Лента новостей
Статья22 февраля 2018, 12:46

Под жарким солнцем Кандагара

Человеку вообще, а творческому в особенности очень важно повстречать на своём пути надёжного попутчика, который не просто совет умный даст, но сделает это очень деликатно. Можно сказать, что автору-исполнителю из Мичуринска Александру Маркелову в этом плане крупно повезло. С первых серьёзных поэтических шагов, которые он сделал (трудно поверить!) в 56-летнем возрасте, и до сегодняшнего дня рядом с ним по-прежнему егодрузья и коллеги-единомышленники. Как признался сам Александр, без их профессиональной поддержки и просто человеческого участия вряд ли ему удалось бы проторить дорожку к своему слушателю.

Александр Маркелов. Фото Сергея Лучникова.
Александр Маркелов. Фото Сергея Лучникова.

В политику
не вдавались

Встретились мы с А. Маркеловым на кухне его небольшой городской квартиры. Была середина масленичной недели, поэтому супруга Татьяна радушно выставила на стол блины со сметаной. Вкусная еда и горячий ароматный чай создавали уютную, истинно домашнюю обстановку, которая располагала к неторопливой и обстоятельной беседе…
В юности, как и подавляющее большинство мальчишек его поколения, Саша хотел стать военным. Поэтому после школы отправился в далёкую Алма-Ату, где поступил в высшее общевойсковое командное училище имени маршала Советского Союза И.С. Конева. Став офицером, служил в группе советских войск в Германии, затем - на Украине. Именно из Киева 13 марта 1985 года Александр вместе с сослуживцами отправился военным бортом в Афганистан. Командировка на войну продлилась ровно два года.
- Афганская война была для нас до конца не понятной. Но одно мы знали точно: захватывать или присоединять эту страну с феодальным укладом жизни, где нет природных ресурсов, просто глупо и смешно. Да такой задачи перед нами и не ставилось, - делится Александр. - Чтобы оставаться в ладу с самими собой, приняли на веру такой постулат: если бы не вошли мы, там бы оказались американцы. А это значит, что у самых наших границ были бы развёрнуты военные базы НАТО. Впрочем, глубоко в политику мы не вдавались, а просто честно выполняли приказ, как и положено тем, кто принял воинскую присягу.
Как рассказал А. Маркелов, сразу же по прибытии его назначили заместителем начштаба горно-стрелкового батальона, который охранял подступы к бригаде. А ещё бойцы батальона обеспечивали сопровождение транспортных колонн с грузом, следовавших из Союза в Афган и обратно. Так продолжалось полгода. Затем был повышен в должности до заместителя командира батальона, который к тому времени стал рейдовым. Суть их работы сводилась к следующему. Получив необходимые разведданные, выходили на выполнение боевых задач (уничтожение складов и скопления живой силы противника, зачистка наиболее опасных ущелий и массивов так называемой «зелёнки» и т.п.) и возвращались на базу. То есть это были чисто боевые операции. В этом батальоне наш земляк прослужил полтора года.
По моей просьбе Александр Маркелов рассказал о двух особенно памятных для себя эпизодах.
- Была там гора Гундиган, с которой нас постоянно обстреливали духи, командование приказало её взять. С первой попытки сделать это не удалось. А потом я сломал палец на руке, и меня отправили в полагающийся к тому времени отпуск. Приземляюсь в Ташкенте на пересыльном пункте и сразу узнаю печальную весть: погиб начштаба нашего батальона. Позже выяснилось, что он ушёл в рейд на Гундиган на том же бронетранспортёре, на котором обычно во время боевых действий находился я. А духи, устроив засаду, подорвали именно этот БТР-70. Вот так провидение спасло меня от гибели.
Ещё один памятный эпизод, по словам Александра, произошёл 13 января 1987 года во время объявленного суточного перемирия. Это время было решено использовать для минирования подступов к зонам ответственности нашей бригады.
- Я исполнял обязанности командира батальона, который обеспечивал сапёрам возможность спокойно выполнить свою задачу, то есть прикрывали их. Вдруг ночью со стороны духов поднялась беспорядочная пальба, раздались взрывы, послышались душераздирающие визги и крики.
Причём стреляли не по нам. Когда рассвело, картина предстала жуткая. Оказывается, душманы, чтобы пробить проходы, погнали на минные поля баранов, женщин и детей…
Ветеран-«афганец» неожиданно замолкает и просит передышки… Оно и понятно: такое однажды увидеть - крышу запросто снесёт.

