Лента новостей
Статья17 апреля 2018, 08:53

Сказка, ставшая былью

Владимир Давыдов - частый гость нашей редакции. В прошлом активный общественник, замечательный фотограф, запечатлевший страницы истории его родного Мичуринска и Мичуринского района, комсомольский вожак и при этом, по его собственным словам, такой же, как все. На страницах газеты он уже рассказывал, как и чем жило послевоенное поколение молодых романтиков: целина, комсомольские стройки, учёба… Сегодня его рассказ - о редких, но ярких моментах парадной жизни при социализме. Например, съезды ВЛКСМ, на одном из которых он в составе делегации тамбовских комсомольцев в 1966 году побывал в Москве.

Тамбовская делегация на XV съезде ВЛКСМ. В центре космонавт Владимир Комаров,  В. Давыдов - во втором ряду второй слева. Фото из архива Владимира Давыдова
Тамбовская делегация на XV съезде ВЛКСМ. В центре космонавт Владимир Комаров, В. Давыдов - во втором ряду второй слева. Фото из архива Владимира Давыдова

- Владимир Леонидович, давайте начнём с того, что не каждому так везёт в жизни: побывать на всесоюзном съезде ВЛКСМ…
- Пожалуй, да. Но я уже как-то рассказывал, что с комсомолом был связан со школы, а потом работал в обкоме и горкоме ВЛКСМ. Весной 1966-го мы, 23 человека самых разных профессий, стали делегатами XV съезда ВЛКСМ.

- А по какому принципу отбирались делегаты?
- Их выбирали сами комсомольцы на областной конференции. Причём предъявлялись определённые требования: мужчин и женщин должно быть примерно поровну. Учитывался возраст делегатов: требовались и сравнительно юные, и те, кто постарше. В составе делегации должны были присутствовать представители всех «сословий», но представители рабочих профессий обязаны были преобладать.

- Чем же не угодила интеллигенция?
- А тогда было негласное правило: даже в партию приём представителей интеллигенции ограничивали. Две трети коммунистов должны были составлять рабочие и крестьяне. Отношение Ленина к деятелям науки и культуры, как известно, было не самым благостным.

- Опасались свободомыслия и сомнений?
- Думаю, что скорее всего. Рабочему человеку задавать «ненужные» вопросы на партсобраниях было некогда. Сомнение всё же большей частью - удел образованных людей.

- Но на фото вы почти все выглядите, я бы даже сказал, импозантно…
- Нас заранее предупредили, чтобы мы все надели белые рубашки, галстуки и тёмные костюмы. Тем, кто работал на предприятии, и там имелась финансовая возможность «поддержать» своих комсомольцев, костюмы сшили. Мне, поскольку я работал в горкоме и денег на портных в учреждении не нашлось, костюм никто не шил. Поехал в своём. Один наш делегат - офицер Виктор Турчин, командир эскадрильи из Мичуринска, был в военной форме. Из Мичуринска и Мичуринского района нас было трое. Остальные - со всей Тамбовской области.

- Ехали в столицу в купе?
- О чём вы! В плацкартном вагоне. О комфорте никто из нас и не думал тогда. Почти всю ночь в дороге пели, смеялись. На вокзале в Тамбове нас торжественно провожали, а в Москве на Павелецком встречали с оркестром. Приехав в столицу, мы на неделю, пока работал съезд, попали, без преувеличения, в сказочный мир.

- И в чём выражалась сказка, ставшая для вас былью?
- Нас разместили в гостинице «Арарат» в центре Москвы, в двух и одноместных номерах. Всем выдали талоны на питание, которыми мы могли расплачиваться в гостиничном ресторане. Эти талоны мы даже не смогли полностью «отоварить» и на те, что остались, уезжая, приобрели конфеты и сувениры. Могли бесплатно пользоваться услугами водителей на «Волгах». Поехать можно было в любое время и куда угодно в пределах столицы. Вечерами ходили в театр, на экскурсии, для нас подготовили прекрасную культурную программу.

- А «комсомольское» меню, надо полагать, было не совсем обычным…
- Такого изобилия никто из нас не видел. Икра, колбасы, фрукты. Одна девушка из нашей делегации, оказавшись на банкете за столом с иностранцами (тоже делегатами съезда), растерялась и не знала, как некоторые блюда есть. Смутило её и количество столовых приборов: несколько разных вилок, ложек и ножей. В итоге она ограничилась одним яблоком. Но как потом оказалось, и его она съела, нарушив этикет: без помощи ножа для фруктов…

- Алкоголь комсомольцы шестидесятых могли себе позволить?
- Да, на ужине, немного. На те же талоны. О пьянстве речи не было.

