Лента новостей
Статья7 апреля 2015, 23:00

Смерти вопреки

Не единожды Иван Мячин оказывался на гране жизни и смерти: был несколько раз ранен, едва не погиб в окружении, чудом избежал расстрела в плену и казни в партизанском отряде.

И. Мячин.
И. Мячин.

Эту удивительную историю поведала нам читательница «Мичуринской правды» Людмила Ивановна Назарова. Подробности о боевом прошлом своего отца она узнала из оставленных им личных дневников.

Мирная жизнь для уроженца села Красивого Ивана Мячина закончилась в Одессе. После окончания Мичуринского педучилища он приехал в село Лежайку преподавать в местной школе. А уже через год был призван в военно-морской флот в г. Очаков Николаевской области. Служил артиллеристом на острове Майском. Через некоторое время его откомандировали в Одессу в школу специалистов военно-морского флота, затем зачислили стрелком в первый полк морской пехоты. В это время началась война. Враги окружили город - «жемчужину у моря». Советские воины отбивали атаки немцев и румын. В конце августа Иван Мячин был ранен. Его отправили в Сочи на лечение. Восстановив здоровье, он прибыл в Севастополь и в качестве артиллериста попал на ставший потом легендарным бронепоезд «Железняков». Этот бронепоезд немцы прозвали «зелёным призраком». Металлический исполин после стремительного артиллерийского и миномётного удара по целям, заранее разведанным морской пехотой, быстро исчезал в тоннеле до того, как немцы успевали пристреляться артиллерией или поднять авиацию.
Бронепоезд всё время изменял свой облик. Матросы расписывали его полосами и разводами камуфляжа так, что поезд неразличимо сливался с местностью. Чтобы сбить с толку противника, всё время менял места стоянок. В июне 1942 года более 50 немецких бомбардировщиков нанесли мощный удар по Троицкому тоннелю, где базировался бронепоезд. Через завалы защитники города вышли к берегу моря. Мячин вновь получил ранение. Моряки удерживали узкую полоску берега. Патроны заканчивались, приходилось отступать в море. Трое суток наши бойцы находились в воде, по ночам, пытаясь утолить жажду, лизали камни.
Пленение оказалось неизбежным. В конце августа 1942 года эшелон с пленными севастопольцами прибыл в Кривой Рог, в лагерь № 238. Там Мячин заболел дизентерией. Еле-еле поборол болезнь, но организм был сильно истощён, грозила неминуемая смерть от голода. Уповая лишь на чудо, Иван написал на случайно попавшем к нему обрывке бумаги свои данные и бросил это послание через колючую проволоку. И чудо действительно произошло. Послание подобрал проходивший мимо местный мальчик Серёжа. Свою находку он отдал маме Александре Афанасьевне Галицкой. Женщина пожалела солдата. Пришла в лагерь к немцам и представилась его тётей. «Родственнице» позволили носить передачи больному.
Вскоре Иван окреп, и его направили в рудник им. Артёма. Во время работ сбежал один из пленных, спавший на нарах рядом с героем нашей публикации. За побег соседа решили наказать артиллериста с Тамбовщины. Бойца поставили к стенке. Иван зажмурился. Прозвучал выстрел, но пуля прошла где-то рядом. Приговорённого к смерти спас немецкий охранник, рабочий из Гамбурга Освальд. В последние секунды он отвёл дуло стрелявшего в сторону. Молодой человек был пацифистом и ненавидел войну. Фашисты не повторили попытки привести приговор в исполнение. Как повлиял поступок Освальда на его дальнейшую судьбу, неизвестно. Больше Иван его не видел.
Через некоторое время И. Мячину вместе с двумя товарищами удалось сбежать с работ. С помощью местных жителей они нашли дорогу к партизанам. По пути беглецы переоделись в снятую с убитых немцев одежду. Партизаны встретили прибывших враждебно, приняв их за фашистских лазутчиков. Непрошеных гостей хотели повесить, стали искать верёвку. Тогда наш герой предложил им свою. Вели себя неизвестные достойно, смело. Командир отряда поверил, что они защитники Севастополя и отменил казнь. Иван Александрович Мячин принимал активное участие во всех партизанских операциях: пускал под откос вражеские воинские эшелоны, взрывал мосты.
В декабре 43-го партизанский отряд соединился с Красной Армией. Однако Ивана по состоянию здоровья отпустили домой. До мая 1944 года он преподавал в Глазковской средней школе, а затем снова был призван в действующую армию. На первом Белорусском фронте в составе 584-го противотанкового полка освобождал Кёнигсберг, Польшу, участвовал в штурме Берлина.
Позже Иван принимал участие в расчистке завалов в городах Польши, Украины, продолжал службу на территории нашей страны. Домой он вернулся в 1946 году. Вновь стал учителем: преподавал в Глазковской и Лежайской школах. В 1950-х годах заочно закончил исторический факультет Тамбовского пединститута. Учил ребятишек в Круглинской школе истории, обществознанию, географии, а уйдя на заслуженный отдых, много времени уделял работе с ветеранами. После долгой тяжёлой болезни в 1997 году И.А. Мячина не стало.
На память о ветеране близким фронтовика остались его дневники, фотографии и награды: медали «За отвагу», «За оборону Севастополя», «За оборону Одессы», «За освобождение Кёнигсберга» и орден Красной Звезды за Берлинскую операцию.

Кстати

В 1941-1942 годах бронепоезд «Железняков» произвёл более 140 боевых выходов. С 7 января до 1 марта 1942 года он уничтожил девять дзотов, тринадцать пулемётных гнёзд, шесть блиндажей, одну тяжёлую батарею, три самолёта, три автомашины, десять повозок с грузом, до полутора тысяч солдат и офицеров противника.
15 июня 1942 года «Железняков» вступил в бой с колонной немецких танков, подбив не менее трёх бронированных машин.
После войны бронепоезд «Железняков» был изрезан на металлолом, а паровоз, который возил его, находится на вечной стоянке у железнодорожного вокзала в г. Севастополе.

Автор:Юлия Рыбакова