Лента новостей
Статья5 декабря 2017, 15:49

Раиса Рязанова - чуть-чуть наша землячка

В одном из мичуринских магазинов одежды - обычный рабочий день. В послеобеденное время покупателей не слишком много. На длинных стойках-вешалках скучают в ожидании своего хозяина вещи: цветастые и однотонные, кричаще ярких и приглушённых оттенков, различных размеров и фасонов…

В гримёрке мичуринского театра перед спектаклем. Фото Юлии Голышкиной.
В гримёрке мичуринского театра перед спектаклем. Фото Юлии Голышкиной.

И всё-таки
вы актриса!

Сотрудница магазина Мария, возвращая на прежнее место оставленные кем-то из посетителей в примерочной юбки, украдкой разглядывает увлёкшуюся выбором кофточек не молодую, но очень миловидную женщину. «Какое узнаваемое лицо. Я где-то её видела…», - пытается вспомнить девушка. Неожиданно их взгляды пересекаются, и до боли знакомая незнакомка произносит привычную для данной ситуации фразу:
- У вас есть такой же джемпер, но чуть побольше? Этот слишком обтягивает.
- Вы очень на актрису одну похожи! Один в один! - выпаливает в ответ озарённая внезапно пришедшей мыслью Маша.
- Да неужели? - мягко улыбается покупательница.
Продавец-консультант смущается своего неожиданного порыва. Спешит найти то, что у неё просят. Мысленно себя корит: «Вот глупенькая, звезда кино - и в нашем городе, зашла приодеться в бюджетном магазинчике. Сморозила я ерунду».
А дама уже элегантно, словно по подиуму, дефилирует в обновке, неспешно расплачивается на кассе, накидывает пальто. Мария смотрит ей вслед и радостно, теперь уже с полной уверенностью выдаёт:
- И всё-таки вы актриса! Приехали к нам на гастроли. Я вспомнила, по городу афиши расклеены с вашим портретом.
Спустя пару часов Раиса Рязанова в Мичуринском драматическом театре, смеясь, показывает нескольким пробравшимся к ней перед спектаклем в гримёрку мичуринским журналистам приобретённую в наукограде кофту. Мол, буду надевать её и вспоминать ваш город. Народная артистка словоохотливо отвечает на вопросы. Она открыта, дружелюбна, с неожиданными гостями общается словно со старыми знакомыми. Беседа, как часто водится, плавно перетекает в воспоминания, идущие корнями в детство. И здесь нас ожидает настоящий сюрприз.

Необычная
история

Раиса Рязанова появилась на свет в далёком 1944 году в расположившемся на севере Казахстана городе Петропавловске. Детство будущей артистки выпало на конец Великой Отечественной войны и сложные годы восстановления страны после разрухи. Девочка воспитывалась матерью без отца. И вряд ли бы она вообще родилась, если бы не произошло ряда стечений необычных обстоятельств, где безысходность и милосердие, любовь и долг причудливо переплелись друг с другом, создав сюжет, которому по праву мог бы позавидовать любой киношный сценарист.
А началось всё с незаладившейся командировки одного направленного из Мичуринска в далёкий город средней Азии шофёра. По приезде в незнакомое местечко водитель обнаружил, что у него пропали деньги, а вскоре к этой беде подкралась новая - закончился бензин. Ситуация казалась настолько плачевной, что хоть ложись и помирай. Иван и лёг - прямо на обочине дороги. От холода, голода и неизменной их спутницы - слабости у мужчины подкосились ноги. Сознание помутилось. Многоэтажные здания, мчащиеся по дороге автомобили, безразличные прохожие слились в единое огромное пятно. А может быть, их уже сменило нависшее над несчастным готовое его оплакать угрюмыми свинцовыми облаками небо?
- Мужчина! Что с вами? Очнитесь! Вам плохо? - вернул Ивана к жизни раздавшийся над самым ухом участливый женский голос.
Так странно, необычно познакомились родители Рязановой. Добросердечная женщина не побоялась привести попавшего в критическое положение бедолагу к себе домой. Накормила, напоила и… приютила. Что с ним поделаешь? Не выставлять же опять на улицу? Постепенно между квартирантом и хозяйкой гостеприимного жилища зародилась симпатия. Только когда мама Раи стала носить её под сердцем, Иван признался, что женат и в оставленной на малой родине семье растут шесть ребятишек. Тогда же Меланья Григорьевна и порвала все отношения с ним, отказавшись выслушивать какие-либо доводы возлюбленного, отправила его домой, в Мичуринск. У самой же на руках осталось двое детей. Ведь когда Меланья познакомилась с будущим отцом Раисы - Иваном Егоровичем Улыбышевым, она была вдовой и воспитывала дочь Антонину.