- Кого из известных людей вы встретили на съезде?
- Лично общался с нашими прославленными космонавтами Валерием Быковским и Владимиром Комаровым. Это были настолько скромные люди, без всякого зазнайства и ненужного самомнения, что трудно представить, что ты разговариваешь с героями, покорившими космос. Я даже как-то мимоходом успел сфотографировать Андриана Николаева и Валентину Терешкову. Кадр получился совсем не протокольным и не постановочным. Супруги шли вдвоём и о чём-то эмоционально спорили. Такая обычная, невзирая на славу и должности обоих, семья, в которой есть место взаимным претензиям…

- Охраны с ними не было?
- Нет. Да и вход в Кремлёвский дворец съездов, где проходили заседания, был без особых проверок. Мы просто показывали мандат делегата и проходили.

- А Гагарин присутствовал на съезде?
- Только на сцене в президиуме, куда он поднимался не из зала, а через отдельный вход за кулисами. Если бы он решил пройти через зал к сцене, думаю, там началось бы что-то невообразимое: настолько велики были его слава и популярность. Это касается и другого легендарного космонавта Германа Титова. Он тоже находился только на сцене. Перед делегатами выступал Брежнев, но к нему относились все как-то спокойно. А вот, например, когда на сцену вышла композитор Александра Пахмутова и стала рассказывать о роли ВЛКСМ на планете, а потом высказала слова благодарности комсомолу, то весь зал (6000 человек) встал и устроил ей овацию. В этот день девушкам, делегатам съезда, комсомольцы Молдавии передали в подарок гвоздики, и они, не сговариваясь, как по команде, стали передавать эти цветы на сцену Пахмутовой. Можете представить, какой букет собрали в итоге!

- Люди в штатском вас сопровождали?
- Нет. Но в зале работали другие «специальные» люди, которые начинали в нужных местах выступлений ораторов аплодировать и тем самым подавали пример остальным. В перерывах как бы невзначай кто-то из «делегатов» начинал танцевать или петь (разумеется, профессионально и красиво) и задавал настрой другим. Всё было продумано до мелочей и великолепно организовано. По-другому и быть не могло: на съезде собрались делегаты и гости из 111 стран.

- Не могу не задать вам личный вопрос. Вы сами верили во всё то, о чём вам говорили с высоких трибун? Солидарность, дружба народов, светлое будущее…
- Конечно. Мы так воспитаны. У нас не было никаких сомнений. По крайней мере, я говорю о себе и своих соратниках, с кем работал, учился, рос… И сегодня, в свои 80 лет, я не изменил этим принципам. Хотя, на что-то, конечно, стал смотреть иначе. Кстати говоря, с трибуны съезда выступавшие рассказывали не только о светлом будущем, но и смело критиковали различные моменты в работе. Например, срывы сроков сдачи каких-то производственных объектов на комсомольских стройках. Атмосфера там была вполне деловая.

- Как закончилась эта сказка - XV съезд ВЛКСМ?
- После окончания работы съезда в гостинице нам вежливо, но уже без заметного прежнего почтения сказали: «Вы можете оставаться здесь только одни сутки, и после этого вам необходимо освободить номер…». Мы словно с небес опустились на землю (смеётся). Вернувшись в Тамбов, все делегаты ещё месяц ездили по городам и районам с выступлениями перед местными комсомольцами, рассказывали им о том, как побывали на съезде в Москве. Я выступал в Рассказово и Мичуринске в первичных организациях и в здании тогдашнего райкома ВЛКСМ и КПСС (оно располагалось на улице Карла Маркса напротив горсада). Делился именно своими личными впечатлениями, которых, конечно, было море. В итоге второй секретарь райкома партии Середин меня отчитал, дескать, не о том я рассказываю. Надо было говорить про идеологическую составляющую, о задачах комсомола, а не про космонавтов и экскурсии по Москве. Но то, что эта поездка осталась в моей памяти, как один из самых важных и ярких моментов моей биографии, - это бесспорно. Вот и сейчас, спустя полвека, я вспоминаю об этом с радостью и трепетом...

Автор:Вадим Гранитов