Лента новостей
Статья9 марта 2013, 01:00

Святее и чище нельзя причаститься...

Прижизненный портрет святого Преподобного Серафима Саровского (икона начала ХХ века).
Прижизненный портрет святого Преподобного Серафима Саровского (икона начала ХХ века).

В номере 19-20 «Мичуринской правды» текущего года был опубликован мой очерк «Души неясные приметы… Художник Анатолий Солопов – штрихи к творческому и человеческому портрету». Он из учеников известного русского графика и педагога, ветерана Великой Отечественной войны 1941-1945 годов Аркадия Васильевича Платицина.
В номере, о котором идёт речь, помещён портрет Аркадия Платицина (дай ему Бог здоровья на 90-м году жизни!) работы всегда благодарного своему учителю Анатолия Солопова.
Питомцами Платицинской школы, за которой школа великих русских художников, включая, конечно, и Александра Герасимова, называют плеяду талантливых живописцев и графиков. Давно не местных, а принадлежащих всей России. Не могу забыть ещё одного своего земляка и, надеюсь, друга до конца его жизни – выдающегося графика, офортиста, названного лучшим рисовальщиком страны - Станислава Никиреева. Высоко ценю добрые отношения с одним из признанных живописцев, начинавших у Аркадия Платицина, - Виталием Поповым, я дружен был и с его отцом Борисом Константиновичем, близким знакомым моего отца Константина Гавриловича.
И ещё один мастер кисти, оригинальный портретист России нашего времени - Валерий Хабаров, обязанный Аркадию Васильевичу первым прикосновением к изобразительному искусству в Платицинской студии при Доме пионеров и школьников (вас сегодня не шокирует это совершенно исчезнувшее словосочетание из привычного моему поколению житейского обихода?). Он дважды мой земляк: ведь мы оба с ним родились в Заворонежской слободе, что в нижнем течении реки Лесной Воронеж.
На видном месте среди работ художников, моих друзей - акварельный пейзаж Александра Михайлова.
Благодарен моим одногодкам, художникам и поэтам Эдуарду Кушелевскому, Виктору Зятчину уже за то, что они сопровождают всю мою уже довольно долгую жизнь, даря дружбу с ними, не говоря о своих работах. Правда, и я в долгу не оставался: у них книги моих очерков, стихов…
Анатолий Солопов, повторяю, – из этой плеяды. И мой друг с нашей юношеской поры.
Однажды в зале Герасимовского мемориала моего родного Козлова-Мичуринска с некоторой долей удивления я немало минут простоял у выставки новых работ Анатолия. Реалистический живописец, портретист, каким я его представлял по прежним картинам, на этот раз выставил графическую серию рисунков и гравюр (в своё время «Мичуринская правда» заметила её и достойно отметила), посвящённых Житию и подвигам курянина по рождению, но большей и главной частью судьбы связанного с нашей Тамбовщиной святого чудотворца Серафима Саровского. Поделиться своими впечатлениями с автором возможность представилась только через несколько лет.
Оба мы изменились, понятно, в какую сторону, особенно я, постарше Анатолия на целых шесть лет.
Вспомнили былое, тех, кого уже нет. Наш общий мартиролог совпал почти поимённо.
Лишним был бы вопрос о религиозно-православной тематике гравюр. На него давным-давно ответили наши с ним верующие бабушки и матери: жизнь их детей и внуков начиналась и немало лет длилась под мерцающий свет огарков свечей у скромных семейных иконостасов в передних углах родительских жилищ: Николай Угодник да Богородица…
Ответ на другой не заданный мной, но подразумевавшийся вопрос о том, кто и почему изображён в этой «неожиданной» графической серии, я получу значительно позже, уже из подмосковного Павловского Посада, где вот уже немало лет как работал и жил с семьёй художник.
Он искал личность. И нашёл, интуитивно или сознательно, следуя примеру русских живописцев прошлых, включая ХХ век, столетий.
Мне не потребовалось подсказки, разве что с помощью альбомов с иллюстрациями работ художников отечественной классики. Достаточно было открыть лист с «Отроком» Аполлинария Васнецова, чтобы понять смысл серии иконок Анатолия Солопова.
Выбор художника пал на Прохора Машнина в миру, ныне известного всему миру (прижизненный портрет и другие подлинные документы преподобного Серафима Саровского находятся в Ново-Дивеевском Успенском женском монастыре, действующем на территории США) как русского святого, духовидца и пророка.
Мысль о преподобном Серафиме Саровском, покинувшем земную юдоль как раз накануне новой после разгрома войск Наполеона попытки Запада испытать Россию на прочность, была мыслью художника и о судьбах Отечества.
