Лента новостей
Статья9 августа 2012, 11:38

Пётр Гончаров: "Я из поколения детей победителей"

Пётр Гончаров: "Я из поколения детей победителей"

Заразительная штука - педагогика. Если отдаться ей с душой, то и близкие, глядя на тебя, потянутся к учительству. Так случилось в семье Гончаровых. Доктор филологических наук, профессор, заслуженный работник высшей школы РФ, директор педагогического института Мичуринского государственного агроуниверситета Пётр Андреевич Гончаров пошёл по стопам отца (тот учил уму-разуму младших школьников), обе его сестры, глядя на мужчин, тоже получили педагогическое образование. Дальше - больше: жена - старший преподаватель кафедры педагогики и методики начального образования, сноха (жена брата) - учитель музыки, сын - доцент филфака, десятилетний внук и тот планирует продолжить семейную династию. Лишь дочь нарушила стройную пирамиду педагогической иерархии, став хореографом.

Подойдя к 55-летнему юбилею, Пётр Андреевич анализирует прожитое, делает выводы, строит планы.
- Каждое событие в жизни человека влияет на дальнейший ход вещей. Когда умер отец (мне было тогда 29 лет), я вдруг чётко осознал, как скоротечен земной путь и как много нужно сделать за отведённое время. Я из поколения детей победителей. Может быть, эта принадлежность внушала нам определённые надежды на лучшее. Двадцать лет назад появилось на свет поколение детей побеждённых. Их родители проиграли холодную войну, перестройку. Молодые не видят образцов для подражания среди старших, не знают, что им ждать от будущего, и, следовательно, не слишком энергично тянутся к знаниям. Уровень подготовки школьников за два последних десятилетия заметно снизился.
Будем менять ситуацию к лучшему. Сейчас мы разрабатываем план работы с молодёжью, цель которого - привить любовь к родному краю, сберечь традиции, помочь с профориентацией. Педагогический институт МичГАУ должен быть в наибольшей степени связан со школой. С одной стороны, так оно и есть: 40% учителей, завучей, директоров школ Тамбовской области - наши выпускники. С другой, у нас очень мало связующих нитей. Будем продумывать систему семинаров, курсов повышения квалификации на базе кафедр для руководителей среднего звена, организовывать совместные конференции по методикам преподавания. Некоторые проекты уже запущены, например, по работе со школьниками. Только что закончилась агробизнес-смена в детском оздоровительном лагере "Спутник". Студенты и преподаватели, в том числе и нашего института, во главе с деканом биологического факультета Л.П. Петрищевой, разработали и провели ряд деловых игр, тематических исследований по экологической безопасности, полезным свойствам растений, основам пчеловодства.
Многих интересует, как скажется на деятельности института объединение с агроуниверситетом. Конечно, оно имеет достаточно плюсов, но таит в себе и различные коллизии. Так, наша былая гордость - филфак, выпускавший в прежние времена до 450 специалистов ежегодно, сливается с социально-гуманитарным факультетом МичГАУ. Может быть, это придаст ему новый импульс. Но может и свести на нет интерес студентов к родной литературе и языку.
Я считаю, что любая реформа служит попыткой узаконить изменения, уже происходящие в жизни. Но она может быть удачной или гибельной. То, что происходит с гуманитарными дисциплинами, вызывает тревогу. Наметилась нездоровая тенденция в школе: учителя старших классов натаскивают ребят перед сдачей ЕГЭ по русскому языку, не уделяя должного внимания изучению литературы. Образуется замкнутый круг: дети не знают этот предмет, не идут сдавать экзамен по литературе, как следствие снижается количество абитуриентов филологических факультетов, учителей словесности. В дальнейшем это может привести к одичанию нашего народа. Священные для многих поколений русских людей книги Достоевского, Толстого, Чехова будут забыты, культурно-нравственные ориентиры размыты, исчезнет идентификационный код нации. Пока не поздно, нужно изменить подход к оценке знаний по литературе.
Педагогический институт проводил и проводит фундаментальные исследования во многих направлениях: заслуга кандидата биологических наук, доцента, зав. кафедрой зоологии и экологии Л.Ф. Скрылёвой в том, что она обратила внимание студентов на проблему взаимодействия человека с природой в условиях города. Был сделан вывод: некоторые изменения носят необратимый характер (например, такие, как загрязнение грунтовых вод, земли и воздуха в районах свалок). Садоводам учёные порекомендовали делать упор в борьбе с вредителями не на химические средства защиты, а на разведение насекомоядных птиц.
На кафедре истории, возглавляемой кандидатом педагогических наук И.В. Сидоровой, проведена работа по оценке роли научной интеллигенции в становлении Мичуринска-наукограда. Исследование удостоено грантов Российского гуманитарного научного фонда.
Большое внимание уделяется и исследованиям регионального аспекта жанрового своеобразия литературы. На базе кафедры педагогической лингвистики действует филиал Международного научного центра изучения творческого наследия Е.И. Замятина при ТГУ им. Державина. Его возглавляет доктор филологических наук, профессор Е.В. Алтабаева. Членами объединения защищено несколько кандидатских диссертаций, выпущена коллективная монография. Необычайное своеобразие языка произведений Замятина во многом обусловлено особенностями речи жителей Черноземья. Нам это близко и понятно.
Другой автор, оказавшийся в поле зрения филологов института, - Василий Шукшин. Только что в немецком издательстве научной литературы "Ламбер" вышла коллективная монография "Разин и "разинский тип" в прозе Шукшина". Я и мои коллеги Е.Л. Стрыгина и П.П. Гончаров попытались через образы героев рассказов Василия Макаровича разгадать загадку русской души. Шукшин предостерегал: наш человек падок до модных вещей, и повальное увлечение западными ценностями, на начальном этапе выглядящее как невинная забава, впоследствии грозит большой катастрофой, вплоть до национального краха.
Что касается ближайших планов пединститута в составе МичГАУ, однозначно расширится перечень новых специальностей: возможно, начнём готовить учителей математики, правоведения, продолжим выпускать преподавателей основ православной культуры.

Быть руководителем нелегко. Он всегда на виду, и, как правило, у него нет недостатка ни в друзьях, ни во врагах. Первым Пётр Андреевич благодарен за поддержку, а вторым за то, что держат в тонусе, вовремя указывают на ошибки. Их "укусы" Гончарову не страшны: он пчеловод с большим стажем. Говорит, пчёлы учат своим примером и коллективизму, и умению давать отпор противнику.

Автор:Ирина Адам