Лента новостей
Статья12 ноября 2013, 01:00

Судьба коллекции и коллекционера. Памяти Н.Г. Муляровой

Жизнь подарила мне знакомство со многими коллекционерами. Особенно мне дороги тамбовские. Всё, что связано с Тамбовщиной, собирал НАН (Н.А. Никифоров). Музейный художник В.Г. Шпильчин вошёл в историю собирательства как создатель домашнего музея Е.А. Боратынского. Собрание С.Н. Денисова не ограничено какими-то тематическими рамками, в нём представлено много любопытного - от оружия до переписки НАНа с поэтом, художником Д.Д. Бурлюком. На основе своей коллекции патологоанатом и краевед Ю.К. Щукин создал в Тамбове известный далеко за пределами Тамбова музей греха. Есть собиратели-коллекционеры и в нашем городе.
Собиратели-коллекционеры - люди увлечённые, которыми движет благородное чувство спасти от забвения наше прошлое, будь это портретная галерея из разорённой усадьбы или фотоснимки старого города, эпистолярное наследство семьи.
Почти нереальный случай, когда на основе частной коллекции возникает государственный музей. Часто же судьба коллекций печальна: на свалку, в костёр... Счастьем считается, когда частная коллекция сохраняется, пусть даже распылённая по разным коллекциям, а отдельные раритеты пополняют музейные собрания.
Всё это где-то, кто-то, как-то. Но вот на наших глазах двадцать лет назад произошло чудо, а мы и сейчас ещё не способны оценить его значение и масштаб.
Год назад, 26 октября 2012 года, после тяжёлой изнурительной болезни ушла от нас основательница и первый директор литературно-музыкального музея Н.Г. Мулярова. И чудо, свершившееся в городе 20 лет назад, связано с её собирательской деятельностью, о которой мы мало что знали, но результат которой перед нашими глазами. Это возрождённый дом князей Голицыных, насыщенный памятью о прекрасном русском дворянском роде, изобилующий музыкальными инструментами, мебелью, нотами, альбомами позапрошлого века. Вся собранная Натальей Георгиевной коллекция составила основу экспозиции литературно-музыкального музея.
Наталья Георгиевна Мулярова родилась на Урале, в г. Троицке 26 января 1959 года. Папа Георгий Николаевич Муляров всю короткую жизнь проработал столяром. Мама Анна Иосифовна - экономист. В 1972-м семья переехала в Мичуринск. Так карта легла. Можно сказать и по-другому: Божий перст указал. Может быть, останься семья на Урале, судьба Н.Г. Муляровой была бы другой. А здесь она попала в старинный русский город с большой историей, с прочными литературными, музыкальными, художественными традициями. И за каждой традицией - какие имена! Литература: Пушкины, И.Г. Рахманинов, Г.Р. Державин, П.М. Захарьин, М.А. Белахова, В.Г. Шмерлинг... Музыка: один из основоположников русской оперы А.Н. Верстовский, создатель духовной музыки А.Д. Кастальский, музыкант М.Е. Зельдин, певец М.Г. Киселёв... Изобразительное искусство: иконописцы академик А.Д. Надёжин, отец и сыновья Юрьевы, график А.В. Платицин, создатели художественных школ, имеющих признание, народные художники и академики A.M. Герасимов и С.М. Никиреев, народный художник России В.Б. Попов, недооценённый гений С.Г. Архипов...
Наталье Муляровой повезло учиться в школе №19, заканчивала в школе №4 (после объединения школ) в 1976 г. Продолжила образование на историческом факультете Воронежского университета в конце 1970-х годов. Затем работала в мичуринских музеях - Музее-усадьбе народного художника СССР A.M. Герасимова и краеведческом. В 1988-1992 годах училась в аспирантуре в Московском НИИ культуры. Тема диссертации была потрясающе интересной, но немыслимо трудоёмкой. Только вдумайтесь в содержание этих слов: «Аудитория художественных музеев провинциальной России (начало XX в. - 1980-е гг.)». Научный руководитель доктор философских наук В.Н. Титов. В переводе на общедоступный язык тема диссертации Н.Г. Муляровой означала исследование того, кто и как посещал художественные музеи в России за весь XX век. Тяжесть исследований такого рода непомерна. Не могу даже представить, что такую работу можно написать. Слишком велик временной отрезок для изучения. Н.Г. Муляровой двигало, скорее всего, желание одолеть, разрешить поставленную перед ней задачу.
И началась эпопея с изучения архивов, объезда провинциальных музеев центра Европейской России. Было неимоверно трудно, стоит вспомнить, какими неожиданно тяжёлыми были для нас те годы. Но, думаю, именно в этих поездках Наталья Георгиевна накопила тот бесценный опыт, который пригодится ей при собирании коллекции и создании музея.
