Лента новостей
Статья16 января 2019, 12:43

«В нашем сердце и вашего доля»…

Так считают ученики Валентины Дроздовой, преподающей русский язык и литературу в школе № 7

Валентина Дроздова
Валентина Дроздова

Мечты сбываются

«Если соединить в логическую цепочку происходящие с тобой события, то в конце вырисовывается картина, и ты понимаешь, что всё в жизни имеет смысл», - так считает она сама.
Иногда мы и не догадываемся, что детские игры и увлечения могут определить дальнейшую судьбу. Валентина ещё в детстве знала, что будет учителем, и об этом, кроме неё и её двадцати молчаливых учеников-пупсов, никто не ведал. Эта игра была её сокровенной тайной. Она рассаживала на диване двадцать своих кукол, каждой заводила дневник, на листочках выполняла за них задания и ставила оценки в журнал. «Ну что же ты, Сидоров, не подготовился сегодня к урокам. Завтра тебя спрошу, не подведи меня», - нахмурив брови и шмыгнув носом, обращалась малышка к своему «диванному» ученику…
Через всё детство пронесла Валентина свою мечту. После окончания школы в рабочем посёлке Хохольский Воронежской области приехала в Мичуринск и поступила на факультет русского языка и литературы педагогического института. Новая обстановка, беспечная, весёлая студенческая жизнь. Она могла появляться на занятиях временами, но на экзаменах чётко и уверенно отвечать. Преподаватель словесности Татьяна Викторовна Маркелова всегда удивлялась: «Студентка не ходит на лекции, а зачёты сдаёт с первой попытки (многим это удавалось со второй или третьей)». У неё от природы была цепкая память и завидное красноречие.
В студенческие годы Валентина встретила свою любовь. Красавец-первокурсник, молодой десантник Игорь Дроздов ночи напролёт пытался покорить сердце задорной студентки (они познакомились в далёком колхозе во время уборки урожая), увлекательно рассказывая ей про необъятные небесные просторы и захватывающие дух прыжки с парашютом. И это у него получилось, спустя какое-то время они соединились брачным союзом.

Урок, которого
не было
в расписании

Дипломированным специалистом начала Валентина свою трудовую деятельность в мичуринской школе № 2, расположенной в Рабочем посёлке. На занятиях она всегда появлялась с улыбкой, сразу же создавая тёплую, доброжелательную атмосферу. Казалось, в её серо-голубых глазах растворилось небо, шикарные русые волосы кокетливо спускались на плечи, всегда элегантная и интересная, она привлекала к себе внимание. Мальчишки выслеживали молодого педагога после уроков и тайком фотографировали. Фанатично увлечённая своим предметом, она вкладывала в детей душу, зажигала искру, словно Прометей наполняла их сердца огнём любви к литературе, а они жадно ловили каждое её слово.
Для неё не было плохих и хороших, каждый из них был неповторим. Она постоянно вела диалог с учениками, потому всегда считала, что если мысль пришла, то её надо высказать. Им же не хватало времени на уроках, и они по собственной воле полным составом выпускного класса приходили на первый свободный урок, которого не было в расписании.

Поломанный стул

В классах всегда встречаются дети, которые любят пошалить. Однажды Валентина Дроздова в 11-м классе замещала заболевшего учителя. Её насторожила натянутая, словно струна, тишина, готовая в любой момент лопнуть. Она поняла - какой-то подвох. Десятки глаз следили за движениями молоденькой учительницы, а она, не подавая вида, перебирала в голове все возможные варианты. Взгляд её упал на стул, и стоило ей прикоснуться к спинке, он тут же рассыпался. «Если бы я упала, вы бы смеялись? Вам не кажется, что это подло? Может, признается тот смельчак, который это сделал?» - произнесла она пламенную речь. Велика сила слова, пробиравшего до мурашек, но никто в тот момент не решился нарушить тишину. И только на перемене подошёл к ней инициатор неуместной шутки и извинился.

Страх, страдание,
страсть

Дети видят в ней не просто школьного учителя, но и учителя жизни, который искренне может разделить с ними и радость, и боль, и помочь взглянуть на проблемы под другим ракурсом. С ней можно спорить и доказывать своё мнение.
Валентина любит мыслящих детей, а они даже её иногда могут завести в тупик. Один из таких примечательных учеников однажды задал ей вопрос: «Что общего в словах: страх, страдание, страсть». Оказалось, что общий корень.
И только спустя годы, побывав в Оптиной пустыни, она случайно наткнулась на книгу о происхождении старославянизмов, где нашла подтверждение, что эти три слова однокоренные. «Страх перед страстью порождает страдание».