Сварить решили
супчик

Впрочем, война - это не одна сплошная стрельба, считает А. Маркелов. На боевые задания уходили, как на работу. Выполнив дело, возвращались в нормальную почти мирную жизнь. В расположение бригады регулярно привозили кинофильмы. Перед бойцами выступали известные советские актёры, певцы, исполнители. На каждой точке была своя баня, в расположении ребята умудрялись даже выращивать цветы, чтобы казарменный быт хоть немного походил на домашний.
- Было общение, анекдоты - пусть и с чёрным юмором. Позже я даже шутливую песню написал, которая называется «Однажды на боевых…». Как-то после двухнедельного рейда захотелось нам после сухомятки нормальной горячей пищи. Остановились мы на берегу одного арыка. Что-то в окружающей обстановке не нравилось, и мы «разработали» близлежащую «зелёнку». Один снаряд попал на их поле с урожаем. А они там - как небольшие лоскуты, и каждый - на вес золота. Ещё подумалось: духи за свой урожай обязательно отомстят. В это время подходит мой друг Саша Бородин (в песне я назвал его Серёгой) и говорит: там, в арыке, полно небольших, размером с блюдечко, крабов. Дескать, давай наловим и сварим. Я согласился. Взяли мы ёмкость (вставку от бачка) и насобирали уже порядочно. А тут вдруг мины завыли. Местность - гладкая как стол. Как мы сумели вдавиться-втиснуться в землю, одному Богу известно. Вставка от бачка сплошь в дырках, а на нас ни одной царапины. И крабы оказались целёхонькие, так что ужин удался на славу. Правда, ребята нас подкалывали и «…просили нас с Серёгой позу краба повторить». В общем, на войне без юмора - верная погибель.

Проснулся
дар божий

По словам Александра Викторовича, дар божий в нём проявился в 2011 году и при весьма любопытных обстоятельствах. Однажды крестница попросила его помочь выполнить школьное задание: придумать четверостишия о разных животных. Крёстный на удивление быстро зарифмовал истории о зайце, волке, белочке. Потом появились и целые стихотворения о животных, а также юмористические послания своим родственникам и друзьям. Словом, он почувствовал, что уже не может остановиться.
Темами первых его стихов стали природа, Родина, любовь, ностальгия по родному краю, возвращение к своим истокам. То есть он писал о самых сокровенных чувствах, которые подспудно живут в душе каждого русского человека и о которых говорить вслух, прилюдно он считает не совсем удобным и даже нескромным. Вскоре выяснилась и особенность его творчества: стихи у Александра Викторовича очень удачно ложились на музыку. То есть получалось что-то очень бардовское, типа песен Высоцкого, Визбора, Окуджавы…
- В самом начале я сильно переживал и за стихи, и за придуманные мелодии: а вдруг что-то похожее уже было создано, и меня могут обвинить в плагиате. И насколько грамотны в чисто профессиональном плане мои творения, будут ли они интересны слушателям? Вот с этого момента и стали попадаться на моём пути очень хорошие, отзывчивые люди.
Первой руку помощи протянула его родная сестра, доктор филологических наук, профессор, проректор Московского государственного университета печати и полиграфии имени Ивана Фёдорова Татьяна Викторовна Маркелова. По её просьбе коллеги-филологи сделали заключение по нескольким его стихам. Дескать, автору, безусловно, следует продолжать писать. Но указали при этом на ряд недостатков, которые необходимо устранить. Затем в Тамбове он познакомился с четой писателей - Владимиром Павловичем Середой и Ириной Олеговной Мошенковой. Женщина оказалась прекрасным критиком. Вскоре творения Александра Викторовича попали на глаза и очень понравились ведущему композитору Тамбовской области Ольге Ивановне Егоровой. Она стала его активной помощницей, а её сын Павел - аранжировщиком его песен. А потом из Новосибирска на Александра вышла Екатерина Пыстогова, занимающаяся созданием видеоклипов. С её помощью многие песни А. Маркелова приобрели куда большую энергетику, стали эмоционально более окрашенными.

