От водителя до генерального директора

23 мая 2015, 09:00 2135

Николай Александрович Муравьёв родился в семье лесника недалеко от деревни Вишнёвки Петровского района в многодетной семье.

© Мичуринская правда - http://www.michpravda.ru/ (05/22/2015 - 14:32)

Н.А. Муравьёв. Фото ихаила Белых.

Как и все в послевоенной стране, поднимавшейся из разрухи, жили Муравьёвы небогато. Существенным подспорьем служило ведение подсобного хозяйства. С детства началось становление личности Николая Александровича. Дело в том, что начальная школа располагалась в четырёх километрах от дома, поэтому в день приходилось отмерять по восемь километров. С переходом в пятый класс ежедневные расстояния существенно увеличились: до совхоза «Шумиловский», где была средняя школа, приходилось ежедневно «отмерять» по 20 км, так что уже в детстве и юности начали формироваться твёрдый характер и крестьянская терпеливость. Другой бы плюнул, как многие его сверстники, и ограничился семилеткой, а Николай, закончив среднюю школу, выучился в Мичуринске на водителя и работал по специальности в Шехманском автохозяйстве. Со временем Николай перебрался в город Хвалынск Саратовской области - поближе к старшему брату, поступил в Саратовский индустриальный техникум, а затем и на работу на завод «Электрофидер». С этого предприятия он и ушёл в армию. После увольнения в запас Николай Александрович вернулся на свой завод уже мастером. Вскоре закончил техникум. С городом юности Н.А. Муравьёва до сих пор многое связывает: здесь он получил рабочую специальность, нашёл свою судьбу, здесь родились его сыновья.
В 1974 году по семейным обстоятельствам семья переехала в Мичуринск. Жизнь пришлось налаживать на новом месте. Найти себя в незнакомом городе Николаю Александровичу помогли твёрдость характера и оптимизм. Вскоре он уже работал мастером в литейном цехе завода имени Ленина. А вот жить молодая семья продолжала в частном доме...
Старожилы помнят: в те времена, чтобы получить от предприятия квартиру, необходимо было отработать на строительстве жилья в неурочное время до 300 часов. Так сотрудник отдела комплектации ОКСа завода имени Ленина Николай Муравьёв оказался на строительстве. В те годы сотрудники отдела капитального строительства занимались не только возведением жилья, объектов соцкультбыта, но и непосредственной комплектацией всех производимых предприятием строительных работ кабелями, светильниками, трансформаторами и иным оборудованием.
При непосредственном участии Николая Александровича заводчане прокладывали теплотрассу от котельной новой промплощадки до улицы Мира, укомплектовывали необходимым оборудованием, инвентарём новостройки - детский сад № 30 (ныне центр развития ребёнка «Аистёнок»), средние школы № 23, 24, вводили в строй магазин «Осень», жильё для работников предприятия на улицах Мира, Киевской, Автозаводской.
Долгое время экологически чистая вода из Стаевского водозабора была достоянием лишь жителей этих улиц. Сегодня эту воду потребляют и горожане, проживающие в районе улицы Парковой. А ведь в своё время именно Н.А. Муравьёву было поручено осуществить сложные инженерные работы по строительству того самого водовода. Для реализации уникального проекта пригласили специалистов-метростроевцев. Они-то и сделали прокол под железнодорожным полотном, проведя сквозь него водопроводную трубу с чистой стаевской водой.
В 1982 году партком объединения «Мотордеталь» направил Николая Александровича на завод автонасосов заместителем директора. И здесь Муравьёв оказался на своём месте.
По воспоминаниям ветерана, в те годы предприятие переживало сложные времена. Литейному цеху и цеху № 2 грозил обвал перекрытия, территория была крайне захламлена, на «Вторчермете» (тогда его территория входила в состав предприятия) не было создано нормальных условий для работы.
И сразу же на заводе начались реконструкция литейки, благоустройство, для «Вторчермета» был приобретён и введён в эксплуатацию 12-тонный козловой кран (в те времена такое оборудование «выбивалось» лишь через Госплан), началось строительство новой проходной, а также склада комплектующих изделий, постепенно стали обновляться и транспортные средства предприятия: автомобили, краны, подъёмники, экскаваторы, погрузчики...
