С тех пор я «заболел» им навсегда

15:59 06 декабря 2016 «Культура»

В какие бы дальние уголки страны, а может быть, и иного государства ни забрасывала нас судьба, мы всегда с теплотой и любовью храним в душе частичку своей малой родины, всего, что связано с ней и особенно дорого нашему сердцу. Для Олега Ивановича Туровского - читателя «Мичуринской правды» в интернете, уроженца нашего города, многие десятилетия назад переехавшего жить и работать в Сочи, воспоминания о Мичуринске во многом связаны с драматическим театром. Именно ему он посвящает сегодня свой рассказ.

Как это было

30 ноября на улице Архангельской открылся Козловский театр. Четырёхярусная зала об 600 мест была полна. Давали француза В. Сарду «Надо разводиться». Публика ликовала: актёров и антрепренёра С.И. Томского несколько раз вызывали на поклоны, аплодировали стоя даже чопорные обладатели персональных лож. Основателям театра - купцам отцу и сыну Злобиным - устроили настоящую овацию. Подобные заметки появлялись в начале декабря 1897 года в разделе светской хроники в местной газете. Однако ликование было недолгим: через некоторое время театра не стало, бытует мнение, что он сгорел.
Новое здание, привычное не для одного поколения горожан и на привычном месте, начали возводить уже весной 1913 года. Строительство велось фантастически быстрыми темпами даже по меркам современной стройиндустрии - 17 декабря 1913 года театр принимал первых зрителей. Это здание - единственное на Тамбовщине - построено специально для театра. Просторный, вместительный и в то же время уютный зал с хорошей акустикой, большая оркестровая яма для оркестра перед сценой, пожарный занавес... Над сценой возведён технический этаж, где размещены так называемые театральные колосники с подъёмными устройствами для временного хранения «задников», сменных кулис и некоторых деталей декораций.

Одному - сапоги,
другому -
контрамарку

Моему личному знакомству с мичуринским театром и вообще с театром предшествовали и способствовали некоторые события. Заканчивался 1950 год. К новогодним школьным каникулам в театре решили поставить спектакль по сказке Шарля Перро «Кот в сапогах». Всё шло хорошо. Нашли и подработали под труппу сценарий, распределили роли, заканчивали репетиции и изготовление декораций, пошили костюмы, но не хватало одной и весьма важной детали - у кота не было сапог! В запасах костюмерного цеха нужных не нашлось. Местные сапожники могли пошить только простые армейские, а не с отворотами типа мушкетёрских. Но кто-то из них подсказал, что в мастерской индивидуального пошива обуви есть женщина-мастер, которая может по фотографии или рисунку разработать лекала верха обуви, изготовить его, а приточить подошвы - дело нетрудное. Нашли эту женщину, и через некоторое время, в аккурат к премьере, сапоги с отворотами из тонкого светло-коричневого шевро на небольшом каблучке были готовы. В качестве дополнительного поощрения женщине вручили контрамарку на дневной спектакль «Кота». Так как этой мастерицей была моя мама Зинаида Аркадьевна Туровская, контрамарка досталась мне.


Волшебный
ключик

И вот я десятилетний, наглаженный и начищенный, с причёсанными вихрами и заветным кусочком картона - контрамаркой в варежке, чтобы не потерять, иду в театр. Контрамарка, как волшебный ключик, открыла мне двери театра и директорскую ложу напротив самой сцены. Других мест не было. Зал был заполнен гомонящей ребятнёй, и шум стоял, как на большой перемене в очень большой школе. Но прозвучал третий звонок, огромная люстра под потолком начала медленно гаснуть, шум и гомон прекратились. Раздвинулся занавес, и на ярко освещённой сцене началась сказка с вездесущим котом в маминых сапогах. В ложе была дверь, которая вела на сцену, куда в антракт, не удержавшись, я зашёл. Всё было как-то серо и буднично: неяркий свет, рабочие на сцене прибивают нарисованные части каменного замка, у стены мирно разговаривают страшный людоед из сказки и обычный, судя по каске, пожарный. Ничего особенного, но с тех пор я заболел театром, не пропускал ни одной новой постановки, а в 1955-1957 годах был в составе народного театра железнодорожного клуба имени Ленина.

На сцене!

В начале осени 1957 года «Мичуринская правда» опубликовала объявление драматического театра о наборе студийцев. На прослушивание пришло около 30 человек. Взяли четырёх мальчиков и трёх девочек. Главным режиссёром в том сезоне был уроженец нашего города, выпускник драматической студии нашего театра середины 30-х годов прошлого столетия Николай Иванович Курочкин, и это была его идея - возобновить работу студии. Среди принятых счастливцев был и я. Ведущие артисты мичуринской труппы передавали нам основы актёрского ремесла - сценические речь и движение, ритмику, грим, театральные этику и дисциплину. Мы были задействованы в массовых сценах и мини-ролях.
В начале лета театр уехал на гастроли по Тамбовской области. Студию распустили. И тут я поддался уговорам родителей, что надо получить вначале какую-то надёжную профессию, а затем думать о театре. Мой выбор пал на вуз имени И.В. Мичурина: там учился мой старший брат, а самое главное, что привлекало, - студенческий театр, которым руководила бывшая актриса Ольга Алексеевна Таякина. Она была и режиссёром, и театральным педагогом, и в какой-то степени мамой для кружковцев, что жили в общежитии.
Приобретая «запасную» профессию, увлёкся цветоводством и озеленением, что стало в итоге главным делом жизни: 51 год, из них 43 - в Сочи, выращивал цветы, озеленял улицы, новостройки, парки и скверы, разрабатывал проекты озеленения, в том числе и к открытию сочинской зимней Олимпиады. Театр же всегда был и есть для меня местом отдыха. В Сочи нет репертуарного театра с постоянной труппой, но столичные ведущие театры с именитыми актёрами - частые гости на наших сценических площадках. Последние годы в городе регулярно проходит конкурс театров малых городов России. Было бы приятно увидеть в рамках этого фестиваля наш Мичуринский драматический театр.

Инициатива

Недавно ушёл из жизни старейший на планете играющий актёр-долгожитель, народный артист СССР, почётный гражданин города Мичуринска В.М. Зельдин. Считаю, что присвоение его имени Мичуринскому театру будет доброй памятью Владимиру Михайловичу и достойным подарком театру к его юбилею - 120-й годовщине со дня открытия. Ваша газета может стать инициатором, развернув на своих страницах дискуссию по этому поводу.
В настоящее время в стенах театра идут мероприятия, посвящённые 120-му театральному сезону. Хочется пожелать коллективу театра успешного его проведения, а также новых творческих удач и чтобы все спектакли проходили при полных залах.
 

Ваша оценка: Нет Средняя: 5 (6 голосов)