Лента новостей
Статья27 апреля 2006, 01:00

В сетях порока

О существовании игорного бизнеса в Советском Союзе не могло быть и речи - к нему относились как к пороку, порождённому буржуазным обществом. Но вот СССР распался, и большинство бывших советских социалистических республик пошли по капиталистическому пути развития, переняв от Запада незаживающие язвы, в числе которых не последнее место занимает игромания. Почва для её стремительного распространения оказалась чрезвычайно благоприятной. Уставший от нищеты народ захотел разбогатеть сразу, не приложив для этого никаких усилий. Спрос рождает предложение, и вот залы игровых автоматов и казино повылазили как грибы после дождя, опутав сетью порока города и веси бескрайней России.


То, что азартные игры на интерес - большое зло, понимают и их организаторы, и потребители этой сомнительной услуги. Но ни те, ни другие не могут остановиться. Первые по причине нежелания отказаться от идущих к ним самотёком денег, вторые из-за неспособности обуздать свою страсть к лёгкой наживе. В итоге в выигрыше в любом случае оказываются владельцы игорных заведений, зарабатывающие на человеческой алчности сверхприбыли. Соперники в игре неизменно теряют. Проигрываются не только различные суммы денег, но и автомобили, квартиры...


Игра наносит не только материальный, но и моральный вред, растлевая незрелые души неумудрённой опытом молодёжи. Страсть к азартным играм получила определение медиков как социально опасное заболевание. Не случайно под давлением общественности власти и законодательные органы в последнее время стали принимать меры по ограничению деятельности игорных заведений. В частности, в столице России принят соответствующий закон №58, а также издано постановление правительства Москвы от 7 февраля 2006 года "О неотложных мерах по наведению порядка в игорном бизнесе Москвы". А областные Думы четырёх субъектов Российской Федерации, в частности, Орловской области и вовсе приняли законы, запрещающие размещение игорных заведений в черте города.


А что же в Мичуринске? По сведениям, полученным из компетентных источников, в нашем городе действуют 30 (!) залов игровых автоматов, и наблюдается тенденция роста их количества.


Схема появления на свет таких заведений в большинстве случаев одна. Предприниматели покупают квартиры преимущественно в старых домах и переоборудуют жилые помещения в магазины. Такая практика находит поддержку у администрации Мичуринска, приветствующей развитие частного предпринимательства, поскольку последнее служит солидным источником пополнения городской казны и обеспечения рабочих мест. Однако в дальнейшем собственники помещений вместо того чтобы открыть свой бизнес, предоставляют их в аренду липецким, воронежским, тульским предпринимателям, которые специализируются на игорном бизнесе. Те оборудуют злачные заведения и отстёгивают владельцам помещений хороший куш с получаемых доходов.


Вроде бы всё делается правильно - и комар носа не подточит. Но при более детальном изучении этого вопроса выявляются нюансы, свидетельствующие о наличии серьёзных нарушений действующего законодательства. Переоборудуя жилые помещения под магазины, их владельцы согласуют выполняемые работы по перепланировке с органами местного самоуправления. В дальнейшем эти помещения сдаются в аренду представителям игорного бизнеса. Те в свою очередь переоборудуют их под залы игровых автоматов, не согласуя свои действия ни с пожарными, ни с экологами, ни с управлением градостроительства и архитектуры, ни с санитарными службами. Такое практикуется в большинстве случаев.


Ещё один нюанс касается рекламы этих заведений. Решением городского Совета депутатов утверждены правила размещения рекламы. Они, в частности, предусматривают наличие в обязательном порядке проекта крепления настенных рекламных щитов, площадь которых более шести квадратных метров. Последние должны проходить экспертизу на устойчивость от ветра. Делается это с целью обеспечения безопасности при их эксплуатации. Однако решение не выполняется, что можно квалифицировать с юридической точки зрения как административное правонарушение. К сожалению, предусмотренная в таких случаях сумма штрафа незначительна, она не может служить сдерживающим фактором для нарушителей.


Жилищный и градостроительный кодексы РФ требуют, чтобы после перепланировки помещения принимались комиссией, в состав которой входят все контролирующие службы: пожарная, санитарная, экологическая и другие. Однако это положение в большинстве случаев не выполняется. И тут есть все основания для вмешательства федеральных органов - пожарного надзора, управления внутренних дел, энергонадзора, "Роспотребнадзора" и т.д. Лица, виновные в нарушении этих кодексов, согласно законодательству должны нести дисциплинарную, имущественную, административную и уголовную ответственность. Но все мы являемся свидетелями того, что это положение на практике не действует, так же, как и положение жилищного кодекса, которое требует согласования переустройства и перепланировки жилых помещений с органами местного самоуправления. В случае его отсутствия согласно законодательству собственник жилого помещения обязан привести его в первоначальный вид. Но тут у нарушителей есть спасительная соломинка: на основании решения суда жилое помещение может быть сохранено в изменённом виде, если не нарушаются интересы и права граждан, проживающих в этом же доме. Но мы видим, что конституционные права граждан бессовестно нарушаются тут и там, в результате чего возникают коллизии между предпринимателями, занимающимися игорным бизнесом, и несчастными людьми, вынужденными переносить все "прелести" нежелательного соседства.


А куда, спрашивается, смотрит городская власть? По имеющимся сведениям, она не остаётся в стороне от решения проблемы, создающей социальную напряжённость. По указанию горадминистрации проверки заведений игорного бизнеса проводят управление внутренних дел, налоговая инспекция, энергонадзор, "Роспотребнадзор", другие контролирующие органы, призванные стоять на страже интересов и соблюдения прав граждан. То есть этот непопулярный у населения города вид предпринимательской деятельности взят под контроль.


Положение может кардинально измениться лишь с принятием федерального закона об игорном бизнесе, который, как видно из предлагаемого для обсуждения депутатами Государственной Думы проекта, запрещает размещение заведений сомнительного свойства в жилых домах, по соседству со школами, другими учебными заведениями и устанавливает квоту (один игровой зал или клуб на 10 тысяч населения). Правда, при условии, если он будет принят без пресловутой поправки - "Закон не имеет обратной силы". Тогда все усилия народных избранников будут сведены по сути на нет.


Как удалось выяснить, в стороне от решения злободневной проблемы не остаётся и Тамбовская областная Дума. Там тоже прорабатываются вопросы ограничения деятельности игорного бизнеса. По прогнозам окончательный результат этой законотворческой деятельности будет готов уже в первом полугодии 2006 года. То есть гражданам, чьи права ущемляются из-за несовместимого соседства, похоже, осталось немного ждать того светлого дня, когда они смогут свободно вздохнуть.

Автор:Владимир Кужелев