Лента новостей
Статья2 ноября 2017, 10:27

Театр из театра военных действий

Искусство, как известно, не знает ни границ, ни расстояний. С двухдневными гастролями в наукограде на прошлой неделе побывали артисты Луганского академического русского драматического театра имени П.Б. Луспекаева. Перед выступлением гости из ЛНР дали пресс-конференцию для журналистов местных СМИ.

Сцена из спектакля «Светит, да не греет».
Сцена из спектакля «Светит, да не греет».

Пьеса жизни

В Мичуринск они привезли две творческие работы: для взрослой и детской зрительской аудитории. Идею постановки пьесы Николая Островского «Светит, да не греет» заслуженный артист Украины, режиссёр Евгений Кравцов вынашивал в течение долгих лет. Трудится над ней начал, ещё когда учился в Тамбове - в филиале Московского государственного института культуры. Отрывок из произведения классика лёг в основу его студенческой работы. С тех пор прошло немало событий. После получения диплома перед ним встал выбор места служения искусству. Евгений Дмитриевич едва не пополнил труппу Мичуринского драматического театра. Однако судьбе было угодно распорядиться по-иному. Всю свою творческую деятельность он связал с Луганским. Как признаётся Евгений, на протяжении долгих лет мысль об Островском не давала ему покоя. Свербело, болело, зрело… И вот спустя 36 лет решился вновь вернуться к пьесе.
- Спектакль очень современный и близкий людям. Он заставляет задуматься и многое переосмыслить. - Возьмём, к примеру, Украину. Она так много любви и тепла обещала нам, луганчанам. Но всё это только слова! - размышляет Евгений Кравцов.

Моё место - здесь

Постепенно акцент в беседе смещается всё больше в сторону политики. И на вопрос, какие из событий оставили наибольший след в истории театра, его директор Галина Николаевна Михайлюк-Филиппова, не раздумывая, отвечает: сначала Великая Отечественная война, затем военный конфликт с Украиной, развернувшийся в 2014 году. Ситуация и прежде была весьма не спокойной. Евромайдановцы устраивали в Киеве пикеты, между юго-востоком и центром Украины зрело непонимание, затем последовали референдумы о самоопределении Донецкой и Луганской республик. В воздухе витало предчувствие чего-то страшного. И всё же артисты не предполагали, что горькое слово «война», воспринимающееся как отголосок прошлого, в сегодняшних реалиях вдруг снова зазвучит громко как никогда, ворвавшись в жизни луганчан.
- Летом шли репетиции, ничто не предвещало такого стремительного приближения большой беды. Нам не платили заработную плату месяца полтора. Одна из трупп уехала с гастролями в Димитровград. Ещё часть артистов - в сторону России: через Краснодон, Изварино. Это была единственная безопасная дорога, по которой проходили конвои с гуманитарной помощью из Российской Федерации. Оставшиеся в театре репетировали «Зайку-зазнайку». И даже детская сказка звучала для нас по-особенному, в ней появлялись новые нюансы, которые поражали. Чего только стоит эпизод, в котором Зайка, взяв ружьишко, начал угрожать родителям. В контексте происходящего это звучало уникально, - говорит Галина Михайлюк-Филиппова. Болезненная для гостей тема войны стала во время встречи с журналистами одной из главных. У каждого из них своя история и связанные с ней воспоминания.
- Когда силовики Украины вплотную подошли к ЛНР и начались печально известные всем боевые действия, я находился в отпуске. Гостил у мамы в России, - вступает в разговор Евгений Кравцов. - По телевизионным каналам транслировали страшные вещи. Я пребывал в безызвестности, ведь дозвониться до своих не было никакой возможности, так как отсутствовала всякая связь. После второго сентября не выдержал и отправился в дорогу. Хотел решить для себя, стоит ли возвращаться, ведь непонятно, что стало с театром. Приехал в Луганск, увидел родное здание в центре города и стоящего на площади на постаменте дедушку Ленина, словно указывающего мне своей рукой направление, куда идти. Тогда-то я понял, что здесь моё место.

