Стажировка в Германии

18 февраля 2015, 13:34 1586

В течение пяти дней делегация педагогов из Тамбовской области проходила стажировку в Германии.

© Мичуринская правда - http://www.michpravda.ru/ (02/18/2015 - 14:32)

Слева направо: Т.В. Шишкина и Т.И. Лунёва.

За это время представители одной из самых гуманных профессий смогли получить подробную информацию о системе образования этой страны, узнать об участии государства, родительской общественности в управлении образованием. Среди представителей познавательной поездки было два человека из Мичуринска: заведующая детским садом №29 «Журавушка» Т.И. Лунёва и заместитель директора по учебно-воспитательной работе средней школы №1 Т.В. Шишкина. Своими впечатлениями от увиденного с «МП» поделилась Татьяна Викторовна.

ДИРЕКТОР-НЕМЕЦ
ЗА КРАН
НЕ В ОТВЕТЕ

Как оказалось, в Германии основная задача директоров школы – следить за качеством обучения детей. Вопросами же хозяйственными они совсем не обременены. Это руководители наших учебных заведений бьются над тем, например, как сделать качественно и бюджетно ремонт в классе, обновить фасад здания или, скажем, поменять вешалки в раздевалке. Перед их иностранными коллегами такой задачи никто не ставит. За комфортными условиями обучения следит руководство округа. Даже решение такой мелкой проблемы, как потёкший в туалетной комнате кран, - их прямая обязанность.
Кстати, по наблюдениям членов тамбовской делегации, учебные классы, которые довелось посетить, оборудованы вопреки ожиданиям весьма скромно.

АКЦЕНТ
НА РАБОЧИЕ
СПЕЦИАЛЬНОСТИ

По статистике очень многие выпускники русских школ стремятся получить высшее образование. Так происходит не везде. Если после окончания школы немецкий ребёнок не захочет приобрести высшее образование, его родители не станут судорожно поглощать корвалол и валерьянку, убеждая своё чадо взяться за ум и поступить в вуз. Немцы уважают рабочие специальности, считая их престижными и доходными.
Уже начиная класса с восьмого-девятого школьники проходят обязательные производственные практики. Дети сами выбирают, какая профессия им больше по душе: одному интереснее работа в сапожной мастерской, другому в парикмахерской. Сотрудники предприятий безвозмездно обучают премудростям своего ремесла девчонок и мальчишек.

БЕСПЛАТНЫЕ
РЕПЕТИТОРЫ

В Германии очень развита система волонтёрства. Охотно занимаются немцы благотворительностью, в том числе и в образовании. Сознательные граждане сами приходят в школы и предлагают отстающим ученикам позаниматься с ними по сложно усваиваемым предметам. Делают это имеющие соответствующее образование репетиторы-альтруисты не корысти ради, а по велению сердца. Больше всего таких образовательных волонтёров среди пенсионеров. Когда наши педагоги, увидев одного из таких добровольцев в германской школе, поинтересовались, сколькими евро вознаграждается их труд, немецкие коллеги сильно удивились: «Зачем ему платить, ведь он же получает пенсию?!».

ШКОЛЬНАЯ
ДЕМОКРАТИЯ

Школьники-немцы чувствуют себя в общении с педагогами свободно. Им и в голову не придёт поднимать руку и отпрашиваться у учителя, если возникла необходимость выйти из класса. А в начальных классах уроки и вовсе больше похожи на игру, чем на занятия в нашем понимании. Дети слушают объяснения учителя, сидя в кругу. Задания выполняют не в том порядке, как предложит наставник, а по собственному усмотрению. По классу передвигаются свободно.
Развита в немецких школах демократия. Старшеклассники участвуют в общешкольных собраниях по обсуждению волнующих их проблем. Не остаются в стороне они и от школьного питания. Один день в неделю команда детей из разных классов готовит завтраки, обеды на всё учебное заведение.

ДЕНЬ ПРОЕКТОВ

Особое внимание в немецких школах отводится проектной деятельности. В частной школе в Кёльне, например, каждую среду ребята не посещают уроки, а занимаются воплощением в жизнь понравившихся им идей. Так, гости из Тамбовской области увидели, как группа девочек увлечённо создаёт из старых джинсов новые вещички, другие ребята придумывают и поют под аккомпанемент гитары песни, третьи читают речитативом стихи. Между тем, по наблюдениям наших педагогов, проектная деятельность в российских школах не только ни в чём не уступает немецкой, но и зачастую подход к ней более продуманный, глубокий.

КАЖДОМУ СВОЁ

В частной школе Кёльна отметками учеников не обременяют аж до восьмого класса. Педагоги считают, что оценивание детей на уроках оказывает на них психологическое давление. Ребёнок должен развиваться, расти, не думая, двойку или тройку ему поставят за ответ. И только после восьмого класса ученик более серьёзно подходит к качеству своего образования.
В большинстве немецких школ класса с 5-6-го идёт глубокая дифференциация детей по уровню их интеллектуального развития. Ребята проходят мониторинг. Если его итоги говорят о том, что тот или иной ребёнок не может показать высоких результатов в обучении, он направляется в реальную школу, где учеников не перегружают учебными дисциплинами. Тех знаний, что там даются, будет вполне достаточно для получения в дальнейшем профтехобразования. Более способные к наукам дети поступают в гимназию, из которой затем могут перейти в среднюю школу, в которой готовятся по профилю для поступления в высшие учебные заведения. В конечном счете в вузы приходят единицы.
Интересен и тот факт, что выпускники могут закончить школу, не пройдя аттестацию, а значит, и не получив аттестата. Ничего зазорного немецкие девушки и юноши в этом не видят. Ведь отсутствие аттестата не закрывает им двери для поступления в колледжи и училища.

В русской литературе девятнадцатого века было распространено выражение «Что русскому здорово - немцу смерть». Употребляют его не только в письменной, но и в устной речи и поныне, когда хотят подчеркнуть выносливость нашего человека, его способность переносить играючи любые бытовые тяготы. Одновременно с этим изречением существует и диаметрально противоположное: «Что немцу хорошо, то русскому смерть». Так говорят, желая подчеркнуть различие культур, предостерегая кого-либо от чрезмерного увлечения чем-то заимствованным, новым, недостаточно известным. Перенимать чужие порядки, не раздумывая, конечно, незачем. Однако познакомиться с особенностями устройства тех или иных ключевых областей жизни граждан других государств не только не возбраняется, но может оказаться весьма полезным.