Лента новостей
Статья25 октября 2011, 01:00

Театральный роман Глеба Томилин

Г.К. Томилин
Г.К. Томилин

Cегодня ему исполнилось бы 90

Когда в фойе нашего драматического театра наконец после обыкновенной довольно долгой нашей российской задумчивости появилась мемориальная доска его главному режиссёру, лауреату Государственной премии России им. К.С. Станиславского (1981 год) Глебу Константиновичу Томилину, это стало отданием дани памяти талантливого художника российского сценического искусства, солдата Великой Отечественной.

Первым "театром" в жизни Глеба Томилина стала война. Трагический театр военных действий. Лужский оборонительный рубеж. Старая петербургская округа. Отступать некуда - позади Ленинград и вся Россия. Город, любимый "до слёз, до прожилок, до детских припухлых желёз", звучавший ополченцу Кировской дивизии, студенту второго курса театрального института на Моховой стихами Ахматовой, Мандельштама. Полуживой Глеб будет истекать кровью среди трупов своих однокурсников. Он выживет чудом. "Петербург! Я ещё не хочу умирать: у тебя телефонов моих номера... У меня ещё есть адреса, по которым найду мертвецов голоса...".
Глеб Константинович, до Мичуринска успешно работавший в театрах Новосибирском молодёжном, Тюменском драматическом, Республиканском русском драматическом в Ленинабаде, театре Дальневосточного военного округа, создавший и возглавивший Барнаульский краевой ТЮЗ, за восемь лет, с 1976 по 1984, художественного и административного руководства Мичуринским драмтеатром не только не уронил его прежнего авторитета в российской театральной истории, но и достойно укрепил, ставя год за годом произведения отечественной и мировой драматургии. О чём свидетельствует Государственная премия им. К.С. Станиславского за режиссуру спектакля "Белый пожар" (пьеса тамбовского драматурга И. Гладких).
Одна из последних его работ (1989-1990) на сцене городского театра - "Роковые яйца" Михаила Булгакова. А ведь как раз эти годы стали началом краха СССР. Очень скоро, а ещё более потом таким злободневным окажется паническое восклицание главного героя спектакля знаменитого московского зоолога Персикова в ответ на путаницу с присланными в страну заморскими яйцами для выведения гибридного потомства: "…Это же яйца анаконды, водяного удава!". И поползут на Москву исторической дорогой Наполеоновского нашествия через Смоленск и Можайск крокодилы и змеи…
Театральный режиссёр - это не профессия, ограниченная записями в трудовой книжке. Это вся жизнь, творчество до смертного часа. Уволившись из театра, но не из искусства, Глеб Константинович принял приглашение, ничуть не умалившее его реноме театрального деятеля республиканского масштаба, - поработать с драматическим коллективом Дома пионеров и школьников. И года не прошло, как он начал создавать студенческий (он станет народным) театр на базе аграрного университета (тогда - Плодоовощного института им. И.В. Мичурина). В сущности, это как непредусмотренный, но полный смысла и действия третий акт в почти биографическом "Театральном романе" Михаила Булгакова.
Рассказывает вдова Глеба Томилина, заслуженная артистка России Татьяна Николаева:
- Наша квартира на Интернациональной, 19, тогда была наполнена голосами молодёжи, школьной и студенческой. Уезжая на гастроли, я была спокойна за Глеба с его слабым здоровьем: за ним присматривали дежурные ребята, мало ли, что могло случиться.
…Конец 80-х - начало 90-х. Глеб Томилин с жаждущими не только академических, но и духовных знаний студентами ставит инсценировку по прозе Б. Васильева "А зори здесь тихие". За ней - старую комедию Сологуба "Беда от нежного сердца". Ещё почтеннее возрастом (век ХVIII) - комическую оперу М. Попова "Анюта". Откликается на тему социального потрясения, перевернувшего когда-то Россию, но такую злободневную литературно-музыкальной композицией "Именем революции". И следом сатира Сергея Михалкова "Раки".
Благодаря Глебу Томилину Мичуринск на всю Тамбовщину прозвучал композицией москвича Алексея Владимирова по письмам и стихам поэта незабвенной Майи Румянцевой (она, ревниво там полузабытая ныне, возглавляла на протяжении нескольких лет областную писательскую организацию) "Жду тебя завтра".
Парадоксально (из государственной экономии?) слитый сегодня с аграрным университетом педагогический институт отдаст дань любви и уважения личности и поэзии друга и соратника Александра Пушкина, нашего земляка Евгения Боратынского постановкой композиции Глеба Томилина "…И соразмерностей прекрасных в душе носил я идеал". В ней, кроме студентов-филологов, заняты были и актёры городского театра - заслуженные артисты РФ Татьяна Николаева и Юрий Логиновский. Мичуринцы в декабре 1994 года с успехом покажут Боратынского в томилинской трактовке и москвичам в самом престижном столичном Центральном доме работников искусств (ЦДРИ).
Завещанием замечательного режиссёра стала последняя его композиция о Сергее Есенине: "…Всю душу выплесну в словах". После её репетиции со студентами тогда ещё двух городских вузов Глеба Константиновича не стало. Год спустя в память о замечательном мастере эта работа будет показана в помещении мемориала А.М. Герасимова. Её доведёт до сцены Татьяна Николаева.
Театральный роман Глеба Томилина продолжался и после его смерти. Его коллеги по мичуринскому театру Татьяна Николаева, Юрий Логиновский и Борис Леонов (ныне в Пансионе ветеранов сцены Санкт-Петербурга) поставят спектакль по композиции Глеба Константиновича "За меня потоки и потомки" - о жизни Марины Цветаевой по её стихам и переписке с великими поэтами ХХ века Пастернаком и Рильке. Спектакль будет показан во всех школах города и в Тамбове.

Автор:Виктор Кострикин