
- Прекрасно! И это не должно быть особенностью или уделом только столичных театров. В 2019 году мы планируем запустить новый проект, который условно можно назвать «PROчтение». Это такое изложение пьесы «с листа» актёрами.

- Это будут открытые показы?
- Да. Пока мы не определились с местом таких постановок. В любом случае большая сцена для них мало подходит. ХХI век немыслим без современной драматургии. «PROчтение» - пробный шар, но с помощью такого творческого теста мы поймём, насколько нужны нашему зрителю пьесы тех авторов, которых вы назвали провокационными…


- Что планируете ставить в ближайшее время?
- Премьер будет несколько. В феврале - два спектакля по пьесам блистательного советского драматурга Александра Володина. 2-3 февраля - «Старшая сестра» (это моя работа), а потом «С любимыми не расставайтесь» (её поставит московский режиссёр Татьяна Воронина).
В 2019 году исполнится 90 лет со дня рождения Василия Шукшина. Мы решили не оставить незамеченной эту дату и поставить спектакль по мотивам «Калины красной», который будет называться «Блудный сын».
В плане и постановка пушкинской «Метели» из цикла «Повести покойного Ивана Петровича Белкина». Эти произведения, как нельзя кстати перекликаются с вашим вопросом о просветительской миссии театра…

- А не планируете замахнуться на Вильяма Шекспира?
- Есть и такие планы. Возможно, появится его бессмертная трагедия «Антоний и Клеопатра». Хотя считаю, что в России есть свой русский Шекспир - Александр Островский. И только по мотивам его гениальных произведений можно ставить прекрасные постановки.

- Как долго обычно идёт подготовка к премьере?
- Примерно 1,5 месяца. За это время готовятся декорации, костюмы, идут репетиции.

- Мичуринские актёры выезжают и на гастроли…
- Обязательно. В год таких поездок насчитывается четыре-пять. Они финансируются из бюджета различных федеральных программ, в которых принимает участие театр. Участие в них - инициатива руководства театра.

- А к вам кто-нибудь приезжает? Я имею в виду не гастроли театров, а антрепризы, в которых играют приглашённые актёры. В советские годы на мичуринской сцене выступали Андрей Миронов, Василий Лановой, Леонид Броневой, Анатолий Папанов…
- Да, у нас будут в этом плане сюрпризы для зрителей. Я намеренно не стану называть имена этих мастеров сцены и экрана. Но уверяю - это действительно популярные актеры.

- Старшее поколение городских театралов с грустью вспоминает, что в советские годы тут были аншлаги. И все 800 мест были заняты…
- Аншлаги бывают и сегодня, но, разумеется, не всегда. Но я, возможно, удивлю вас - к нам на премьеры нередко приезжают и жители Тамбова, Липецка, бывают московские зрители. Кого-то из них приглашают «в гости» местные театралы, а кто-то приезжает и без приглашения.

- Сколько стоят билеты в Мичуринский театр?
- От 150 до 350 рублей. По сравнению с ценами больших городов это немного.

- Ваши актёры работают на контрактной системе?
- Теперь да. Начинающий, но при этом активно задействованный на сцене актёр получает около 25 тысяч рублей. У нас служат четыре заслуженных артиста РФ: Яков Волговской, Татьяна Николаева, Виктория Дзидзан, Валентина Кошмина. В труппе более 30 актёров. Есть и молодёжь - треть наших актёров - вчерашние выпускники театральных вузов.

- Напоследок спрошу - талант подразумевает успех?
- Не всегда. Порой те, кто наделён им, сходят с дистанции задолго до признания. Но справедливости ради надо отметить, что и успех не возможен без таланта. Другое дело, что он не возможен и без кропотливого труда. И здесь нет никакой разницы, где играет актёр: на столичной сцене или в провинции…

Справка «МП»

Николай Елесин в 1991 году окончил Щукинское училище, курс «режиссура драматического театра». Занимался постановками музыкальных спектаклей в Иркутском ТЮЗе им. Вампилова, работал режиссёром в Прокопьевском театре Кемеровской области, главным режиссёром театра драмы и комедии Хабаровского края. В 2011 году по приглашению Тамбовского драматического театра проработал на посту главного режиссёра несколько сезонов. Сейчас - режиссёр Мичуринского драматического театра и преподаватель Тамбовского государственного музыкально-педагогического института имени Рахманинова.