Лента новостей
Статья10 июля 2018, 08:57

Работа без сантиментов

О дорожно-патрульной службе можно написать целый роман (странно, почему за это дело никто не взялся). Столько интересного, столько эксклюзивного материала для писателя, пожалуй, в любой другой отрасли отыскать трудно. Вам тут и курьёзы, и погони, и перепалки, и героические эпизоды спасения... Сегодня мы расскажем лишь об одном дне работы сотрудников отдельного взвода ДПС ОМВД по городу Мичуринску, но зато о каком!

На дорогах случается всякое. Инспекторы ДПС всегда готовы помочь. Фото Павла Хотунцева.
На дорогах случается всякое. Инспекторы ДПС всегда готовы помочь. Фото Павла Хотунцева.

Начать нужно с того, что многие ругают сотрудников дорожно-патрульной службы. Автолюбители недовольны тем, что инспекторы ГИБДД якобы постоянно выписывают штрафы, из-за чего водители обижаются, рассказывают про них анекдоты и распускают слухи. Справедливо ли это, сейчас увидим.

По-голливудски

Сегодня особенный день - день профилактики. На дежурство выходят почти все экипажи дорожно-патрульной службы. В одну из машин на заднее сиденье сажусь и я - автор этих строк. Впереди - старший инспектор по пропаганде безопасного дорожного движения капитан полиции Данил Толмачёв и инспектор ДПС старший лейтенант полиции Александр Осипцов. Командир отдельного взвода поставил задачу - провести мероприятие, направленное на снижение аварийности с участием пешеходов. Особое внимание обратить на пресечение нарушений со стороны пешеходов и автолюбителей. Если использовать лексику сотрудников полиции, то цель будет звучать так - сегодня работаем по пешеходам. Ну что ж, в путь.
Проехали буквально несколько метров, и по служебной рации поступает ориентировка. Дежурный просит обратить особое внимание на зелёную «десятку», в салоне которой, по предварительным данным, находятся четыре женщины и один мужчина. У пассажиров при себе могут находиться приборы учёта воды и газа.
Далее поступает сигнал, что на улице Кирсановской произошла авария. Едем туда. «Денёк обещает быть интересным», - подумалось мне. Приближаясь к месту ДТП, показалось, что на территории снимают остросюжетный боевик, уж слишком всё выглядело по-голливудски. Белый автомобиль «запрыгнул» на обочину и повис передними колёсами на ветках кустарников. Рядом стояла карета скорой помощи и несколько экипажей ДПС. Кругом ходили люди, размахивали руками и что-то друг другу объясняли. Да уж, к сожалению, это всё было по-настоящему... Пострадавшей женщине врачи оказывали помощь, сотрудники ДПС записывали информацию. По горячим следам выяснить, почему произошла авария, не удалось, это станет известно чуть позже, а наш экипаж отправился дальше выполнять поставленную задачу.
В отличие от обычного дежурства, в день профилактики сотрудники ДПС не прикреплены к конкретной территории. «Но в дежурные сутки, - рассказывает Александр, - мы получаем план-задание, в котором чётко расписано, где в определённое время должны находиться, и все необходимые требования к экипажу».
Каждый день на 12-часовое дежурство отправляются по три-четыре автомобиля. Патрулирование города происходит как днём, так и ночью. «Первым делом мы обследуем участок, - подключается к разговору Данил Толмачёв. - Объезжаем, внимательно осматриваем территорию, выявляя недостатки по маршруту: может, дорожный знак повреждён или асфальтовое покрытие, произошло ДТП или ветром вынесло рекламную конструкцию на дорогу». Обо всех проблемах сотрудники сообщают в дежурную часть.