Мичуринск.
Первый класс

Затем для маленькой Раечки и её мамы последовала череда переездов. Как оказались они в Мичуринске, актриса не помнит. Только повзрослев, она поняла, что город был выбран не случайно. Женщине, видимо, хотелось, хотя бы на расстоянии, но оказаться ближе к любимому, запрет на отношения с которым поставила сама. Факт остаётся фактом. В первый класс девочка пошла именно в нашем городе!
Воспоминаний об этом периоде жизни сохранилось не слишком много. Запомнились частный дом, уютный дворик и деревянные ворота с очень широким проёмом внизу. Через это открывающее путь к свободе отверстие облачённая в скромное, но чистенькое, выглаженное платьице малышка вопреки всем наложенным табу выскальзывала на улицу и путешествовала по близлежащим окрестностям. Беглянку находили растрёпанной, чумазой, но счастливой от остроты пережитых приключений. Вероятно, наказания за непослушание были не слишком действенными, потому что история с побегом повторялась из раза в раз.
Из школьной жизни первоклассницы в память почему-то отчётливее всего врезался один эпизод. Зато настолько образный и яркий, как будто не было за плечами десятков лет жизни. Идёт урок, в классе - звенящая тишина, лишь слышны усердный скрип ползущих по бумаге перьев да шаркающая походка прохаживающейся вдоль парт пожилой учительницы. Но вот к этим звукам, сначала едва слышно, а вскоре отчётливо и ясно добавляются отчаянные всхлипывания. Рая не может сдержать эмоций. Рука предательски не слушается и не выводит сложную в написании прописную букву. Ольга Филипповна подходит к нарушительнице спокойствия, сурово смотрит сквозь стёкла круглых роговых очков и, строго чеканя каждое слово, произносит:
- Хватит здесь лить крокодильи слёзы!
Суровое увещевание возымеет противоположный эффект. Всхлипывания перейдут в безудержные рыдания, которые раскатами разнесутся по классной комнате… Рассказывать маме о школьной неприятности ученица не стала, так как боялась, что достанется по полной ещё и дома.
Мать девочки была заботливой, любящей, но вместе с тем и требовательной, строгой. Простая деревенская женщина с двумя неполными классами образования в церковно-приходской школе отличалась обострённым чувством справедливости. И никому в обиду дочь не давала. Рязанова в доказательство приводит один случай, произошедший, уже когда она была окружена другими одноклассниками и проживала в далёком от Мичуринска городе. Меланья Григорьевна заглянула как-то в школу в самый разгар занятий, вкрадчиво попросив учительницу выйти из класса, и так оттрепала за ухо подсматривающего за девочками в проделанную в уличном деревянном туалете дырку мальчишку, что оно распухло, как у слонёнка. Проказник обиды за наказание не держал, знал, что оно заслуженное. Кстати, с тем самым излишне любопытным Генкой Наргевичем из далёкого детства Раиса Ивановна встретилась в год своего семидесятилетия на программе телеканала НТВ, посвящённой её юбилейному дню рождения.

Встань, доченька,
на пенёчек

Во второй класс героиня нашего рассказа пошла уже в лесную школу на станции Фабричной Московской области. Очевидно, что для Менаньи Григорьевны неизбежные для небольшого города встречи с Иваном Егоровичем стали слишком мучительными. Переступить же черту и поступиться совестью она не могла. Только однажды позволила отцу увидеться с дочкой. Этот день актриса запомнила навсегда. Мать нарядила девчушку во всё самое лучшее, вывела на улицу и говорит:
- Встань, Раечка, на пенёчек, чтобы папа нашёл, и маши ручкой.
Кроха с готовностью выполнила это задание. Вскоре подъехал грузовик, из него выскочил красивый высокий черноволосый мужчина, подхватил девочку на руки и закружил в воздухе, а затем сел в кабину, посадил к себе на колени и начал катать по городу. Ощущение счастья с головой накрыло ребёнка, малышка прижалась к папе сильно-сильно и впитывала, словно губка, каждое его движение, слово, жест. А мама находилась рядом и молчала, на глазах у неё блестели слёзы. Больше отца Раиса никогда не видела.