С болью сегодня вспоминает Николай Александрович о некогда могучем флагмане местной индустрии - производственном объединении «Мотордеталь», которому отдано более 30 лет трудовой биографии. Создание автогиганта предполагало объединение трёх городских предприятий: завода им. Ленина, автоагрегатного и автомобильных насосов. Причём реконструкция предусматривала вынос предприятий за пределы города. Огромные средства были вложены в строительство производственных корпусов, складских и вспомогательных помещений, подъездных путей, электроподстанций...
«К началу 1980-х годов мы полностью завершили возведение механосборочного корпуса, - вспоминает Николай Александрович, - укомплектовали его оборудованием. В цехе были уложены полы, установлены ворота, мощные калориферы отопления, произведено остекление. Сюда планировалось перевести завод автонасосов. Однако по непонятным причинам перевод в полностью готовое здание не состоялся. В таком состоянии корпус простоял несколько лет. А потом началось его постепенное разграбление. Похожая судьба была уготована и теплице, которую машиностроители возвели для нужд заводской столовой.
Шли годы. В марте 1991-го Николай Александрович назначается заместителем директора завода имени Ленина, а спустя три года по просьбе трудового коллектива завода автонасосов избирается генеральным директором этого предприятия.
«В то время состояние предприятия было плачевным, - вспоминает Н.А. Муравьёв. - После крупного пожара на головном предприятии - заводе двигателей в Набережных Челнах - «КамАЗ» не только отказался от нашей основной продукции - автомобильных насосов, но и прекратил поставку столь необходимого нам литья. Одновременно наполовину снизил потребность в нашей продукции и Ульяновский завод. Положение предприятия осложняли взятые прежним руководством кредиты, задолженность перед поставщиками и персоналом, неплатежи в бюджеты всех уровней, основные расчёты на 98 процентов производились на бартерной основе. Подготовка завода к перевооружению, к переходу на освоение новых видов продукции не проводилась».
Со временем новое руководство разработало план выхода предприятия из кризиса. Мерами по оздоровлению ситуации были предусмотрены подготовка конструкторско-технологической документации по производству новых видов автомобильных насосов из собственного литья, создание собственного мукомольного, а в последующем и хлебопекарного производства, реконструкция экспортного участка литейного корпуса, установка двух печей по производству высокопрочного чугуна, механическая обработка поршневых колец и многое другое. Кстати, впоследствии экспертиза произведённых на заводе автонасосов поршневых колец подтвердила их высокое качество.
Благодаря принятым новым руководством мерам предприятие вскоре не только сумело преодолеть кризис, но и полностью рассчиталось с кредиторами. К началу 2001 года практически все задолженности были ликвидированы. Вскоре коллектив приступил к благоустройству территории, капитальному ремонту производственных корпусов.
В 2000 году Николай Александрович был избран депутатом Мичуринского городского Совета народных депутатов, с 2002 по 2009 год возглавлял Мичуринский филиал ОАО «Тамбов-Лада». И здесь с его приходом произошли разительные перемены. Из некогда полуразрушенного, лежавшего на боку предприятия сервиса он сумел создать современный участок фирменного гарантийного и послегарантийного обслуживания автомобилей. А открывшийся осенью 2004 года автосалон позволил повысить качество обслуживания жителей города и пяти соседних районов. Благодаря усилиям Николая Александровича здесь были созданы диагностический корпус, ремонтные боксы, склад автозапчастей, помещения для отдыха персонала, автомойка, построен новый автосалон, проведена газификация.
В трудовой биографии героя нашего повествования за сорок лет мичуринского периода трудового стажа - всего три предприятия. Он прошёл на этих предприятиях достойный путь, оставив о себе добрую память. Вся трудовая биография Н.А. Муравьёва связана с автомобильным транспортом. Преданность однажды выбранной профессии этот человек пронёс через всю жизнь.