Погоня за БМВ

Во время движения инспекторы внимательно осматривали территорию. Пока нарушителей нет. Я задаю вопрос: «Часто люди спорят, заявляют о своих правах?». «Практически всегда, - отвечает Александр. - Поначитаются в интернете всяких юридических советов, а потом начинают спорить, не зная деталей и законных прав, спрашивают о причинах остановки или почему остановили вне поста ДПС. Получается больше криков, чем конструктивного диалога».
А на самом деле сейчас сотрудники совершенно законно могут останавливать автомобилистов, где угодно, используя при этом банальную причину - проверка документов. Вообще с Александром тяжело спорить и выяснять отношения. Он уже 17 лет проработал в ГИБДД и прекрасно знает все нюансы своей профессии. Также стоит уточнить, что сотрудники ДПС каждый месяц сдают экзамены по ПДД и правовой подготовке. А мы, автолюбители, когда последний раз открывали Правила дорожного движения…

Полицейские
проходят
и огневую
подготовку.
К сожалению,
стрелять им
приходится
не только
в тире.

По словам инспекторов, недавно по трассе экипаж ДПС гнался за автомобилем, для остановки нарушителя пришлось применять табельное оружие.
К слову, собственный автопарк отдельного взвода ДПС ОМВД по г. Мичуринску состоит из отечественных автомобилей. Комфорта в них, конечно, меньше, но зато они отлично справляются со своими прямыми обязанностями. «В прошлом месяце произошёл угон БМВ мощностью в триста лошадиных сил. Так экипаж на ВАЗ-2114 догнал иномарку и вынудил её остановиться», - гордо рассказывает Данил Толмачёв. Есть в наличии у сотрудников ДПС и служебный автомобиль без специальной цветографической схемы. Он используется в основном для скрытого контроля за участниками дорожного движения.

Полицейское
чутьё

Ну вот и пешеход, решивший перед носом автомобиля перейти дорогу. «Зачем вы рискуете жизнью и переходите дорогу в неположенном месте? А? - строго задаёт вопрос инспектор. Дальше полицейский проводит небольшую разъяснительную беседу. И вот, понурив голову, нарушитель присаживается в полицейский автомобиль - штраф 500 рублей. «Штраф не делается ради штрафа, денежное взыскание должно побудить человека больше никогда не нарушать закон», - отмечает Данил Толмачёв.
Чаще всего мичуринские сотрудники ДПС выписывают административные протоколы как раз пешеходам. Популярными нарушениями также считаются непристёгнутый ремень безопасности, отсутствие страховки. Стали попадаться граждане и без водительских удостоверений - около 40 случаев только за этот год.
Наш рейд продолжился, мы остановились в районе Пятой Чайной. К нам подошла женщина. «У меня сломалась машина на трассе. Вы можете подсказать телефон или адрес автомеханика?» - обратилась она к представителям правопорядка. Инспекторы откликнулись на просьбу. Через некоторое время автомеханик подъехал и вместе с женщиной отправился на место. «А часто люди обращаются к вам за помощью?» - спрашиваю. "Да. В основном просят подсказать правильный маршрут следования, - отвечает Данил. - Но бывают случаи и посерьёзнее. Недавно на железнодорожном переезде у пассажира автомобиля случился приступ астмы. Экипаж ДПС, находившийся на тот момент рядом, оперативно сопроводил автомобиль с больным до медучреждения».
Спустя несколько минут сам убедился в искренности слов инспекторов. Они без вопросов помогли подтолкнуть заглохший автомобиль, у которого, видимо, разрядился аккумулятор.
Стрелка часов перемахнула за семь часов вечера. Машин становилось всё больше, людей - меньше. «А как вы определяете, что нужно остановить именно эту машину, даже если водитель ничего не нарушает?» - не успокаиваюсь я.
«Смотрим внимательно в салон, часто водители сами себя выдают: начинают дёргаться, ругаться. Но в большинстве случаев работает полицейское чутьё», - рассказывает Данил.
Тормозим «копейку», но в этом случае полицейское чутьё не пригодилось. Автомобиль еле ехал, издавая, кажется, уже предсмертные звуки, за рулём сидел юноша. Боковые стёкла были сильно затонированы. Молодой человек начал пререкаться со стражем порядка, потом снизил тон, когда ему перечислили все пункты закона, которые он умудрился преступить. Инспекторы при помощи специального прибора измерили светопропускаемость затонированных передних боковых стёкол. Выяснилось, что она составляет всего лишь 25 %, хотя по правилам должна быть более 70 %. Молодого человека попросили снять тонировку. Ему выписали штраф и вручили требование о прекращении административного правонарушения.
А вот в следующем эпизоде интуиция пригодилась. Остановили ничем не примечательный фургон с цельнометаллическим кузовом. Инспекторы попросили открыть заднюю дверь, а там не груз вовсе, а трудяги-работяги явно не славянской внешности. Каждого проверили по базе данных, а на водителя составили административный протокол за нарушение правил перевозки людей.
«Главное, внимательно всматриваться в салон и быстро принимать решение», - продолжает делиться опытом Данил Толмачёв. - Вот видишь, едет «Нива»...». Инспектор поднимает жезл и показывает водителю знак остановки. Я так и не понял, почему он остановил автомобиль, пока не присмотрелся внимательнее. В машине отсутствовал задний ряд сидений, но там сидели пятеро маленьких детей. Водителю выписали штраф за неправильную перевозку детей.
На составление административного протокола обычно уходит минут десять. В среднем за дежурство их может быть выписано восемь-десять.
Стоим уже часа два. Инспекторы продолжают выявлять нарушения. В основном штрафовали за нарушение правил перевозки детей, отсутствие страховки.

