Лента новостей
Статья16 февраля 2018, 14:14

Сенокосная пора

Этот праздник труда - ежегодное летнее событие в деревне - навсегда ушёл, забылся. Но когда расшевелишь память, вспомнишь, как проходила сенокосная пора в колхозе, душа наполняется светлым тёплым чувством. Расскажу об одном эпизоде - как мне посчастливилось внести свою посильную лепту в общее дело.

Сенокосная  пора

В родном селе

Колхоз имени Ульянова (Воронежская область) был миллионером. Тысячи гектаров пахотной чернозёмной земли. Три фермы коровьих, две свинофермы, ещё овцы, птицеферма. Сена, обязательно входившего в рацион всей живности, заготавливали много.
1960 год. Мне уже тринадцать лет, а это значит, что я могу поработать на сенокосе в колхозе. Мальчишки и девчонки ещё с более раннего возраста заготавливали корма для домашних животных. В каждом хозяйстве были коровы, овцы, свиньи, куры, гуси. Родителям одним всё успеть нелегко. Они работали на фермах, пахали землю, растили и убирали урожай. В колхозе техники было достаточно. Все мужчины трудились и зимой, и летом. Удел женщины - кормить, доить, ухаживать за посевами и животными. Дети рано учились косить, доить, управляться по хозяйству.
В город почти никто не уезжал, всем находилась работа в родном селе. В школе занятия шли в две смены по 30 человек в классе. Жизнь била ключом. В новом клубе репетировали концерты: взрослый и детский хоры, библиотека, духовой оркестр. К сенокосу готовили особую программу.

Ваталинка

Каждое лето на каникулы приезжал из Воронежа Виталик - внук нашей любимой учительницы начальных классов Татьяны Васильевны Шаршовой. Он занимался во Дворце пионеров танцами. Было ему лет шестнадцать. Каждый вечер он приходил в клуб, слушал, как поёт хор, и восхищался голосами. А танцевать у нас никто не умел - не было руководителя. Виталий предложил выучить танец пастуха, в котором он участвовал на сцене Дворца пионеров в Воронеже. Приближался сенокос, в сельском клубе готовили концерт к окончанию этого важного дела. Женская группа хора репетировала новую песню «Ваталинка».
Ваталинка, куда ходишь,
Ваталинка, вечерком?
Посмотри, какую высушил,
Качает ветерком.

Задорно распевали её девушки, влюблённые в Виталия, они стали называть его Ваталинкой. Стройный, с длинными ногами, грациозно и лихо отплясывающий на сцене, он был неотразим. Выбрал Виталий десять девчонок и меня в их числе для танца пастушка. Сам он солировал. Местный настоящий пастух подарил кнут - очень нужный реквизит для танца.

Первые уроки
красоты

Все танцующие «овечки» должны быть кудрявыми, а что такое бигуди, мы тогда ещё не знали. Виталик предложил изготовить их самим. Тесёмку плотно обернули бумагой, на которую туго накрутили прядь волос, и всё завязали концами тесьмы. Множество таких закруток на голове оставили на ночь.
И кудри удались! Впервые пришлось и пудрить лицо, красить губы. В сельском магазине была только пудра «Лебяжий пух», а губная краска - алая - в баночке с крышкой. Нужно было пальчиками извлекать её из банки и мазать губы. Но самым сложным оказалось -
накрасить ресницы. Мы слыхом не слыхивали, что такое возможно. Урок изготовления такой косметики опять же преподал Виталик: детское мыло натёрли на тёрке, добавили тушь чёрную чертёжную и сварили всё это в консервной банке, а потом залили в спичечный коробок. Когда масса остыла, получился брикет. Стригли щётки зубные, оставляя один ряд. Этим красили свои роскошные ресницы. Довольны остались все.

Разбуди меня
с зарёй!

