Лента новостей
Статья20 августа 2012, 15:54

Первое народное училище

Здание бывшего народного училища.  С фотографии 1960-х годов ХХ века.
Здание бывшего народного училища. С фотографии 1960-х годов ХХ века.

Екатерина II под влиянием идей западноевропейских просветителей (Руссо, Дидро, Вольтер) задумала провести школьную реформу, по которой во всей Российской империи предполагалось создание школ для мещан. Для подготовки реформы была организована Комиссия об учреждении училищ, которая в 1786 году опубликовала главный документ реформы - "Устав народным училищам в Российской Империи, уложенный в царствование императрицы Екатерины II". Экземпляр Устава, изданного 226 лет назад, хранится ныне в Мичуринском краеведческом музее. Документом предписывалось "в каждом губернском городе быть одному главному народному училищу и малым народным училищам в губернских и уездных городах". Здесь же помещалось наставление: учителя "не должны пренебрегать детей бедных родителей, но всегда иметь в памяти, что они приготовляют члена обществу"; давать "частные наставления сверх учебных часов", не требовать "платы за обучение"...

В предписании Екатерины II от 12 августа 1786 года на имя Тамбовского и Рязанского наместника И.В. Гудовича подчёркивалось, чтобы комиссия об учреждении училищ приготовилась к открытию их в 25 губерниях, в том числе в Рязанском и Тамбовском наместничествах. "Открытие должно было происходить 22 сентября, в день коронации государыни. Гудович поспешил передать это приказание губернатору Г.Р. Державину, поручая ему приготовить в Тамбове училищный дом и написать городничим в Козлове и Лебедяни, чтобы и там были сделаны надлежащие распоряжения".
Директором народных училищ в России был назначен приятель Державина О.П. Козодавлев. В Козлове в то время не было ни одной школы. И только в 1786 году, и только после указа Екатерины II в городе начались хлопоты по организации малого народного училища. Срочно надо было найти помещение для занятий, учебники, пособия, учителей... 1 января 1787 года торжественно, с молебствиями и освящением по предписанию генерал-губернатора И.В. Гудовича народные школы были открыты в Козлове (24 ученика), Лебедяни (9 учеников), Елатьме (8 учеников), Шацке (27 учеников), Моршанске (24 ученика). Всего намечалось учредить одиннадцать училищ.
Г.Р. Державин подробно описал торжественный день открытия Козловского училища, на котором он присутствовал. Сюда было направлено два учителя - Половневский и Мизеревский. "В день открытия, утром, смотритель училища, два учителя и 24 ученика отправились в соборную церковь, откуда после литургии возвратились в училище с иконами и хоругвиями. Здесь совершено было молебствие и прочитан устав о малых училищах. Учитель Половневский произнёс речь о пользе новооткрытого заведения. На этом торжестве не присутствовал никто из обывателей города". Школа с двумя учителями должна была получать от общества квартиру, содержание, учебные пособия. Для училища отведены были две комнаты в одном доме, а для учителей (оба семейные люди с детьми) - одна комната в другом доме, холодная, сырая и тёмная. На основании "Правил для учащихся в народных училищах", приём в училища проводился два раза в год - летом и зимой. Летом учение шло с 7 до 10 часов утра и после обеда - с 14 до 17 часов вечера, зимой - с 8 до 11.
В малом училище г. Козлова преподавались чтение, письмо, арифметика, рисование, катехизис. Ещё в 1783 году было издано "Руководство учителям первого и второго класса", где разъяснялись принципы классно-урочной системы обучения, давались методические советы, рекомендации... Основным учебным пособием была книга "О должностях человека и гражданина", изданная для учителей и отдельно для учащихся.
Учителю на занятия по чтению, например, рекомендовалось прочитывать одну статью до пятнадцати раз, пока дети не станут сами хорошо её читать и правильно отвечать на вопросы.
При изучении всех предметов обращалось внимание на то, как знания по ним можно было применить на практике.