Вторая сторона

Всё, что я увидел, - это только одна сторона медали... Вторая менее романтичная. Бывают случаи, когда на сотрудников ДПС совершаются нападения, часто лезут драться (в основном пьяные), не говоря уж об оскорблениях. Каждый раз, отправляясь на дежурство, они рискуют своей жизнью. Поэтому у сотрудников есть прописные правила - не выпускать друг друга из поля зрения, постоянно контролировать обстановку и не поворачиваться спиной к водителю.
Служба опасная, что уж говорить…. При себе каждый сотрудник ДПС имеет бронежилет, каску, пластмассовую дубинку, прибор для измерения светопропускаемости стёкол, алкотестер, наручники, табельное оружие. Как видите, набор совсем не джентльменский…
Часто и погода испытывает на прочность инспекторов ДПС. Жара, холод, пронизывающие ветра, проливные дожди с градом... Не всегда полицейские могут быть рядом с семьёй в праздничные дни. Работа не позволяет. К примеру, в минувшую новогоднюю ночь на дежурство вышли все экипажи. Да, результат есть - были задержаны семеро человек, находящихся за рулём в нетрезвом виде.

Горячая линия

Ловля пьяных - это отдельная тема. «Останавливаем, смотрим в глаза, оцениваем поведение, начинаем разговаривать с водителем. Если есть сомнения, попросим сесть в служебный автомобиль, чтобы почувствовать запах спиртного», - говорит Данил Толмачёв. Как оказалось, даже 0,17 промилле при разрешённых 0,16 можно почувствовать (как правило, это говорит о себе выпитая баночка пива). Но бывают случаи, когда и принюхиваться не нужно. Данил рассказывает, что однажды мужчина управлял транспортным средством в состоянии сильнейшего алкогольного опьянения, при задержании алкотестер показал аж 4,23 промилле!!!


Важно
предотвратить
и искоренить
такое явление,
как пьянство
на дорогах.