«Третий тост»
и «Шестьдесят»

Рвётся крик из груди: нужно парня вытаскивать,
А по рации строгий приказ: отходить,
Да вот можно ли русским ребятамуказывать,
Как сражаться и где им своих хоронить…

Обратиться к теме военной патриотики А. Маркелова подтолкнули музыканты известного ансамбля «Голубые береты», приезжавшие в 2014 году в Мичуринск на празднование очередной годовщины вывода советских войск из Афганистана. При встрече положительно отозвались о его творчестве. «А почему бы тебе не написать что-то и по нашей теме?» - посоветовали гости на прощание.
В результате родилась первая его афганская песня «Третий тост». Как известно, по традиции ветераны Афганистана поднимают его в память о погибших товарищах. Над окончательным её вариантом автор работал почти год.
Потом появилась песня «Шестьдесят»…
Нас в ущелье вошло шестьдесят,
А вот выйти не каждому доля досталась…

- Я её написал в августе 2015-го практически за сутки. В ней всё сконцентрировано именно на этой конкретной цифре: 60 градусов жары в Кандагаре, такое же количество патронов в двух рожках автомата, 60 секунд в минуте, ровно столько же бойцов под моим командованием входило для зачистки в ущелье во время боевого рейда… Наконец, в июне того года мне исполнилось 60 лет.

Хочу выстрелить ещё раз

Как рассказал Александр, за последние годы со своими песнями он побывал в самых различных регионах нашей страны. И везде отмечал возрастающий интерес к песням на тему войны, особенно среди молодёжи. Прежде всего потому, что этот интерес активно культивируют на местах первые лица из числа представителей органов власти.
По словам А. Маркелова, подобные руководители, серьёзно относящиеся к вопросам военно-патриотического воспитания, есть и в нашем регионе.
- Прежде всего это глава Мичуринского района Галина Николаевна Шеманаева. Меня часто приглашают участвовать в концертах, посвящённых, например, Дню призывника. Я живу в селе Старое Тарбеево, поэтому мне помогают с транспортом. Галина Николаева - очень искренний человек, умеющий найти тёплое слово для каждого из ребят. Всё, что она делает, идёт от души, и за это ей низкий поклон. Тёплые слова хочется сказать и председателю Старотарбеевского сельсовета Светлане Павловне Власовой.
…Наш разговор состоялся накануне отъезда Александра в Шлиссельбург, на очередной Международный фестиваль военно-патриотической песни. Помимо россиян, туда съедутся музыканты из Германии, Прибалтики, Белоруссии, Казахстана и некоторых других стран. По регламенту каждый участник должен представить на суд жюри одну песню. А. Маркелов повезёт туда песню «Бессонница», написанную как бы от лица комбата, прошедшего Афган. Впрочем, речь в ней идёт и о других современных горячих точках: Кавказе, Донбассе и Сирии.

Кстати

Автор-исполнитель Александр Маркелов родился в июне 1955 года. Участник боевых действий в Афганистане (1985-1987 гг.). Награждён орденом Красной Звезды. За последние пять лет написал в общей сложности полсотни песен. Порядка 15-ти из них постоянно передают по радио «Шансон». Является победителем Международного конкурса военно-патриотической песни в городе Холм Новгородской области (2016), а также лауреатом аналогичных фестивалей во Владимире, Перми, Москве, Екатеринбурге.

Автор:Сергей Лучников