На линии
соприкосновения

В 14-м году из охваченной военными действиями республики вынуждены были уехать пятьдесят процентов артистов. Оставшимся пришлось восстанавливать все постановки заново. В труппу влились первокурсники театрального вуза. Вмести с ними творческий костяк реанимировал спектакли. Затем, невзирая на то, что в республике не было ни света, ни тепла, ни воды, служители Мельпомены отправились с гастролями по городам и весям.
- Прежде всего хотелось поддержать людей, оказавшихся на линии соприкосновения. Особенно детишек. И по сей день они слышат ужасные звуки разрывающихся снарядов, вынуждены часть ночи проводить в подвалах. Многих ребят эвакуировали в более безопасные города, чтобы максимально сохранить их психику и физическое здоровье, позволить им учиться, - поддержала нить разговора Галина Николаевна.
За всё время конфликта театр не закрывался ни на минуту. Артисты, как и другие жители Луганска, стояли в очередях за питьевой водой, которую привозили в больших машинах и разливали в пятилитровые баклажки, готовили еду на улице, помогали друг другу всем, чем могли, вставляли разбитые после очередного взрыва стёкла в домах, если возникала необходимость, перетаскивали вещи для переезда в другую квартиру. Чтобы не потерять друг друга, знать, кто уехал, а кто остался и не случилось ли беды, была заведена специальная тетрадь, в которой отмечались появившиеся в театре сотрудники. Со всех сторон подступили украинские войска, и ситуация могла развернуться по самому непредсказуемому сценарию.
В условиях военного времени искусство оказалось как никогда востребованным. Зрительские залы не пустовали. Уставшие от постоянного напряжения и переживаний люди охотно шли на комедии и мелодрамы. Им хотелось забыть обо всех невзгодах и, погрузившись в другой, волшебный мир, просто от души посмеяться, морально отдохнуть.

Родственные узы

Большим импульсом для творчества коллектив Луганского академического русского драматического театра считает гастроли, в том числе и по России, которые проходят при поддержке Министерства культуры РФ. Артисты выступали в Москве, Казани, Нижнем Новгороде, Ярославле, Сергиевом Посаде... На этот раз в рамках Федеральной программы «Большие гастроли» они приехали в Мичуринск, Тамбов и Липецк. Наш город был удостоен чести стать первым, где состоялись показы спектаклей. К сожалению, из-за продолжающегося ремонта в МДТ гости не смогли выступить на прославленной мичуринской сцене. Директор нашего театра Галина Николаевна Попова выразила надежду, что труппа из ЛНР ещё не раз побывает в наукограде и сможет по достоинству оценить всю энергетику мичуринского храма искусств.
О сотрудничестве говорила и Г.Н. Михайлюк-Филиппова, приглашая в свою очередь наш творческий состав в Луганскую Республику. И это не случайно, ведь театры связывают практически родственные узы. В Мичуринск в 2014 году переехали жить и работать луганские артисты Иван Долгий, Андрей Широкий, Марина Кононова.
Что ж, вполне возможно, эти планы осуществятся. Что же касается нашего зрителя, он всегда будет рад артистам из ЛНР. Показанные ими постановки как для взрослых, так и для детей проходили при полном зале и были восприняты весьма радушно, оставив свой культурный след в душах смотрящих.

Для справки

Ежегодная общероссийская программа «Большие гастроли» направлена на формирование общего культурного пространства России, расширение рамок творческого сотрудничества, привлечение новой зрительской аудитории.
Вот уже четвёртый год в рамках программы «Большие гастроли» с апреля по ноябрь зрители всей России могут увидеть лучшие постановки театров со всей страны. География программы простирается от Калининграда до Владивостока, от Севастополя до Петропавловска-Камчатского. Гастроли проходят в 80 регионах страны, в программе принимают участие 230 театров, зрителям покажут 19 тысяч спектаклей.

Автор:Юлия Голышкина