Кто он, старец Серафим? Почти в пятидесятистраничной главе о нём в редком ныне издании «Жития Святых» святителя Дмитрия Ростовского (Москва, Синодальная типография, 1904 год) я нашёл сведения, достаточно исчерпывающие.
Родился в городе Курске в 1759 году, скончался в Саровской пустыни Тамбовской губернии в 1833 году, пройдя путь в будущем прославленном монастыре его имени от иночества до иеромонаха. А в 1903 году Священный Синод Русской Православной церкви причислил Преподобного к лику святых. Он получил известность в народе своими предсказаниями Крымской войны 1853-1856 годов, её непростого хода и результатов, а также неизбежного конца царствующего дома Романовых, которому как раз в этом, 2013 году исполнилось бы 400 лет. Безупречная богоугодная жизнь и преданность вере Христовой, добровольное затворничество и даже высшая его степень - состояние молитвенной отрешённости от всех мирских соблазнов - столпничество вызывали восхищение Серафимом Саровским среди верующих россиян.
Ежегодно многие тысячи людей стекались в это уединённое место, надеясь увидеть старца, услышать его наставление. Ведь он доносил до них Слово Спасителя, утешал множество душ, а иных излечивал от тяжелейших душевных и физических недугов.
Паломничество в Саровскую обитель продолжилось и после физической смерти святого. Об этом сохранились свидетельства и в наших с Анатолием семьях. К примеру, моя заворонежская родственница по отцу недавно рассказала мне, что её прабабушка совершила однажды пешее паломничество в Саров, а ведь это путь на самый север губернии, в бывший Темниковский уезд. После известного антибольшевистского восстания тамбовских крестьян в начале 20-х годов прошлого столетия, они были наказаны за нелояльность к советской власти расчленением области в пользу других территорий Центрального Черноземья. Так знаменитая Саровская пустынь отошла к Нижегородской губернии (ныне Горьковская область).
Вот фрагменты из упомянутых мной записей А. Солопова.
«…Замысел серии рисунков «Житие и подвиги святого Преподобного Серафима Саровского чудотворца возник в начале 1990 года, когда я впервые побывал сначала в Дивееве, а затем и в Сарове. С тех пор прошло уже более двадцати лет, но помнится, как в конце июля приехал в Дивеево, рассчитывая поставить палатку и порисовать. Однако все дни непрерывно лил дождь… Вместе с паломниками помогал в восстановлении собора Святой Троицы, убирал карниз центрального купола. От непогоды опечалился и решил первого августа после праздничной службы уехать домой…
…В мае 1991 года снова был я в Сарове. Поставил палатку в лесу на берегу Саровки, недалеко от дальней пустыньки. Стоят сосны мощные, трёхсотлетние, они видели Преподобного. Соловьи поют, как в Курске. Ландыши цветут. На возвышении, над Саровкой, где стояла келья Преподобного, зажжёшь свечку, прочитаешь акафист Преподобному Серафиму. Тишина. Никого…
Вот так жил и рисовал. Семнадцать дней пролетели как миг один. И в дальнейшем не раз ездил в Дивеево, собирал нужный для работы материал.
…Работа над графической серией продолжалась с 1991 по 2006 годы, за это время сделано более тридцати листов. Рисунки выполнены карандашом на бумаге с тонировкой. Работа над изображением жития Преподобного Серафима была продолжена в цикле линогравюр. Сюжеты для ряда листов обеих житийных серий ранее не были представлены в изобразительной традиции.
Итогом стала сводная тонированная линогравюра, на клеймах которой представлено всё житие Преподобного с детства до дня его блаженной кончины…».
Поздней осенью 2012 года Анатолию Ивановичу исполнялось 70. Что и было начиная с октября достойно отмечено общественностью итоговым показом его работ в городском выставочном зале подмосковного Павловского Посада, где живёт семья Анатолия Ивановича, - «Доме Широкова». Девиз персональной выставки художника - «Отражение души». Местная печать не поскупилась на чувства признательности и уважения к нашему мичуринскому мастеру, чьё творчество давно уже - достояние современной России.
Для меня, например, многолетний труд художника, моего друга Анатолия Солопова «Житие Преподобного святого Серафима Саровского» - знаковый поступок гражданина и сына России, не требующий разъяснений, тем более оправданий. Они во внушающем надежду на великое будущее названии этой статьи, которому для полной ясности недостаёт разве что завершающего смысла – «Святее и чище нельзя причаститься, чем пред Отчизною с названьем кратким - Русь».

Автор:Виктор Кострикин