Лента новостей
Статья10 марта 2009, 09:59

Прибавит ли ума система “три в одном”?

Прибавит ли ума система “три в одном”? - ломали головы народные избранники на очередном заседании Мичуринского городского Совета депутатов. Самым спорным из девяти стал вопрос о реорганизации городской сети общеобразовательных учреждений, вызвавший бурные дебаты.


Прежде чем народные избранники приступили к обсуждению вопросов, председатель горсовета И.А. Платицын предложил дополнительный - включить в повестку дня вопрос о создании рабочих групп. Теперь в них войдут депутаты городского Совета, как сказал Илья Аркадьевич, для того, чтобы на территории города "принимать какие-либо кардинальные решения" по осуществлению федерального и областного законов о запрете игорного бизнеса.


Информацию о реформе городской системы образования предоставила главный специалист управления народного образования администрации города Г.М. Голубева.


- Процесс реструктуризации - одно из направлений модернизации современной системы образования, которое обращено на повышение эффективности материальных ресурсов. В связи с введением новых стандартов и санитарных норм оказалось, что в нашем городе им соответствуют всего 15 из 22 школ. К тому же выяснилось, необходимо некоторое время для окончательного перехода на нормативно-подушевое финансирование, чтобы за этот период распределить финансы между школами.


Заместитель главы администрации города Мичуринска Е.А. Матушкин пояснил:
- Нам нужны высококвалифицированные педагогические кадры, а на сегодняшний день мы ощущаем дефицит таких специалистов, как учитель математики, физики, иностранного языка и ряда других предметов. У нас хорошо обстоят дела там, где есть старая мичуринская школа подготовки преподавателей начальных классов, химии и биологии, русского языка и литературы. Мы вынуждены просить наших высококвалифицированных педагогов-пенсионеров, а у нас таких немало, работать, работать и работать. Тем более что в ближайшее время подпитки новыми кадрами по “дефицитным” предметам городское образование не ожидает. Это один из моментов. Во-вторых, реструктуризация позволит нам, правда, не сразу, а в течение двух-трёх лет перейти на односменную работу. В-третьих, позволит разгрузить ряд переполненных школ. Если этого не произойдёт, многие учебные заведения не получат лицензию. А по новому законодательству теперь совершенно иные требования предъявляются к школам в соответствии с современными нормами. Хотелось особенно отметить: мы ни одну школу в городе не закрываем, а только объединяем и немного перепрофилируем. Например, возьмём школы №1, 12 и 13. В первой школе обучается почти тысяча учеников при наполняемости в шестьсот человек, значит, лицензию мы не получим, так как нормы по площадям не соблюдены. Объединяем три школы, создаём единое образовательное пространство, и тогда для обучения детей хватает места. Новая система позволит в базовой школе создать профильные 10 и 11-е классы и предпрофильные 8 и 9-е. В базовых школах будут сконцентрированы лучшие кадры и кабинеты, а область будет направлять необходимые средства на их поддержку, что позволит нашим выпускникам более качественно сдавать ЕГЭ.
Благодаря реформе сформируется школа полного дня, где все занятия будут проходить в первую смену, а во вторую (там же, на базе школы) дети займутся дополнительным образованием в кружках, секциях, на факультативах. Новая система сама по себе неплохая, но, как всё новое, не очень хорошо воспринимается. Реструктуризация пойдёт постепенно, и психологической травмы у детей, привыкших к определённому зданию, не будет. Поймите правильно: с одной стороны, мы пытаемся улучшить систему образования, а с другой - делаем это не от хорошей жизни, нам никто не даст никакой субвенции, а у нас на образование и так недостаёт 31 миллиона.
У депутата А.В. Бурмина возникло сразу несколько вопросов к Евгению Алексеевичу. В том числе и по транспортной доступности школ. Е.А. Матушкин ответил:
- Под реструктуризацию нам из области дают грант по программе "Школьный автобус". В настоящее время три автобуса уже стоят во дворе школы №21, обещают, и мы этого добьёмся, ещё пять. Планируем детей из отдалённых учебных заведений возить домой.
Депутат В.Б. Шохин:
- Наверное, это самый болезненный вопрос из обсуждаемых на заседании горсовета за последнее время. Какова точка зрения самих учителей, и нельзя ли сначала провести эксперимент в отдельно взятой школе, а затем вводить реструктуризацию во всех?
Е.А. Матушкин:
- Сразу скажу, у педагогов мнение не однозначное. Есть учителя, признающие необходимость перемен, понимающие выгоду в плане повышения качества знаний учащихся. Некоторые недопонимают, но постараемся объяснить это каждому учителю. В одной школе провести эксперимент не получится, с нас требуют моментального перехода на новую систему. Однако мы его сделаем плавным в течение нескольких лет.
Депутат О.В. Галдина:
- Дискуссия, которая у нас идёт, должна была открыться не в виде информации, а в виде обсуждения реальных проектов. И по уставу это должно пройти на базе постоянных комиссий. Мы несём ответственность наравне с администрацией города за то, что здесь сейчас происходит с нашим образованием. И мы не просто депутатский корпус, мы - представители общественности города. У меня в связи с этим предложение: создать рабочую группу, ведь депутаты должны принимать непосредственное участие в разработке инноваций.
Депутат В.Ф. Горлов:
- Предложение Ольги Викторовны заслуживает внимания. Действительно, необходимо создать компетентную группу из опытных педагогов, в том числе и депутатов горсовета.
Депутат В.В. Местюков:
- Можно ли оставить всё так, как было?
Е.А. Матушкин:
- Нет, и это однозначно.
Председатель горсовета депутат И.А. Платицын:
- Кто желает выступить?
Депутат И.Б. Орликова, заслуженный учитель России:
- Наш разговор, мягко сказать, бессмысленный, раз эта система предложена "сверху". Но меня больше всего возмущает то, что наша Тамбовская область всю жизнь находится в эксперименте по образованию. Сначала мы провели пробный единый государственный экзамен. И те, кто работает да и не работает в школе, прекрасно знают, что такая проверка знаний учащихся - ерунда, это ничего не даёт ни для поступления, ни для знаний. Второй эксперимент - новая тарифная сетка, новая оплата труда - оказался бессмысленным, но всё равно был принят. Я не знаю, кому должно быть стыдно: государству, области или городу, когда учитель с высокой квалификацией, имея ставку 19 часов, зарабатывает 3,5 тысячи рублей, а доплата ему идёт всего 700 рублей. И теперь очередной эксперимент со школами. Придумали его не мы, не управление народного образования администрации города, нам его предложили. А разве мы вправе отказаться? Учителя, конечно же, пострадают. Взять наш коллектив. В него вольётся двадцать человек из других школ. У нас есть ставки, а директор обязан будет распределить часы между всеми учителями. То есть, если педагог имел двадцать четыре часа и мог немного подработать (ставка 18 часов), теперь он вынужден отдать дополнительные часы другому. Нет продуманности, должны же быть ещё какие-то варианты… Оправдает ли новая система себя, увидим первого сентября, когда родители поведут детей в школу. Большинство ребят будет учиться в той школе, которая устроит их территориально. И этот вопрос решим не мы, а их родители.