Какие плечи
были у Элен

«Евгений Онегин», «Горе от ума», «Мёртвые души», «Война и мир»… Шедевры мировой литературы, перечитывая которые, находишь всё новые и новые нюансы. Валентина Викторовна учит детей подмечать детали. Если они не читали книгу дома, то открывают и начинают читать на уроке. «Какие плечи были у Элен»? - задаёт учитель неожиданный вопрос. Дети перебирают всевозможные варианты, потому что не заострили на этом своё внимание. «Оголённые». И они начинают анализировать, логически мыслить. Ведь одним прилагательным Толстой сумел показать безнравственность и порочность этой женщины…

Пушкин
и зам. прокурора

Пушкин. Светило русской поэзии. Как его можно не любить? Мы с детства знаем, что не надо жадничать и желать чужого, иначе золотая рыбка опять вернёт нас к разбитому корыту. Добро всегда побеждает зло - царь Салтан воссоединяется с царевной и сыном Гвидоном, и прощена Бабариха. Его красивые и лёгкие стихи быстро запоминаются, заставляют переживать, радоваться и грустить. Валентина смогла привить детям любовь к Пушкину, и это сыграло решающую роль в жизни одного из её учеников. Несмотря на большой конкурс, его назначили на место заместителя прокурора одного из округов Москвы. Как оказалось, сам прокурор тоже любил Пушкина. Спустя какое-то время, отдыхая в родном городе, благодарный ученик пришёл к любимой учительнице с огромным букетом роз и загадочно произнёс: «Вы не представляете, какую роль в моей жизни сыграла литература!».


Нам не хватает
ваших эмоций

Валентина Викторовна считает, что мало научить детей читать и писать, надо ещё научить их чувствовать, тренировать память, чтобы развивалась душа. Она любит приводить примеры из своей жизни, каждый отрезок которой имеет свои запахи. Для неё запах детства - это мамин платочек, который она бережёт и не хочет стирать, потому что он пахнет мамой. Она настолько искренне и проникновенно об этом рассказывает, что ученики, впечатлившись услышанным, начинают хлюпать носом. А вот она, словно артистка, вживаясь в роль, проницательно читает стихотворение Николая Рубцова «Девочка на кладбище играет». По её щекам скатываются слёзы, ей вторит весь класс.
Однажды один мальчик уснул на её уроке, да так крепко, что его еле разбудили на перемене. «Видимо, у меня такая способность, как у птицы Гамаюн, усыплять людей», - перевела всё в шутку учительница.
У Валентины замечательные дочь Кристина и сын Владимир, подрастают любимые внуки. Как-то, находясь в декретном отпуске, она получила приглашение на последний звонок от учеников, оставшихся без неё в 11-м классе. «Нам не хватает ваших эмоций. Уроки литературы потеряли без вас всякий смысл», - грустно констатировали дети…

Лучшая награда -
признание

Валентина Дроздова в настоящее время преподаёт русский язык и литературу в школе № 7. Она всегда знала, что учить детей - её призвание, а её признание - ответная искренняя любовь. Она не только учит их грамоте и прививает любовь к слову, она помогает им поверить в себя и раскрыться как личностям…
Её первые выпускники выразили свои эмоции к любимой учительнице в стихах.

Любимой
Валентине Викторовне в день её рождения

У Вас - День Ангела,
У нас - День Прощанья…
Расставанье всегда тяжело.
Перед нами пути, расстоянья,
И пройти их не так уж легко.
Только верьте: в минуты отчаянья
Нам припомнятся Ваши глаза.
Сколько радости в них и печали,
Сколько в них доброты и тепла.
Знаем, верим, надеемся, любим.
В нас горит Ваш огонь Прометея,
В нашем сердце и Вашего доля.
Вы хотели нас сделать добрее,
Вы хотели нас видеть счастливей,
Вы желали нам пахнуть духами,
Быть девчонкам милей и красивей,
А мальчишкам сражать нас стихами.
Что взамен пожелать Вам хотелось?
Люди счастьем ведь редко даримы.
Мы желаем Вам век оставаться -
Оставаться такой же любимой.

Третья парта среднего ряда, 30 июня 1990 года.

А вот строки из воспоминаний её уже давно взрослых учеников:
«Часто вспоминаю, как Вы нам помогали, вытягивали и были не просто учителем. Хочу выразить Вам огромную симпатию. Вы идеальная женщина, замечательный человек и педагог от Бога. С уважением, Наташа Янина (Тамбов)»
«…Спасибо за Вашу уверенность в нас, она придаёт всегда веру в себя, что всё получится! Оксана Похорская (Мичуринск)»
«Спасибо, самая любимая и необыкновенная учительница в моей жизни и в жизни всего нашего класса. Никогда не забуду Ваш юмор, доброту, искрящиеся глаза. И то, как Вы читали нам, маленьким, повесть «Король Матиуш Первый». Люблю Вас. Спасибо за то, что привили любовь к художественному слову, к красоте, к гармонии, которую можно найти в литературе. Елена Каменская (Москва)»
«Боже, какими же мы были счастливыми с Вами. Бедные современные дети. Ирина Безверхая (Мичуринск)»
Думаю, что комментарии здесь излишни...

Автор:Марина Шеремета