На музыкальной
волне

С малых лет у Раи стала проявляться тяга к творчеству. Она активно участвовала в школьной жизни, за несколько километров ходила в центр на хоровое пение. Аккомпанировал певунам увлечённый своим делом аккордеонист. Он быстро разглядел в девочке способности и предложил:
- Раечка, уговори маму, пусть купит инструмент, я научу тебя играть.
Так с лёгкой руки внимательного педагога будущая артистка стала заниматься музыкой. Без специального образования, не имея представления ни о сольфеджио, ни о музлитературе, она приехала в Рязань сдавать экзамены для поступления в музыкальное училище. Сама не верила в успех затеянного предприятия, когда играла перед членами приёмной комиссии свой бесхитростный репертуар, состоявший всего из двух произведений - вальсок и полечка. Однако участвовавший в отборе абитуриентов опытный преподаватель-фронтовик сумел разглядеть в девчушке зерно таланта, и её приняли в учебное заведение.
Казалось, всё шло к тому, что профессиональный путь героини нашего повествования пойдёт по стезе музыканта. Недаром первой записью в её трудовой книжке стала детская музыкальная школа, где Раиса трудилась преподавателем по классу баяна, а также руководителем и дирижёром оркестра народных инструментов. Но в жизненные планы вмешались чувства.

Всё изменил
Ромео

Однажды романтически настроенная девушка сходила в театр на спектакль «Ромео и Джульетта» и до беспамятства влюбилась в главного героя постановки. Чтобы стать ближе к предмету своего обожания, она решила попробовать поступить в ГИТИС, мечтая когда-нибудь выйти с занявшим её сердце юношей на сцену. И здесь удача улыбнулась Рязановой. Она попала в лучший театральный вуз страны. Что же касается Ромео, то вскоре девушка о нём забыла. Уже на втором курсе института вышла замуж и родила ребёнка. Тогда же Раиса сыграла свою первую и сразу главную роль в кинокартине «Гуля Королёва». После искренне и самозабвенно исполненного образа бесстрашной девушки, погибшей в 42-м году под Сталинградом, у актрисы стали появляться другие роли, однако они были менее яркими и заметными.
- Как-то на улице ко мне подошла цыганка и предложила погадать. Я из интереса согласилась. Предсказательница, оказавшаяся на редкость проницательной, в конце беседы пообещала, что в профессии ко мне придёт успех. Но случится это ближе к сорокам годам, - рассказывает Раиса Ивановна. - Такой прогноз меня, конечно, не порадовал. Однако мысленно была готова ко всему.
И всё же известность накрыла Рязанову чуть раньше, чем обещала ворожея, - в 34 года. В 1978 году её утвердили на роль Тони в фильме «Москва слезам не верит». Простая, открытая и менее яркая, чем её киноподруги, героиня сыграла на контрасте и полюбилась зрителям. Раису стали узнавать на улице. Правда, по различным фестивальным поездкам, в том числе и заграничным, путешествовали только Вера Алентова и Ира Муравьёва.
- Короля играет свита, - с улыбкой замечает Рязанова и уверяет, что никогда сильно не обижалась на то, что часто приходилось бывать на вторых ролях. Вот и Государственную премию Советского Союза, по утверждению актрисы, ей вручили «за компанию». Сначала должны были наградить только Алексея Баталова и Веру Алентову, потом чиновники решили включить в список ещё и Муравьёву. И лишь в последний момент заметили, что как ни как, а фильм-то про трёх девушек.
Джульетту, как мечтала в молодости, Раиса Ивановна так и не сыграла. Однако карьеру в киноиндустрии по праву считает удавшейся. Она и сегодня востребована. Снимается в фильмах, сериалах, выступает со спектаклями, путешествуя по различным городам страны. На этот раз благодаря своей насыщенной гастрольной жизни побывала в Мичуринске - городе, с которым связана часть прошлого из далёкого не богатого, но светлого детства.

В гримёрке мичуринского театра перед спектаклем. Фото Юлии Голышкиной.
В гримёрке мичуринского театра перед спектаклем. Фото Юлии Голышкиной.
Автор:Юлия Голышкина