Судьба моя - пединститут

19 декабря 2014, 23:00 3681
© Мичуринская правда - http://www.michpravda.ru/ (12/19/2014 - 12:50)

Мичуринскому пединституту - 75. Основан он по Постановлению Совнаркома РСФСР в июне 1939 года как учительский с двухгодичным сроком обучения и имел три отделения: физико-математическое; биологии и географии; русского языка и литературы. Принимались лица со средним образованием. Первым директором института был назначен Владимир Арсентьевич Чаплин.  

Конечно, по сравнению со старейшими университетами страны наш институт сравнительно молод, но даже скупая строгая статистика может убедительно сказать о значительности масштабов решения задач по выпуску педагогических кадров для народного образования страны: подготовлено почти двадцать пять тысяч специалистов. 73 выпуска. Из них 58 прошли на моих глазах, а 46 и вовсе «мои», в кои и я вложил по мере сил свои знания и опыт.
Но и предшествующие выпуски, начиная с первого, интересовали не меньше. С первым выпускником Юрием Тимофеевичем Савицким мне довелось работать в технологическом техникуме. Это был один из лучших математиков города, активный защитник прав членов профсоюза. Почасту беседовали мы на остановке в ожидании электрички, он рассказывал о педагогах, колоритном с казацкими усами Фёдоре Казаченко и философски настроенном Чиликине. Он был участником Великой Отечественной войны, и меня всегда интересовала эта страница нашего института. Накануне 70-летия Победы она приобретает особую актуальность.
В первые дни войны добровольно ушли на фронт первокурсники Иван Форсункин, Иван Шурыгин, Алексей Кудряшов, Валентин Духанин, Николай Зацепин и другие (всего 21 человек). 18 апреля 1942 года также добровольцами ушли на фронт 48 студентов второго курса, в том числе девушки: Клавдия Караваева, Нина Коновалова, Любовь Бахарева, Анна Лазина, Раиса Борщева, Клавдия Гречишкина, Юлия Степанова, Муза Заева и другие. Стали солдатами многие преподаватели, работники и директор института. Всего ушло на фронт 176 человек, из них 27 преподавателей и сотрудников, 149 студентов.
Подойдём к мемориальной доске, на которой начертаны фамилии 16 добровольцев первого выпуска, погибших на фронте Великой Отечественной, и склоним головы; среди их имён В.А. Авдеев, А.В. Бабайцев, Я.Я. Варицкий, В.А. Поздняков, Н.Г. Устинов. Помнят у нас также ветеранов войны, долгое время работавших в институте: Б.А. Быстрова, ректора, бывшего разведчика, обнаружившего трупы Гитлера и Геббельса, о чём в своё время он подробно давал мне интервью-рассказ, и я опубликовал в газетах отрывки из повести, о чём читаем мы также в книгах писательницы Елены Ржевской; ректора Н.К. Миттова, имевшего как боевые медали, так и благодарственные грамоты Верховного Главнокомандующего, доцентов Р.П. Тарасова, А.И. Позднякова, а также В.Н. Казмину, К.С. Евграфову. Помнится, как с группой поэтов «Лесного Воронежа» мы пришли поздравить ветеранов войны накануне Дня Победы, видели, как радостно светились лица К.Н. Георга, М.П. Шульца, Н.И. Кочеткова, С.Г. Казмина, К.З. Журбина, А.П. Рогова.
Ныне встречаем лишь скромнейшего ветерана Алексея Петровича Рогова, всегда готового поделиться новостью…
Хорошо помню директора Ново-Тарбеевской школы Алексея Макарова. В ноябре 1941 года – доброволец. Разведчик. Тяжело ранен в бою. Лишился ног. В восемнадцать лет инвалид первой группы. Награждён орденами Красного Знамени и Отечественной войны II степени. В 1943 году вернулся в институт, успешно закончил и работал словесником и директором школы.
В начале войны здание пединститута было подготовлено под госпиталь, студенты ухаживали за ранеными бойцами. В то время приём в институт увеличивался с каждым годом: в 1941 году было 205 первокурсников, в 1942-м – 214, в 1943-м – 300.
В 1944 году было открыто заочное отделение, на которое приняли 198 человек. В 1945 году открылось историческое отделение.
В 1952 году Мичуринский учительский институт был преобразован в педагогический с тремя факультетами: русского языка и литературы; физико-математическим; биологии и химии. Все размещались в главном корпусе. В 1955 году наш физмат был переведён в Тамбовский пединститут, а к нам из Тамбова – биологический факультет. Факультет русского языка и литературы расположился в здании бывшего педучилища на улице Филиппова. Была создана агробиостанция.
В 1956-1957 гг. вводится вторая специальность с пятилетним сроком обучения, факультеты стали называться историко-филологический; биологии, химии и основ сельского хозяйства.
С того самого июльского дня пятьдесят шестого года и связал я свою судьбу с пединститутом.
Трижды, в 1956, 1957 и 1958 годах, студенты отличались на уборке целинного урожая в Казахстане, многие отмечены правительственными наградами – К.Н. Георг, Т.И. Мячина, Ю.Д. Щёкотов, А.П. Рогов, А.А. Рязанов, Т.В. Самохвалова, другие были награждены знаками ЦК ВЛКСМ и грамотами Актюбинского обкома комсомола, совхоза «Яйсанский». Мне посчастливилось дважды принимать участие в этом грандиозном событии – после первого и второго курсов. Газета «Комсомольская правда» в августе 1957 года посвятила мичуринским студентам целый подвал: «Там, где закаляется воля» (автор В. Мещеряков); мной был освоен жанр письма с целины.

