Лента новостей
Статья26 апреля 2018, 16:26

Романтика большой дороги

Мало кому известно, что до середины 1960-х годов современное Липецкое шоссе в устной речи коренных горожан именовалось Большой дорогой.

Бывший Московский тракт в Ямской слободе Козлова. Иллюстрация с открытки начала ХХ века
Бывший Московский тракт в Ямской слободе Козлова. Иллюстрация с открытки начала ХХ века

Подтверждение этому мы встречаем на городской карте 1914 года, где современная городская улица значится под названием «Большая дорога на Лебедянь». Кстати, эти «родовые пятна» исторической топонимики до сих пор проявляются в окрестных населённых пунктах. Улицы Большая дорога есть в сёлах Новотарбеево, Гаритово, Старая Казинка, Ярок, ведь именно через них проходила старая дорога на Лебедянь, начинавшаяся когда-то в Козлове. А в соседнем Староюрьевском районе существует даже село Большая Дорога - центр одноимённого сельского совета. Правда, через этот населённый пункт когда-то проходила Большая дорога в направлении города Шацка… Так сколько же Больших дорог было когда-то в Козлове? Согласно сохранившимся документам, ещё в XIX веке в Козловском уезде большие транспортные дороги (тракты) простирались на расстояние в 384 версты и состояли из нескольких линий. К примеру, в соседний город Липецк можно было попасть по одноимённому тракту, ставшему впоследствии Большой дорогой на Лебедянь, а в середине ХХ века - Липецким шоссе. Когда-то он шёл в направлении пригородного села Громушка, хутора Корнилова и села Старое Тарбеево. Примечательно, что при выезде из Козлова он был вымощён местным камнем, добытым в селе Жидиловка.
Когда-то у водного перехода через реку Воронеж здесь располагался разборный деревянный мост. На время полой воды тут действовала переправа, состоявшая из парома и пяти лодок, хранившихся в обычное время года в специальном сарае. Рассказывали, что в начале ХХ века в этом месте находилась речная пойма, поэтому в период разлива расстояние между берегами достигало двух-трёх вёрст. Таким образом, с учётом сильного течения в сутки паром совершал всего один-два рейса, существенно затрудняя сообщение между населёнными пунктами. Далее тракт шёл через сёла Гаритово, Ярок, имение господина Кувязева. Ныне это село Кувязево соседней Липецкой области.
Долгие годы именно этот тракт служил главной транспортной артерией между Козловом и торговым селом Доброе Лебедянского уезда, Больше-Хомутецкой, Новогаритовской, Новоникольской, частично Успенской и Жидиловской волостями Козловского уезда. Когда-то именно по этой дороге доставляли в Козлов хлебные и лесные грузы, а зимой - большие обозы дров.
В город Усмань нынешней Липецкой области можно было попасть по Усманскому тракту, начинавшемуся в Заворонежской слободе.* Согласно сохранившимся документам, когда-то вдоль всего села на протяжении 365 саженей шла каменная мостовая, ограждённая каменными и деревянными тумбами и имевшая десять съездов. Далее тракт шёл через Борщевской лог, село Хмелевое, деревню Храповку, село Малый Избердей и деревню Муравьёвку. По воспоминаниям современников, грузовое движение по этому тракту в направлении Козлова начиналось в Липецком уезде из Ивановской и Грязинской волостей.
Кроме того, в Заворонежской слободе брал своё начало и Тамбовский тракт, двигавшийся затем в сторону несуществующего ныне села Бельское.** В настоящее время эта дорога ведёт в сторону районного отдела ГИБДД.
В те годы близ этого населённого пункта через реку Польной Воронеж находился ещё один деревянный мост, который также ежегодно разбирался перед половодьем, а затем собирался вновь. Примечательно, что на период полой воды и здесь действовала паромная переправа, содержавшаяся за счёт средств Козловского Земства.
Долгие годы этот тракт служил для сообщения с Козловом Ярославской, Сабурово-Покровской, Челнавской волостей. Когда-то именно эта дорога именовалась Московской, поскольку по ней из южных и восточных местностей через Тамбов транзитом через Козлов двигались в первопрестольную целые караваны разнообразных грузов. Однако со строительством линии Тамбово-Камышенской железной дороги грузопоток тут существенно сократился и возобновлялся лишь накануне базарных дней в уездном Козлове.
