Лента новостей
Статья23 июля 2016, 04:00

Тамбовщина может больше

Руководство Мичуринской мукомольной компании («ММК») организовало очередной пресс-тур для корреспондентов тамбовских СМИ, куда пригласили и сотрудников Издательского дома «Мичуринск».

 Отдельное направление Мичуринской мукомольной компании – производство продукции  по линии «Здоровое питание». Пекари и технологи совместно с диетологами работают  над созданием новых рецептов в данном сегменте. Фото Вадима Измайлова.
Отдельное направление Мичуринской мукомольной компании – производство продукции по линии «Здоровое питание». Пекари и технологи совместно с диетологами работают над созданием новых рецептов в данном сегменте. Фото Вадима Измайлова.

Точка отсчёта

На этот раз журналисты смогли не только своими глазами увидеть очередные преобразования на Сабуровском комбинате хлебопродуктов, одном из крупнейших в стране и структурно входящем в состав Мичуринской мукомольной компании, но и побывать на экскурсии на её другом предприятии - в хлебопекарне «Каравай». О ней мы расскажем чуть ниже.
О работе и преобразованиях Сабуровского комбината, гиганта отечественной пищевой промышленности, мы подробно писали совсем недавно - прошедшей весной. И если коротко охарактеризовать перемены, происходящие тут, то главным эпитетом, без малейшего преувеличения, будет слово «масштабность».
Сегодня близок к завершению монтаж нового автоматического пробоотборника зерна «Кобра», который пневмопочтой связан с лабораторией. Прибор, предназначенный для проведения экспертизы качества сырья, оснащён уникальной системой отопления, адаптированной к нашим местным условиям. Он пока единственный в мире, изготовлен по спецзаказу мичуринских мукомолов во Франции. Надо сказать, что контроль качества - краеугольный камень организации современного пищевого производства. Именно поэтому здесь данному направлению уделяется повышенное внимание. В конечном итоге спрос на продукцию подтверждает: такие затраты всегда окупаются. Потому что покупатель голосует за них рублём. Или долларом: продукция мичуринских мукомолов не первый год хорошо известна за рубежом. Реконструируется элеватор: промышленные альпинисты проводят герметизацию швов здания. Продолжается строительство цеха грануляции отрубей. Кроме этого, введён в эксплуатацию автомобилеразгрузчик с длиной платформы 20 метров.

Новая площадка позволила заметно сократить время разгрузки машины с зерном.
Дата пресс-тура, назначенная на середину июля, неслучайна: на полях области началась уборочная. А это значит, для мукомольной компании наступила горячая пора. Задача № 1 в этот период - принять, переработать и сохранить богатый урожай российского зерна. Казалось бы, что тут сложного? Принимай зерно, выгружай на элеваторе и подавай на переработку. Тем более что большинство производственных операций тут автоматизированы. Однако не всё так просто. В пиковые моменты (период уборочной) здесь принимают свыше пяти тысяч тонн зерна в сутки. Процесс должен быть выстроен максимально эффективно. Потери сведены к минимуму, а качество получаемой в результате продукции устремлено к максимуму. А это - задача всего коллектива.
Другая цель приглашения журналистов - стремление руководства предприятия показать всю производственную и технологическую цепочку. От элеватора, где хранится зерно, и мельницы, где оно превращается в муку, и до магазина, где продаются продукты, произведённые из неё.
Ну а следующим пунктом экскурсии после Сабурово стал наукоград Мичуринск. Точнее, пекарня «Каравай», которая, как оказалось, имеет ещё и самое непосредственное отношение к науке. Потому что пекарня это непростая.

«Каравай»

В «Каравае» немаленький коллектив - около 60 человек. Круглосуточно работают два цеха: хлебобулочный и кондитерский. Ассортимент впечатляющий: более 50 видов хлеба и кондитерских изделий. Но «Каравай», как я уже заметил, не просто пекарня. Это экспериментальная лаборатория мичуринских мукомолов, оснащённая дорогостоящими современными приборами, которая, помимо выпечки хлеба и сдобы, занимается созданием оригинальных рецептур хлебопечения и контролем качества продукции. Разработка новых видов продукции идёт для своих комбинатов, расположенных в Тамбовской, Тульской и Рязанской областях. Вторая задача «Каравая» - прямой контроль качества собственного сырья: работа со своей мукой позволяет быстро и точно понимать её потребительские особенности и при необходимости вносить коррективы в производственный процесс мукомольного комбината, откуда она поступает.
Отдельное направление - производство продукции по линии «Здоровое питание». Пекари и технологи «Каравая» совместно с диетологами работают над созданием новых рецептов в данном сегменте с использованием только чистых природных компонентов. Это касается всего цикла производства. Так что словосочетание «Здоровое питание» - не просто модная фраза. В «Каравае» существует красивая традиция - как только в закромах появляется мука из зерна нового урожая, первым делом из неё пекут большой каравай. Как символ удачи, мира и процветания профессии хлебороба. В связи с состоявшимся пресс-туром пекари вручили каравай председателю Совета директоров Мичуринской мукомольной компании и «главному экскурсоводу» Александру Полякову.
- Мы специально семь лет назад создали пекарню, которая функционирует в нестандартном формате, - поясняет Александр Алексеевич, - наша задача - не просто печь вкусный хлеб, но и выпускать новые виды продукции. Подчеркну, рецептура, которую разрабатывают мичуринские технологи, внедряется затем на всех наших комбинатах.
Другими словами, под каждый вид хлеба или кексов долго и внимательно подбирается свой особенный сорт муки. Это гарантирует качество, вкус и, стало быть, спрос. В результате использования муки с заданными хлебопекарными свойствами и добавления особых ингредиентов появляются на свет новые сорта хлеба и выпечки. Ежедневно здесь выпекается более пяти тонн различной продукции. Из них 80 процентов - хлебобулочные изделия, 20 - кондитерские. Возврата из торговых сетей нет.


