Лента новостей
Статья22 февраля 2014, 01:00

По следам воинов-железнодорожников

По следам воинов-железнодорожников

«Умереть у всех на глазах я не боюсь.
Я без вести пропасть не имею права!».
К. Симонов. «Живые и мёртвые».

Ветеран труда Зинаида Ивановна Бурдюгова, проживающая в Кочетовке, обратилась в отряд «Поиск» с просьбой прояснить судьбу не вернувшегося с войны дяди ВОЛОСТНЫХ Ивана Кузьмича, родом тоже из Кочетовки. Биографических сведений, необходимых для архивного розыска, племянница сообщила мало. Знает только, что призван он был в ряды Красной Армии ещё до войны и служил в железнодорожных войсках, а с такими данными в Центральном военном архиве Минобороны России (ЦАМО) и на порог не пускали. Поясню: до недавнего времени, чтобы получить допуск к архивным документам не вернувшегося с войны солдата или офицера, надо было не только знать его полные биографические данные и каким военкоматом в ряды Красной Армии он был призван, но и заручиться письмом из этого же военкомата на имя начальника архива.
Вспоминаю, какой неудачей стал для нас розыск ещё одного мичуринского воина-железнодорожника Николая Петровича КОНСТАНТИНОВА по просьбе его мичуринского внука Александра Гречушникова. Внук рассказал, что дед, по словам бабушки, служил ещё до войны в 7-м железнодорожном полку, который одно время находился на станции Мичуринск. Однако на наш запрос выдать необходимые документы для продолжения розыска, был получен ответ, что в ЦАМО нет архивного фонда железнодорожных войск. И посоветовали обратиться в управление Донецкой железной дороги, куда якобы после имущественного раздела СССР был передан архив всех железнодорожных войск. Донецк в ту пору уже находился в «чужой» стране, и нам так и не удалось выяснить, куда, на какой фронт убыл из Мичуринска 7-й железнодорожный полк, а с ним и дед Александра Гречушникова Н.П. Константинов.
В настоящее время с созданием базы данных павших защитников Родины в Интернете на сайте «Мемориал» все наши архивные муки и препоны канули в Лету. Даже школьник сегодня может без труда найти на этом сайте имя деда, погибшего или пропавшего на Великой Отечественной войне, и узнать, где это было.
Вот и мы, набрав в базе данных «Мемориала» имя дяди З.И. Бурдюговой, в тот же час узнали, что воевал и погиб её дядя на Калининском фронте рядовым путейцем путевой роты 8-го отдельного восстановительного батальона 6-й отдельной железнодорожной бригады. Слово «путевая» наш компьютер выделил красным цветом, мол, ошибка в слове «путевая», надо употребить слово «путейская», но мы пишем всё же «путевая», потому что так в документе, а архивные документы, как известно, исправлять нельзя. Да и так ли это важно, как писали на фронте документы по учёту личного состава. Важнее, что писали. В «Донесении о потерях личного состава 6-й ж/д бригады за период с 15 августа по 15 сентября 1941 года» сказано, что вся рота из 220 бойцов и младших командиров погибла в один день 22 августа 1941 года и в одном месте – в районе Великих Лук. Погиб и командир роты ст. лейтенант ЗАЙЦЕВ Алексей Михайлович, 1910 г.р., родом из Кировской области, а с ним и командиры взводов: лейтенанты ХАХАЛЕВ Николай Алексеевич, 1918 г.р., уроженец Татарской АССР, ШАЛДИН Михаил Никифорович, 1913 г.р., родом из Наро-Фоминска, БАЙМАТОВ Майрам Ховматович, 1916 г.р., уроженец Азербайджанской ССР и ЗИНОВЬЕВ Григорий Фёдорович, 1919 г.р., родом из Свердловской области.
В списке под номером 45-м - воин, которого мы ищем: «ВОЛОСТНЫХ Иван Кузьмич, 1920 г.р., путеец, пропал (погиб) без вести 22.08.41 в районе Великих Лук. Извещение послано на станцию Кочетовка-1 отцу Кузьме Волостных (отчество не указано)».
С ним ещё восемь воинов-железнодорожников из Мичуринского и Никифоровского районов. Аккуратно выписали их фамилии, может, кто-то сегодня узнает их имена и напишет в наш «Поиск»:

БУДАНЦЕВ Владимир Иванович,
1920 г.р., путеец,
мать Василиса Александровна
проживала на Первомайском участке,
дом 26;

ДЕГТЯРЁВ Михаил Иванович,
1904 г.р., путеец,
жена Матрёна Андреевна,
домашний адрес: Кочетовка-3,
Старый участок, барак №5;

