Певец жизни и смерти

31 марта 2015, 23:00 1492

Февраль. Достать чернил и плакать!
Писать о феврале навзрыд,
Пока грохочущая слякоть
Весною чёрною горит.

Эти строки принадлежат выдающемуся русскому поэту Борису Леонидовичу Пастернаку.

© Мичуринская правда - http://www.michpravda.ru/ (03/31/2015 - 15:41)

В День памяти великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина 29 января (10 февраля) 1890 года в Москве, в доме на пересечении Оружейного переулка и Второй Тверской-Ямской улицы в семье художника, члена Петербургской академии художеств Леонида Осиповича (Исаака Иосифовича) Пастернака и пианистки Розалии Исидоровны (урождённой Кауфман) родился сын Борис.
Детство Бориса Пастернака проходило в творческой атмосфере. Отец был дружен с великим русским писателем Львом Николаевичем Толстым, произведения которого он иллюстрировал. Мать занималась музыкой, была ученицей Антона Григорьевича Рубинштейна, выдающегося пианиста, основоположника профессионального музыкального образования в России. В доме часто бывали русские художники И.И. Левитан, М.В. Нестеров, В.Д. Поленов, С.В. Иванов, Н.Н. Ге, устраивались небольшие музыкальные вечера, в которых принимали участие великие русские композиторы А.Н. Скрябин и С.В. Рахманинов. В 1900 году во время своего второго визита в Москву с семьёй Пастернаков познакомился один из самых влиятельных поэтов-модернистов ХХ века Райнер Мария Рильке (активная переписка Бориса Пастернака с которым началась много позже, в 1926 году).
В 1901 году он поступил в пятую московскую гимназию сразу во второй класс. Окончил её с золотой медалью и высшими баллами в 1908 году.
Под влиянием Александра Николаевича Скрябина в 13-летнем возрасте Борис увлёкся музыкой, занимался композицией (написал две прелюдии и сонату), под руководством Ю.Д. Энгеля и Р.М. Глиэра готовился к экзамену по курсу композиторского факультета Московской консерватории. Однако Пастернак отказался от карьеры профессионального музыканта и композитора и в 1908 году поступил на юридический факультет Московского университета, а в 1909 году перевёлся на философское отделение историко-филологического факультета. Летом 1912 года изучал философию в Марбурге (Германия).
Первые стихи Борис Пастернак опубликовал в 1913 году в коллективном сборнике «Лирика», в 1914-м примкнул к содружеству футуристов «Центрифуга».
Широкую известность обрёл Борис Пастернак, издав в 1922 году программную книгу стихов «Сестра моя – жизнь», большинство из которых были написаны в 1917 году. В 20-е годы прошлого столетия им созданы также сборник «Темы и вариации» (1923), роман в стихах «Спекторский» (1925), цикл «Высокая болезнь», поэмы «Девятьсот пятый год» и «Лейтенант Шмидт». В 1928 году Пастернак обращается к прозе. К 1930 году он заканчивает автобиографические заметки «Охранная грамота», где излагаются его принципиальные взгляды на искусство и творчество.
В конце 20-х – начале 30-х годов ХХ века Борис Пастернак получил официальное признание в Советском Союзе, принимал активное участие в деятельности Союза писателей СССР. К середине 30-х годов отношение властей к поэту изменилось. В 30 – 40-е годы он обратился к переводам, которые стали единственным источником его существования. В 1943 году вышел его сборник стихов «На ранних поездах», включающий четыре цикла стихов предвоенного и военного времени.
С 1945 по 1955 год Борис Пастернак работал над главным своим трудом – романом «Доктор Живаго», представляющим собой полотно жизни русской интеллигенции на фоне драматических событий начала и середины ХХ века. В Советском Союзе роман решительно отказались печатать, книга была издана в 1957 году в Италии, а потом в Голландии и Великобритании. В США роман издали в карманном формате. В Брюсселе во время Всемирной выставки 1958 года и в Вене на фестивале молодёжи и студентов была организована бесплатная раздача книги советским туристам. Центральное разведывательное управление США считало, что роман Б. Пастернака имеет большую пропагандистскую ценность в странах социалистического блока и использовало его как инструмент антикоммунистической пропаганды, финансировало его издательство. Всё это вызвало недовольство со стороны итальянского издателя. Выход книги привёл к травле писателя в Советском Союзе, он был исключён из Союза писателей СССР, со страниц советской печати сыпались оскорбления, требования выслать его из страны, лишить советского гражданства.
Пастернак неоднократно выдвигался на Нобелевскую премию по литературе, в 1958 году его кандидатура была предложена французским писателем Альбером Камю, и 23 октября Борис Пастернак становится вторым после И.А. Бунина русским писателем – лауреатом Нобелевской премии. В Советском Союзе эта новость была встречена враждебно, опять посыпались оскорбления в адрес писателя. Находясь под угрозой выдворения из страны, Пастернак отказался от премии. В телеграмме, посланной в адрес Шведской академии, он писал: «В силу того значения, которое получила присуждённая мне награда в обществе, к которому я принадлежу, я должен от неё отказаться. Не сочтите за оскорбление мой добровольный отказ». Всё это не могло не отразиться на его здоровье.
30 мая 1960 года в Переделкино Борис Леонидович Пастернак умер от рака лёгких, похоронен на местном кладбище. Отпевали Бориса Леонидовича в храме, который был виден из его окна. Несколько тысяч человек пришли проводить великого русского поэта в последний путь, хотя в тот день на Переделкино не ходили электрички.
В конце 80-х – начале 90-х годов прошлого века творчество Бориса Пастернака вернулось к читателю, был издан двухтомник собрания сочинений поэта, отдельными книгами был издан роман «Доктор Живаго», опубликована его переписка с Мариной Цветаевой и Райнером Мария Рильке. В журналах появились его стихотворения, литературно-критические статьи; к столетию со дня его рождения была выпущена почтовая марка. В настоящее время творчество Бориса Пастернака включено в школьную и вузовскую программы. Многим знакомы строки его стихотворений:

Мело, мело по всей земле
Во все пределы.
Свеча горела на столе,
Свеча горела.

Или:
Быть знаменитым некрасиво.
Не это подымает ввысь.
Не надо заводить архива,
Над рукописями трястись.
Цель творчества - самоотдача,
А не шумиха, не успех.
Позорно, ничего не знача,
Быть притчей на устах у всех.

Чем же привлекают стихи Б. Пастернака современного читателя? Прежде всего тем, что поэт обращается к вечным темам – любви, творчества, нравственного выбора, жизни и смерти, философско-духовным исканиям.