А вот из окрестных сёл ещё долго тянулись к городу целые караваны крестьянских подвод. С наступлением осени рано утром большая дорога от Бельского до Заворонежского заполнялась обозами, спешащими на огромную базарную площадь в Козлов, где до позднего вечера всё это продавалось, разносилось и развозилось по вместительным амбарам, подвалам и кладовым.
«Зимой жители по распоряжению старосты выходили в поле и устанавливали вдоль Большой дороги соломенные вехи, чтобы ни пеший, ни конный не заблудились, застигнутые в пути пургой, - писал в своих воспоминаниях уроженец села Старинка М.М. Хабаров. - Кроме того, звонили в большой колокол, на звон которого мог выйти сбившийся с большой дороги путник».
Летом же постоянным спутником путешествующих по нашим уездным трактам становилась пыль. «Пыль стала бичом не только по большим дорогам, но и просёлкам. Она лежала в колеях сплошным пуховым слоем. Всякая телега или пешеход поднимали её в воздух, где она долго не падала на землю. По всем направлениям виднелись столбы пыли, двигавшиеся, как смерчи, по воздуху и безошибочно указывавшие, где пролегают дороги», - писал в своих мемуарах тамбовский помещик Н.В. Давыдов.
Здесь же, в Заворонежской слободе, брал своё начало старый Моршанский тракт,*** имевший некогда большое значение для жителей Ярославской, Стежинской, Екатерининской и Новодегтянской волостей уезда. Согласно сохранившимся документам, первые его 360 погонных саженей покрывала каменная мостовая. Затем тракт шёл мимо Панской слободы, сёл Знаменка-Киселёвка, Дегтянские дворики, Стежки в направлении Сосновки.
Главный Московский тракт старого города начинался в Ямской слободе,**** где на протяжении 693 саженей тянулась каменная мостовая. Затем тракт простирался за железнодорожный переезд, шёл мимо станции Кочетовка, село Иловай-Бригадирское, деревню Фонвизино, сёла Богоявленское и Черёмушки.
Когда-то этот маршрут был одним из важнейших в России, однако с приходом в Козлов линии железной дороги превратился в заурядную трассу местного значения.
Примечательно, что некогда за Турмасовским железнодорожным переездом брал своё начало и старый Шацкий тракт.***** Затем он шёл в направлении Турмасовских двориков, деревни Тяпкино, сёл Красивое, Лежайка, Еремеево, Старое Юрьево, Гололобовка, Вишневое в сторону Сапожковского уезда.
Кстати, до сих пор остатки этой мощённой булыжником большой дороги прекрасно сохранилось близ деревни Тяпкино, а бывшую магистральную насыпь обозначают установленные на ней столбы электропередачи.
В 1866 году на содержание Козловского уездного Земства был принят Булатовский тракт.****** Эта транспортная магистраль начиналась в Заворонежской слободе и шла от Усманского тракта. Далее она простиралась в направлении сёл Терское, Юрлово (Богоявленское) и Толкачёво, а затем через деревни Завязкино и Краснополье в Тамбовский уезд.
Долгие годы эта дорога служила для вывоза хлеба из ряда волостей Тамбовского и Козловского уездов, а также частных экономий, расположенных на значительном удалении от Козлово-Тамбовского и Козлово-Усманского трактов. По свидетельствам местных жителей осенью и зимой ряда урожайных лет по Булатовской дороге тянулись вереницы обозов, порой непрерывной цепью на 12 вёрст. Рассказывали, что у самой границы с Тамбовским уездом здесь проходило до 500 подвод ежедневно…


* Ныне - село Заворонежское
** Теперь на этом месте находится районный центр Дмитриевка Никифоровского района.
*** Сейчас - часть трассы, ведущей к автомагистрали Мичуринск-Тамбов.
**** Ныне - часть улицы Советской от перекрёстка с Красной в сторону Турмасовского железнодорожного переезда.
***** В настоящее время эта дорога не существует.
****** Ныне - магистраль, ведущая в сторону села Терское Мичуринского района.

Автор:Михаил Белых