Научный подход

Экспериментальная лаборатория - не преувеличение. Связь с наукой давнишняя и прочная. В частности, в разработке рецептуры новых сортов хлебобулочных изделий участвуют специалисты Мичуринского государственного аграрного университета.
- Сегодня успешный бизнес невозможно представить без опоры на современные научные достижения, - продолжает Александр Поляков, - поэтому мы делаем ставку на развитие собственных технологий, на автоматизацию производственного процесса.
Говоря о рентабельности хлебопекарни, построенной на средства компании, Поляков подчёркивает: производство самоокупаемое и прибыльное. Рентабельность составляет примерно 15-20 процентов. Для предприятия пищевой промышленности показатель очень неплохой. Готовую продукцию предприятие реализует в городах и районах области, Липецке и Рязани.
Справедливости ради надо отметить, что подобных результатов тут добились не сразу. Поначалу приходилось идти методом проб и ошибок. Зато теперь команде Александра Полякова впору проводить мастер-классы по организации и развитию подобных проектов.
- Первые шаги к качеству делаются ещё в производственно-технической лаборатории Сабуровского мукомольного комбината. Там лаборанты, смешивая разнокачественное зерно, например, со слабой и крепкой клейковиной, с различной стекловидностью, зольностью, получают муку со стабильными заданными свойствами, - продолжает Александр Алексеевич, - дальнейшая «шлифовка» качества происходит в экспериментальной пекарне.
Мы уже рассказывали, что приход в 90-е годы прошлого столетия в Россию нескольких транснациональных компаний подстегнул отечественных производителей и заставил перейти на евростандарты, модернизировав производство и технологии. И если раньше иностранцы, работающие в нашей стране, закупали для себя муку за рубежом, теперь такая необходимость отпала. В частности, сабуровская мука порой превосходит импортную по ряду параметров.
- В числе наших партнёров, например, компании, выпекающие хлебобулочные изделия для «Макдональдса», - поясняет Александр Поляков, - или компания «Барни», которая выпускает знакомое многим печенье «Юбилейное». Оно выпекается в том числе и из нашей муки. Качественная и более дешёвая российская мука позволила вытеснить с рынка зарубежных поставщиков. В этом достижении немалая доля и наших мукомолов.
Мичуринская мукомольная компания производит продукцию, качество которой отмечено и признано и покупателями, и экспертами. В частности, речь идёт о сушках и пряниках. Товар с аббревиатурой «ММК» на упаковке с удовольствием берут на свои прилавки и московские магазины.

Всё своё

Одно из отличий компании Полякова от коллег по цеху - производство, выстроенное по принципу вертикальной интеграции: выращенное недалеко от элеваторов зерно собирается, хранится и перерабатывается на собственных площадках. На своих же комбинатах из него выпекается хлеб, кондитерские изделия, рецептура которых, повторим, разработана своими технологами. Часть продукции реализуется в своих же магазинах и сети общепита, часть - в магазинах федеральной сети. Не забыта и социальная составляющая бизнеса: незащищённым слоям населения придутся по карману некоторые виды хлебобулочных изделий. Например, ржано-пшеничный хлеб «Уездный» стоит 11 рублей 99 копеек, по такой же цене продаётся и багет. Булочка к чаю стоит 2 рубля 99 копеек. Повышение цен не планируется. Это принципиальная позиция руководства предприятия. В магазинах можно купить и фасованную в небольшие упаковки муку производства «ММК».
Подобная система организации производства способствует снижению себестоимости продукции, поскольку «сжата» экономическая география проектов, отсутствуют лишние цепочки перекупщиков-поставщиков, само управление организовано централизовано и оперативно.

Любимые продукты

Заключительный этап пресс-тура - один из мичуринских магазинов, где продаётся продукция «Каравая» и Сабуровского комбината. Собственная торговая сеть представлена 15 торговыми точками. На мой прямой вопрос Александру Полякову, какой хлеб он предпочитает, председатель Совета директоров Мичуринской мукомольной компании ответил не задумываясь: «Конечно, тот, который производится на нашем предприятии. Покупаю разные сорта, благо выбор есть. Во-первых, я уверен в его качестве, знаю, как и из чего он выпекается. Во-вторых, он просто вкусный. И это не только моё мнение. Я полагаю, наш хлеб давно уже в категории «любимые продукты»! Такие, знаете ли, есть у наших горожан…».

Автор:Вадим Гранитов