* * *
Рассказать об институте – большая честь, но весьма нелегко: только перечислить выпускников – а их около 25 тысяч - займёт целую книгу, а ведь за фамилиями стоят интересные судьбы, заслуживающие отдельных очерков и рассказов, а то и целых книг.
Каждый выпуск по-своему интересен. Помню, выпускники 60-го года явились костяком встречи выпускников-шестидесятников. Владимир Тонких был начальником Липецкого областного управления культуры и образования, профессором, редактором многих книг, в том числе «Липецкой энциклопедии» и других; Леонид Бубенцов – человек известный в нашем городе и области, в своё время был первым секретарём Мичуринского горкома партии, редактором областной газеты «Тамбовская правда», председателем областной журналистской организации, позже – руководителем пресс-группы областной администрации; Василий Кравченко, член Союза писателей России, автор многих книг; журналист Григорий Шифрин, спецкор «Гудка»; Валерий Шанаев, автор четырёх художественно-публицистических книг; кандидаты наук Елена Пилипюк, Юрий и Инна Розовы, Игорь и Таисия Печёнкины, Маргарита Кравченко, заслуженный учитель школы России Сергей Завязкин… И это только один выпуск!
Филфак гордится выпускниками - докторами наук лингвистами Ниной Блохиной, Еленой Алтабаевой, Натальей Черниковой, литературоведами Виктором Мещеряковым и Владимиром Мусатовым, Петром Гончаровым и Татьяной Нестеровой, Екатериной Федосеевой и Натальей Муравьёвой, историком Анатолием Балабаевым, писателями Виктором Кострикиным и Виктором Герасиным, Иваном Акуловым и Андреем Объедковым, художниками Василием Платициным и Станиславом Волостных, поэтами Евгением Ишутиным, Иваном Родионовым, Эдуардом Кушелевским, журналистами Валерием Чистяковым, Геннадием Санталовым, Михаилом Белых, Николаем Сухоруковым, Ксенией Лосевой.
Биофак приводит в пример выпуски, где учились А. Рязанов, А. Попова, Т. Самохвалова, Т. Мячина, Е. Хромин, А. Кузнецов, В. Яценко, В. Чувахов, В. Климкин, Т. Осипова, Ю. Дьяконов, М. Корнев, А. Околелов, Н. Чмир; факультет ПИМНО называет многие выпуски, но особенно памятен первый и его питомцы М. Бойцов, А. Ненашева, Р. Безделина, В. Гусева, Т. Попкова, С. Бирюков, Л. Дубовицкий, Е. Короткова, Н. Кожаринова.

* * *
С того памятного пятьдесят шестого года, когда связал я свою судьбу с родным факультетом, много воды утекло в Лесном Воронеже, преобразился наш город, завоевал статус наукограда, в чём есть заметная доля труда и МГПИ.
На рубеже тысячелетий институт изо всех сил старался выжить – надо было обеспечить потребность школы в учителях, готовить знающих своё дело специалистов. Вот почему факультеты осваивают дополнительные специальности, они в школах на вес золота. Биофак – дополнительно химию и основы фермерского дела; начфак – математику, биологию, иностранные языки в неполной средней школе; филфак – историю, иностранные языки, журналистику…
Нельзя не сказать о нашей биостанции. Помню, учась в Москве, наблюдал: чтобы студентам-биологам поймать бабочку или посмотреть папоротник в лесу (о сборе гербария уж не говорю!), надо прерывать занятия на неделю и ехать за город; у нас же есть в расписании два часа, успевает преподаватель с группой и в Панский лес сходить, и на биостанции побывать, а проворный студент ещё и в речке выкупаться. И у нас закрывать биофак! Тогда где же его открывать-то? Здесь вся мичуринская наука, осваивай, не ленись только!

* * *
В июле студенты сдают последние госэкзамены, демонстрируют реализованные за годы учёбы возможности, приобретённые умения размышлять, мыслить критически, неординарно. Получают дипломы и разъезжаются по школам сеять разумное, доброе, вечное. Они запомнят «картошку», первый концерт, коллоквиум, зачёт. Покидают они свою путевую пристань, общежития, прочерчивая то яркий, то менее заметный след, а на их место уже приходят робкие абитуриенты.
Настанет День знаний, и они примут клятву на верность школе, символический ключ от науки, зачётку и студенческий билет. И опять повторится всё сначала: смотры-конкурсы первокурсников высветят таланты, практика в школе утвердит верность избранного пути.
Просится сопоставление этого процесса с вечно обновляющимся древом, сбросит оно листву в июле и осиротеет, чтобы с наступлением осени вновь весело зашуметь густой кроной. Может, это подходит к институту, но справедливо ли по отношению к выпускникам? Разве похожи они на разметаемую ветром листву? Не будет ли уместнее менее хромающее сравнение с гнездом, откуда вылетают птицы? Они укрепляют крылья для дальнего полёта. Одни успевают набрать высоту в институте, других поднимает сама жизнь.
Впрочем, всё повторится сначала, а всякий раз по-другому, по-новому. Особенно ныне, когда пединститут стал подразделением аграрного университета и называется социально-педагогический. Значит прибавляется функций, забот, ответственности. Возглавил его опытнейший, старейший педагог (по стажу – не по возрасту) профессор Валентин Яковлевич Никульшин. Мудрость руководителя не в том, что всё способен взвалить на собственные плечи, а в том, что умеет подобрать умных, знающих, компетентных, креативных помощников. А доценты Любовь Петровна Петрищева и Сергей Серафимович Кудрявкин именно таковы - опытные, деловые, работоспособные, перспективные.
В общем, институт встречает юбилей обновлённым и умудрённым опытом прежней деятельности.
С юбилеем, альма-матер, ставшая для меня, как и для сотен выпускников, жизнью и судьбой.