Лента новостей
Статья11 марта 2015, 08:42

Установка коллективных (общедомовых) приборов учёта энергоресурсов

В редакцию газеты поступил звонок от читательницы Зинаиды Васильевны Красновой, проживающей по ул. Новой, которая обратилась с вопросом о правомерности требования установки общедомовых счётчиков воды и оплаты общедомовых приборов учёта и работ по их установке.

Светлана Белякова
Светлана Белякова

На этот вопрос мы попросили ответить доцента кафедры истории Социально-педагогического института МичГАУ кандидата юридических наук С.В. Белякову. Уважаемая Зинаида Васильевна! 23 ноября 2009 года был принят Федеральный закон № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», которым были утверждены основы стимулирования энергосбережения и повышения энергетической эффективности, и с 2009 года его законодательные установления поэтапно вводятся в действие.
В частности, указанным Законом установлено, что потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учёту с применением приборов учёта используемых энергетических ресурсов. До 1 июля 2012 года собственники жилых домов, собственники помещений в многоквартирных домах были обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учёта используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учёта в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны были быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учёта используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учёта используемых воды, электрической энергии.
При этом законом предусмотрено, что граждане в добровольном порядке должны нести обязанности по оснащению домов приборами учёта используемых энергоресурсов.
Граждане - собственники помещений в многоквартирных домах, не исполнившие в установленный срок обязанностей, предусмотренных Законом, если это потребовало от ресурсоснабжающих и других организаций совершения действий по установке приборов учёта используемых энергетических ресурсов, оплачивают равными долями в течение пяти лет с даты их установки расходы указанных организаций на установку этих приборов учёта при условии, что ими не выражено намерение оплатить такие расходы единовременно или с меньшим периодом рассрочки.
В случае предоставления рассрочки расходы на установку приборов учёта используемых энергетических ресурсов подлежат увеличению на сумму процентов, начисляемых в связи с предоставлением рассрочки, но не более чем в размере ставки рефинансирования Центрального банка РФ, действующей на дату начисления (ст. 13).
Кроме этого, постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. № 354 были утверждены новые Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов. В соответствии с ними потребители обязаны в целях учёта потреблённых коммунальных услуг использовать как индивидуальные, общие (квартирные), комнатные приборы учёта, так и коллективные (общедомовые), а также распределители утверждённого типа (п. 34). При оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учёта потребители коммунальных услуг в многоквартирном доме несут обязательства по оплате коммунальных услуг исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учёта.
Потребители коммунальных услуг в многоквартирном доме (за исключением коммунальной услуги по отоплению) вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносят плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме (коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды) (п. 40). То есть согласно указанным Правилам граждане оплачивают общедомовые нужды отдельно от индивидуального потребления. При этом в платёжном документе, выставляемом потребителям коммунальных услуг в многоквартирном доме, плата за коммунальные услуги на общедомовые нужды и плата за коммунальные услуги, предоставленные потребителям в жилом или нежилом помещении, подлежат указанию отдельными строками, за исключением коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению, произведённых исполнителем при отсутствии централизованных теплоснабжения и горячего водоснабжения (п. 70).
Хотелось бы ещё сделать ссылку на один нормативный документ, имеющий прямое и непосредственное отношение к вашему вопросу. Это постановление Правительства РФ от 13.08.2006 г. № 491, которым были утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме. В нем, в частности, указано, что в состав общего имущества, помимо прочего, включаются внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков, указанных отключающих устройств, коллективных (общедомовых) приборов учёта холодной и горячей воды, первых запорно-регулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, расположенного на этих сетях (п. 5).
В случае если собственники помещений в многоквартирном доме до 1 января 2013 г. не обеспечили оснащение такого дома коллективным (общедомовым) прибором учёта используемого коммунального ресурса и при этом в соответствии с ФЗ № 261 им был установлен коллективный (общедомовой) прибор учёта, собственники помещений обязаны оплатить расходы на установку такого прибора. Счета на оплату расходов на установку коллективного (общедомового) прибора учёта с указанием общего размера расходов на установку такого прибора учёта и доли расходов на его установку, бремя которых несёт собственник помещения, выставляются собственникам помещений организацией, осуществившей установку коллективного (общедомового) прибора учёта. При этом доля расходов на установку коллективного (общедомового) прибора учёта, бремя которых несёт каждый собственник помещения, определяется исходя из его доли в праве общей собственности на общее имущество.
При несогласии с указанным в счёте размером расходов на установку коллективного (общедомового) прибора учёта и (или) отнесённой на него долей расходов собственник помещения вправе обратиться в организацию, осуществившую установку такого прибора учёта и выставившую счёт, с разногласиями, а при неурегулировании разногласий вправе обжаловать выставленный счёт в порядке, установленном законодательством РФ (п. 38.1).
Учитывая нормы, содержащиеся в приведённых мной выше нормативных правовых актах, платить за общедомовые нужды должны все жильцы многоквартирных домов. В случае отсутствия коллективных (общедомовых) приборов учёта воды, электрической энергии и тепловой энергии плата будет осуществляться по нормативам потребления и с применением повышающих коэффициентов, которые начали действовать с 1 января 2015 года.
Таким образом, уважаемая Зинаида Васильевна, в ближайшей перспективе установки коллективных (общедомовых) приборов учёта воды и других энергоресурсов нам избежать не удастся, они должны быть во всех многоквартирных домах. Установить общедомовой прибор учёта может как ресурсоснабжающая организация, так и любая компания, выбранная собственниками жилья или управляющей компанией (ДК, ТСЖ, ЖК, ЖСК, иной специализированной организацией).
Другой проблемой, наверно, не менее актуальной в данной ситуации, представляется вопрос о качестве оплачиваемых потребителями коммунальных услуг, и, в частности, соблюдение исполнителями услуг требований по давлению в системе холодного и горячего водоснабжения, бесперебойному круглосуточному водоснабжению в течение года, а также по соответствию состава, свойств и температуры воды нормам законодательства РФ о техническом регулировании.

Автор:Светлана Белякова