Так, при изучении грамматики прививалось умение писать письма, составлять расписки, счета. При изучении природы делали акцент на знания, которые могли принести пользу здоровью, питанию, занятиям ремеслом, торговлей, домашним хозяйством. Всё это должно было подготовить учащихся к самостоятельной жизни.
Учителя должны были заниматься со всем классом, а не индивидуально, как было ранее. Телесные наказания запрещались. Мальчики и девочки занимались вместе, но сидели порознь. Учитель должен был следить, чтобы мальчики и девочки вместе не выходили из школы...
26 сентября Державин снова посетил училище. Учеников в то время было уже 64. В продолжение пяти часов губернатор-попечитель сам экзаменовал их и неоднократно благодарил учителей за успехи мальчиков. Но помещение училища нашёл он крайне тёмным и неудобным и велел городскому голове приискать другое. Кроме того, выяснилось, что учителя не получали жалование за полгода, и попечитель приказал удовлетворить их за счёт городских доходов из сумм приказа общественного призрения. Узнав из поданной ему ведомости, что все ученики были детьми дворян, приказнослужителей и дворовых людей, он собрал купцов и мещан и объяснил им, что училище учреждено главным образом для них, как составляющих самую многочисленную часть населения Козлова, и потому они не должны упорством своим отдалять от себя доставляемые им выгоды образования. В то же время он предложил городским толстосумам построить для училища дом и настоятельно потребовал от каждого посильных пожертвований. В его присутствии собрано было 408 рублей. Гавриил Романович поручил городскому голове хранить эти деньги, наказав заботиться об умножении их и о заготовке материалов для постройки учебного здания. Однако все старания Державина оказались напрасными: купцы и мещане по-прежнему не отдавали своих детей в училище, учителя получали жалование нерегулярно, недостаток в учебных пособиях продолжал ощущаться. В 1788 году Козлов посетил член Российской Академии, директор народных училищ Осип Петрович Козодавлев. Занимаясь осмотром училищ в 1787-1788 годах, он побывал в десяти губерниях европейской России. В Козлове О.П. Козодавлев был удручён состоянием училищных дел. Он попытался пополнить Козловское училище необходимыми пособиями, потребовав их у директора тамбовских училищ А. Жохова. Но книги были уже распроданы, и изменить дело к лучшему ему не удалось. А. Жохов не один раз бывал в Козлове. Он часто объезжал уездные училища, снабжал их учебными пособиями, помогал изменить к лучшему положение учителей. На должности директора тамбовских училищ он находился в течение десяти лет. После отъезда Державина в Петербург городская власть отказалась от содержания училища, а смотритель Баженов, нисколько не стесняясь, говорил в обществе, что все училища, в том числе и Козловское, вообще вредны. На этом основании он почти не являлся в классы. Когда же появлялся, то всегда был пьян, учеников бил палкой, а учителей публично ругал...
А в первой половине 90-х годов XVIII века большинство малых народных училищ в городах Тамбовской губернии и совсем закрыли. Так уничтожены были училища в Лебедяни, Шацке, Липецке, Спасске и Темникове.
Таким образом, в тот раз школьная реформа не была осуществлена. Денег на содержание и подготовку училищ, на жалование учителям из казны не поступало, не хватало учителей, учебников, пособий... К концу XVIII века в России насчитывалось 288 училищ, в которых обучалось немного более 20 тысяч детей. К сожалению, подлинно народными училища так и не стали, открывались они только в городах, и крестьянские дети в них не обучались. Зато обучались дети дворян, духовенства и купечества. Прежние школы, дававшие элементарные знания детям низшего сословия, были закрыты. Однако попытка создания малых и главных народных училищ с едиными учебниками и методиками преподавания, с классно-урочной формой обучения, с профессиональной подготовкой учителей стала основой создания в России государственной системы образования.

Автор:Валентина Филатова