Под маской Дон Жуана

11:31 18 октября 2018 «Культура»

Трагифарсом в двух действиях «Последняя ночь Дон Жуана» мичуринская труппа открыла свой очередной 122-й театральный сезон 

Для постановки спектакля были приглашены молодой режиссёр из столичного Театра Романа Виктюка Андрей Боровиков и хореограф - выпускница Академии русского балета имени Вагановой москвичка Екатерина Семёнова. Опытный гримёр - также из Москвы. И, как сказала обо всём этом на встрече со зрителями директор театра Галина Попова, даже наряды для сценических действий были пошиты актёрам классными специалистами из знаменитой столичной мастерской Валентина Юдашкина по эскизам художника по костюмам Ирины Кузнецовой.
Таким образом, спектаклю-премьере был придан достойный московский колорит, что усилили необычные декорации, свисающие с потолка цепи, электросвечи, жестяные листы, а также звуковые эффекты, игра светом и диковинный для интерьера позапрошлого века музыкальный инструмент - саксофон.
Когда на смену привычным вещам приходит нечто новое, далеко не всегда находятся абсолютные единомышленники, поддерживающие новаторские идеи. Вот и на «Дон Жуане» отнюдь не вся публика, заполнявшая зал оба премьерных вечера, была единодушна в оценках. От «непонятно и скучновато» до «чересчур авангардно и эпатажно» колебалась стрелка расхожих мнений. В чём-то разделяя голоса наших уважаемых театралов, попробуем разобраться в увиденном и услышанном. А начать придётся с автора пьесы.
58-летний Эрик Эмманюэль Шмитт - французский (хотя последние годы живёт и работает в Бельгии) доктор философии, драматург, историк литературы, сценарист и писатель. Обладатель престижной премии Мольера, он автор множества пьес, переведённых и поставленных более чем в тридцати странах мира. И кто уж только не является главными героями его произведений: Господь Бог, философ Дидро, психоаналитик Зигмунд Фрейд и даже - не к ночи будь помянут - проклятый на веки веков бесноватый фюрер фашистской Германии Адольф Гитлер, с которым Э.Э. Шмитту в одной из пьес также захотелось затеять диалог…
И вот - «Последняя ночь Дон Жуана», полумрак, освещаемый лишь редкими вспышками зарниц в окнах старинного парижского замка. И знатные дамы - герцогини, графини, другие сановитые мадам и мадемуазель, у которых при всей разности характеров и возрастов есть общее чувство мести: поквитаться как следует с ловеласом, распутником, бессовестным обманщиком Дон Жуаном - плутом и соблазнителем доверчивых дам. Вокруг этого события и построена вся интрига спектакля.
Скажем сразу: влюблённость актёров в предложенные образы, заманчивая возможность попробовать себя в новых рискованных ситуациях, доверившись одному режиссёру, чувствуется в каждой мизансцене. Эмоции хлещут через край, выплёскиваясь порой в чрезмерной модуляции голосов (плюс постоянное биение этих жестяных полотнищ…). И всё же происходящему веришь. Именно так и ведут себя разгневанные женщины, убеждают нас - каждая по своему - актрисы Ольга Дикова, Ирина Попова, Людмила Новикова (по сравнению с ней и знаменитая телеведущая Ольга Скабеева отдыхает), Татьяна Шишкина, Ольга Панина, Наталья Попова и Элеонора Морева.
- Отличная пластика. Замечательная работа хореографа, по-настоящему артистичные движения и зажигательные танцы, - оценила спектакль известный балетмейстер, руководитель ансамбля «Росинка» Любовь Бендерская. - И ещё - полное совпадение музыки, передающей действие, то драматическое нарастание тревоги, то шутовское ослабление «напряга»… И так - в каждом игровом эпизоде…
Старался как можно глубже вникнуть в характер и самую суть своего героя исполнитель центральной роли - Дон Жуана - дипломант и лауреат многих престижных профессиональных конкурсов артист Сергей Холкин. Понимая, что мускульной энергетикой и бравадой сексуальности этот образ не возьмёшь, Холкин акцентируется на психологии покорителя женских сердец, пытаясь разобраться, что же в нём превалирует: только ли физическое влечение к противоположному полу? Мужская самоуверенность? Кайф и драйв от каждой новой победы в его более чем грандиозном «послужном списке»?
На самом деле, оказывается, ни первое, ни второе, ни третье. Репутация неукротимого рысака по дамским опочивальням ничто по сравнению с тем, чем он обделён и о чём ему пытаются втолковать в меру сил и возможностей философ - опиумный курильщик Сгонарель (безупречен в трактовке не простого образа артист Мэй Майя), но особенно Анжелика де Шиферевиль, она же «Малышка» (актр. Элеонора Морева), бескорыстно влюблённая в непутёвого Дон Жуана, красавица, не столько рассудком, сколько пылким сердцем своим очерчивающая тонкие грани дружбы, любви, семьи… Философ - автор пьесы Шмитт - и здесь остаётся верен своей первой любви - философии, стараясь втолковать «Миру и Риму», что такое Человек и человеческие отношения с философской точки зрения.
Так что, дело вовсе не в Дон Жуане, как нам поначалу представляется. А в чём же, спросите вы. Да в том, о чём поёт неповторимая Алла Пугачёва в песенке о всемогущем короле Луи Втором: «Но, впрочем, песня не о нём, а о любви».
Да, этот спектакль - о любви. Такой, какой каждый из нас понимает и представляет. Хотя… Наверное, могут быть и иные мнения. На то он и театр.
 

Ваша оценка: Нет Средняя: 5 (6 голосов)

Оставляя комментарий Вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности на сайте.