Депутат В.А. Пронькин:
- Евгений Алексеевич сказал, в нашем городе не хватает высококвалифицированных педагогов. И со временем к чему мы придём? А к тому, что пройдёт два-три года и не останется их вообще, ведь за три с половиной тысячи рублей профессионалы не будут трудиться. Если они люди умные, найдут себе работу с достойной заработной платой. Учительствовать станет некому - вот главный вопрос, а не в том, будет ли перераспределение учеников в школах. Речь прежде всего должна идти о кадрах. Может так же получиться, как и со здравоохранением. Из-за низкой заработной платы врачи вынуждены искать работу в других городах, ведь минимальный оклад у нашего доктора 3200 - 3500 рублей. Получается ниже прожиточного уровня и минимальной оплаты труда. Нам всем вместе надо подумать, как организовать достойную зарплату высококвалифицированным специалистам, чтобы они у нас через три-пять лет совсем не исчезли.


Нельзя не согласиться с Владимиром Александровичем Пронькиным, как говорится, кадры решают всё. Да и наша система образования выстраивалась десятилетиями, не одно поколение училось именно по ней, она зарекомендовала себя с лучшей стороны, это было признано и западными специалистами. А сломать всё за один раз труда не составит. Правда, первые поверхностные результаты могут быть и эффективными, а что будет дальше?..

Автор:Елена Кременецкая