Оставалось завершить покос. Школьникам ставилась своя задача - вытащить из неудобья (овражки, ручьи, косогоры) вручную скошенную траву, скопнить её, подготовить для стогометания. Ваталинка очень хотел поработать на сенокосе, и решено было взять его.
Рано утром, с первыми петухами от школы отъехало несколько грузовых машин. Девочки - с граблями, мальчики - с вилами. Осторожно сложили инвентарь в конце кузовов, уселись на специальные скамейки и с песней тронулись в путь.
Утром, только зорька
над землёй встаёт,
Звонко на дворе наш
петушок поёт.
Петушок, погромче пой,
Разбуди меня с зарёй.

Приехали на утреннюю дойку машины с доярками. Летом стада коров днём и ночью находились на стойбищах на берегу реки Битюг. Утром и вечером машины-молоковозы увозили куда-то молоко.
Звонкие детские голоса и задорные песни доярок заполнили улицы села. Всё взрослое население спешило на праздник труда - покос. Женщины в батистовых платках, ярких сарафанах, с холщовыми сумками с едой. Мужчины на специальной технике стаскивали в большие кучи копны уже высохшей травы - сено. А школьники вытаскивали на ровные места из неудобий сено и тоже складывали в копны.
Учить нас не было нужды. В каждом доме имелись свои коровы: по ведру молока утром и вечером - большая помощь для семьи. Косить, ворошить, копнить с детства умели все. Сбивали масло, делали творог, варили сыр. До полудня мы успели вытащить из оврага сено, скопнить и сделать большой стог, возле которого определили место общего обеда.

Сливки в сахаре

Обед на покосе! Неповторимый обряд. Кто в нём участвовал, навсегда запомнил прелесть трапезы в дружеской компании немного уставших, с необыкновенным аппетитом людей.
Еду готовили заранее. У кого в доме сохранились русские печи, протапливали их кизяками и пекли хлеб - настоящий ржаной на дрожжах. На топлёном масле жарили сырники. Отварная картошка, огурцы малосольные, рыба жареная, куры. И десерт был особенный, придуманный, наверное, в нашем селе: половину бутылки (0,7) заполняли сахаром, который заливали свежими густыми сливками, сверху - ещё сахару, и выставляли на солнце. Особый вкус сливкам придавали глиняные махотки (крынки), хранимые в погребе (холодильников тогда ещё не было). Вся снедь выкладывалась на общую льняную скатерть и быстро поедалась. Смаковали только сливки в сахаре. Сахар полностью растворялся, и получалась густая, как мёд, тягучая струя. Наливали лакомство на ломоть чёрного душистого хлеба и уплетали. Такая вкуснятина запомнилась на всю жизнь.

Чудесное
спасение

Виталику обед очень понравился. Всё простое и вкусное. Непривычная работа и сытная трапеза разморили паренька. К тому же накануне он допоздна занимался разучиванием танца с мальчиками. Приложив под щёку рушник, он задремал.
Все потихоньку ушли продолжать копнить сено. Мужчины уже сложили несколько скирд - самую большую кладку сена, которая оставалась на лугу на зиму. Потом на машинах и санях сено подвозилось на зимние фермы животным. Стогометатель шустро хватал огромной зубастой пастью стога и забрасывал на верх скирды.
Дошла очередь и до стогов, сложенных школьниками. Ничего не подозревающий Ваталинка сладко спал в тени стога. Трактор с опущенным оскалом двухметровых клыков с большой скоростью неумолимо приближался к стогу с городским парнишкой, намереваясь захватить его в пасть. Мальчишки наперерез понеслись к машине, девчонки, побросав грабли, истошно визжа, тоже бежали к стогу. К счастью, водитель, увидевший впереди кричавших ребят, как-то сумел остановиться. Испуганный Виталик, ещё не совсем понявший, что случилось, выполз под радостные вопли друзей. Так закончился этот день покоса.
А потом в клубе состоялся замечательный концерт. Танец пастушка покорил всех. Великолепные «овцы» - кудрявые, румяные, белолицые, в ярких цветных юбках - покорили селян. А колхоз выдал зарплату - по восемь рублей каждому. Один метр ситца стоил 53 копейки за метр, сатин - два рубля. Девочки купили на эти деньги ткань и зимой на уроках домоводства шили сарафаны и юбки для следующего праздника покоса.

Автор:Тамара Полякова. Рисунок автора.