ПРОСВЕТОВ Иван Петрович,
1887 г.р., путеец,
жена Евдокия Степановна,
г. Мичуринск, ул. Набережная, 91;

ХРИПАЕВ Пётр Владимирович,
1917 г.р., путеец,
семья проживала в с. Красивом;

МИКЛЯЕВ Александр Иванович,
1920 г.р., плотник,
отец Микляев Павел, с. Липовка;

АСТАХОВ Николай Филиппович,
1920 г.р., путеец,
отец Астахов Филипп, ул. 9 Января, 31;

СУВОРОВ Серафим Андреевич,
1920 г.р., отец Суворов Андрей,
ст. Сестрёнка;

ШИЛЕГЕЛЬ Иван Кондратьевич,
1919 г.р, шофёр,
отец Шпигель Кондрат,
совхоз «Коллективист»,
Никифоровский район;

И все они - также пропавшие без вести в тот же день, 22 августа, и там же, у Великих Лук.
Признаемся, что за многие годы работы в военных архивах ещё до появления в Интернете базы данных «Мемориал» не встречалось подобное донесение, чтобы в один день и в одном месте потери составили более двухсот бойцов и командиров. И почти все записаны пропавшими. Погибшими значатся только двое: сержант ЧАПУРИН Николай Тимофеевич, 1918 г.р., родом из Архангельской области – «Убит у моста на станции Назимово при нападении танков немцев» и красноармеец ПРОВОРОВ Николай Петрович, 1920 г.р., из Ярославской области – «Убит при обстреле автодрезины на перегоне Великие Луки – Назимово».
Записи о гибели этих двоих позволили раскрыть тайну, что же произошло с остальными, учтёнными пропавшими без вести. В тот день, 22 августа 41-го года, путевая рота старшего лейтенанта Зайцева вела восстановительные работы на перегоне Великие Луки – Назимово Калининской железной дороги, и на неё внезапно напали вражеские танки. Нападение было таким стремительным, что путейцы не смогли оказать никакого сопротивления. А о том, что и они были храбрыми воинами и умели драться с врагом, свидетельствуют другие архивные документы. В боевом донесении от 27 июня 41-го года читаем: «Части 6-й железнодорожной бригады героически защищают город и станцию Столбцы на реке Неман под Минском».
В другом документе – донесении начальника железнодорожных войск Калининского фронта майора Дедюлина от 30 июня 1941 г. говорится: «Личный состав 8 и 14-го отдельных восстановительных батальонов на станции Вислочь попали в окружение танков противника. Вырываясь из него, батальоны под руководством командира бригады полковника Терюхова нанесли врагу ощутимые потери».
И в делах путевых им не было равных: «С 25 июля по 21 августа, - читаем в донесении за день до нападения вражеских танков, - личным составом 6-й железнодорожной бригады проведена эвакуация железнодорожного узла Великие Луки, разобрано и отправлено в тыл 150 км рельсов, 306 комплектов стрелочных переводов, много другого имущества и оборудования».
В том последнем боевом задании по восстановлению пути на перегоне Великие Луки - Назимово участвовали и вместе со всеми погибли военфельдшер ЖЕЛЯБОВСКИЙ Григорий Петрович, 1919 г.р., родом из Курской области и санинструктор ШАПОВАЛОВ Александр Петрович, что объясняет, почему не удалось спасти тяжелораненых, какие, конечно же, были.
Были и те, кто попал в плен. Среди них командир роты старший лейтенант Зайцев, которому позже удалось совершить дерзкий побег из концлагеря и вернуться в родную бригаду и даже в ту же путевую роту, чтобы ударным трудом на восстановлении тех же путей от Москвы до Берлина мстить ненавистному врагу за смерть боевых товарищей. В приказе командира 6-й железнодорожной бригады полковника Терюхова от 29 мая 1944 года читаем: «В апреле 1944 г. на участке Выдрея - Крышки - Заболотная (Витебская область) в 900 метрах от противника на открытой местности, просматриваемой и обстреливаемой вражеской артиллерией, рота капитана коммуниста Зайцева, умело маневрируя силами и средствами, в короткий срок восстановила железнодорожный путь, чем обеспечила продвижение частей фронта.
За мужество и отвагу, проявленные при выполнении боевого приказа, награждаю капитана А.М. Зайцева орденом Красной Звезды».
Бесспорно, благодарную память потомков заслужили и рядовые путейцы роты. Наш отряд «Поиск» расскажет о их подвигах и героической гибели в третьей книге Памяти и Славы, какую мы готовим к выпуску к предстоящему 70-летию Великой Победы.

Автор:Василий Мединский