Расспросил людей, хорошо знавших Наталью Георгиевну по работе. Сотрудники Музея-усадьбы A.M. Герасимова вспоминают Н.Г. Мулярову собранной, способной, проводящей интересные экскурсии по экспозиции музея. Осенью 1982 года Наталья Георгиевна начала работать, и вскоре после этого в недавно введённом в строй выставочном зале - первая персональная выставка замечательного графика С.М. Никиреева. Новая сотрудница приглянулась художнику, он подолгу с ней беседовал около своих работ. Из своей папки достал офорт и подарил Наталье.
Директор Музея-усадьбы народного художника СССР A.M. Герасимова заслуженный работник культуры РФ Т.И. Воронова. В её музее Наталья Георгиевна проработала несколько лет. Сначала дружили, потом стали соперниками. Тамара Ильинична передаёт свои впечатления от коллекции, собранной её бывшей сотрудницей. «Я обошла все три этажа дома князей Голицыных и была потрясена. Говорю ей: «Наташа! Как же ты собрала столько и одна!» Одному человеку это сделать не под силу».
Бывший директор краеведческого музея Л.Д. Попова: «У нас в музее Наталья Георгиевна работала недолго. В конце 1980-х годов мы жили в предвестии больших грядущих перемен. Наталья Георгиевна работала в музее, в отделе дореволюционном, а собирала в это время материалы для своего будущего музея. Мы понимали, что она человек учёный, скрупулёзный, тщательно прорабатывающий интересующие её вопросы. Видела, как она пишет письма, отправляет много корреспонденции. Я и представить не могла, что за короткий срок она смогла собрать замечательную коллекцию». Л.Д. Попова вспомнила, что из музея Н.Г. Мулярова ушла в то время (начало 1992 г.), когда после подавления путча августа 1991 года и падения КПСС городскому музею в результате больших споров было предоставлено здание бывшего Дома политического просвещения ГК КПСС, и музей освободил здание Ильинского храма, который занимал с 1965 года. Сейф, в котором Наталья Георгиевна хранила ценные документы, тогдашний начальник управления культуры К.А. Пичугин перевёз в городскую детскую библиотеку.
Р.П. Юлина, бывший зам. директора ЦБС, зав. городской детской библиотекой: «Когда Наталья Георгиевна пришла к нам в детскую библиотеку, мы ей выделили комнату, где она сидела и работала за столом, собирала материалы для будущего музея. В штат сотрудников библиотеки она не входила, а по договорённости с отделом культуры работала в помещении библиотеки». И добавила: «Какой она создала музей - картинка! И заметьте: ей никто не готовил тематико-экспозиционный план. Все экспозиции разработала она сама». Теперь таких директоров нет: бессребреница, труженица, каких мало. Будущая судьба музея весьма тревожна: Наталью Георгиевну заменить невозможно».
Бывший начальник управления культуры К.А. Пичугин: «После проведения городских субботников на Доме князей Голицыных (осенью 1988 г. - В.А.) наше управление поставило этот Дом к себе на баланс, и, хотя постановления о создании музея не было, я упросил Н.Г. Мулярову заняться этой тяжёлой работой. В здании долго шёл капитальный ремонт, реставрация, но профиль его был определён только при завершении ремонтно-реставрационных работ. Считаю, что наш музей - это чудо. Н.Г. Мулярова собирала коллекцию, не являясь официально директором музея, но в этом направлении она уже работала. Другой работы ей не поручалось. Она списывалась с потомками князей Голицыных, а Интернета не было, как это трудно, сейчас и не представишь. Несмотря на трудности, коллекцию она собрала такую, что её не стыдно показывать и о ней рассказывать».
У меня было много встреч с Натальей Георгиевной, чаще в её рабочем кабинетике: когда я проводил в музее свой первый творческий вечер в 1997 г., приводил к ней для знакомства Н.Д. Чичерину из Петербурга, фотохудожников братьев Ладыгиных из Тамбова, когда разговаривал с ней об увековечении памяти художника А.И. Михайлова, когда пытался решить судьбу книжного собрания моего покойного учителя А.Р. Монастырского... Не могу сказать, что с ней было легко общаться и легко решать интересные, как мне казалось, для её музея возникающие задачи. Но вот её глаза - в них всегда лучился свет познания, свет глубокой внутренней жизни.
Эти заметки - только эскиз к будущему жизнеописанию устроителя и первого директора литературно-музыкального музея, автора его экспозиции Натальи Георгиевны Муляровой. В здании музея нужно устроить стенд её памяти. И как бы ни развивался музей в будущем, подвиг его устроителя всегда вызовет в посетителях благодарное чувство.

Автор:Владимир Андреев