Поэтому отдел ГИБДД по Мичуринску открыл горячую телефонную линию, по которой можно в любое время сообщить о факте управления транспортным средством водителем в нетрезвом виде. При звонке анонимность гарантируется. Почти 20 % таких водителей выявляется благодаря сообщениям граждан. «Был случай, - вспоминает Данил, - когда женщина позвонила и сказала, что её пьяный муж уехал на автомобиле. При этом отметила, что супруг очень хороший и добропорядочный человек, просто она боится, что муж попадёт в аварию. Мужчину задержали». Словом, если вы увидели человека, который, по вашему мнению, находится за рулём в состоянии алкогольного опьянения, проявите гражданскую активность и сообщите в ГИБДД по телефону 5-14-34. Возможно, вы спасёте чью-то жизнь.
Раскрывая эту тему более подробно, обязательно нужно рассказать о курьёзном случае. Сотрудники ДПС вспомнили эпизод, когда они проявили излишнюю дотошность и внимательность. Дело было ночью, экипаж ДПС находился рядом с кафе. Полицейские наблюдали за сильно пьяным мужчиной, который намеревался сесть в автомобиль. И вот он, выпивая из бутылки последние граммы алкоголя, открывает водительскую дверь и садится в машину. Сотрудники ДПС замерли в ожидании. Автомобиль тронулся. «Ну вот и попался!» - подумали стражи правопорядка. Подлетают с мигалками и останавливают транспортное средство, открывают дверь авто, а там нет руля! Машина оказалась праворульной…

Пойманная
«белочка»

Начинало смеркаться. Как я заметил, среди правонарушителей попадались только мужчины, хотя женщин за рулём было немало. Спросил, на самом ли деле женщины более законопослушны или это совпадение? «В данном случае статистика не ведётся. Мы не делаем разграничение между мужчиной и женщиной - для нас они в первую очередь водители. Нарушают все», - ответил Александр Осипцов.
К нам подъехали ещё три экипажа ДПС. Началась операция «Нетрезвый водитель». Полицейские заняли свои позиции. Одни встали на улице Интернациональной, другие контролировали дорогу по улице Тамбовской, третьи - пересечение улиц Интернациональной и Герасимова.
Чем больше будет остановлено автотранспорта, тем выше вероятность отыскать пьяного. Инспекторы неукоснительно следовали этому правилу. У обочины останавливались и смешивались, как овощи в салате, машины различных цветов, марок и стоимости.
Операция проходила в штатном режиме. Вдруг по указанию инспектора не остановился скутер, сидящие на нём два человека, нецензурно выражаясь, проехали мимо. В погоню за ними отправились две машины ДПС. К сожалению, это произошло так быстро, что мне не удалось быстро сориентироваться и принять участие в погоне. Как потом рассказали стражи дорог, нарушителей загнали во дворы (микрорайон улицы Карла Маркса). Водитель скутера был пьян и не имел водительского удостоверения. Его отправили под арест.
После завершения спецоперации мы поменяли место своего расположения и встали рядом с поворотом на Основной питомник Мичурина. Нас ожидало ещё одно приключение. Автомобилист, ехавший из Донского, рассказал инспекторам, что там по дороге гуляет мужчина и размахивает топором. Прибыв на место, мы действительно обнаружили мужчину с топором, который находился в сильном алкогольном опьянении и, судя по его поведению, в состоянии белой горячки или, как говорят в народе, поймал «белочку». Мужчина что-то кричал невнятное, показывая на крышу магазина: «Хватит махать проводами, я тебя вижу, слезай!» - это всё, что можно было разобрать из его пламенной речи. Сотрудники отобрали у него топор и постарались успокоить местных жителей. Через некоторое время на место прибыла карета скорой помощи и перебравшего с алкоголем молодого человека доставили в нужное медицинское учреждение.
Вот и подошёл к концу день профилактики. После сегодняшних приключений я совершенно по-другому взглянул на сотрудников ДПС.

Их служба
действительно опасна
и сложна. Она
не предусма-
тривает лишних
сантиментов.
Работа у них
такая - следить
за порядком
на дорогах,
принуждая
граждан
соблюдать
Правила
дорожного
движения.

И, пожалуй, чем больше людей, недовольных дорожными полицейскими, тем, наверное, лучше результат их работы, но это просто мои мысли вслух.

Автор:Павел Хотунцев