Лента новостей
Статья5 апреля 2014, 01:00

Она не знает, что такое усталость

Т.В. Алексеева. Фото Владимира Гузя.
Т.В. Алексеева. Фото Владимира Гузя.

Недавно в нашей газете была опубликована заметка о награждении двух мичуринских педагогов нагрудными знаками «Почётный работник общего образования Российской Федерации» («МП» от 27.02 с.г.). Мы решили подробнее рассказать о заслугах каждого из них. Сегодня вы познакомитесь с Татьяной Викторовной Алексеевой.

Как становятся лучшими педагогами? Сколько экспериментов ставят, сомнений преодолевают, через какие тернии проходят учителя-новаторы, прежде чем получить признание коллег и завоевать любовь учеников?

В 2007 году она победила во Всероссийском конкурсе «Лучший учитель Российской Федерации» и стала обладателем президентского гранта в рамках Приоритетного Национального проекта «Образование». Заместитель директора по учебно-воспитательной работе, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории средней школы №1 кандидат филологических наук Татьяна Викторовна Алексеева не знает, что такое усталость. Отдав более 20 лет родному учебному заведению, параллельно с традиционной преподавательской деятельностью занимается исследовательской и проектной работой. Такая интеграция позволяет вместо примитивной зубрёжки добиваться осознанного усвоения учениками знаний, делает их активными участниками образовательного процесса. Всё это моделирует ситуацию успеха. Как результат - половина девятиклассников, учеников Т.В. Алексеевой, выбирают социально-гуманитарный профиль обучения в старшей школе, а выпускники - гуманитарную направленность будущей профессии. Работа с нестандартно мыслящими, одарёнными детьми стала одним из основных направлений профессиональной деятельности педагога.
Школьники неизменно оправдывают надежды своего научного руководителя и идейного вдохновителя: десять воспитанников Т.В. Алексеевой три года назад были признаны призёрами и лауреатами конкурса «Познание и творчество», ставшего частью национальной образовательной программы «Интеллектуально-творческий потенциал России». В течение последних пяти лет её ученики – неизменные победители и призёры муниципального и регионального этапов Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку и литературе. И снова Татьяна Викторовна попала в список «Лучшие педагоги», опубликованный на сайте программы «Ими гордится Россия».
«Никак не обойтись учителю-словеснику без использования метапредметных связей, - уверена Т.В. Алексеева. - Сколько общего между литературой и историей! Историческая жизнь обусловливает литературный процесс, определяет его своеобразие. Соответственно писатели - выразители общественно-исторического сознания, а герои их произведений - народного характера. Чтобы ученики уловили эту взаимосвязь, вхождение в изучение того или иного периода русской литературы обязательно предваряю исследовательскими заданиями с экскурсом в историю, что позволяет понять идейный замысел изучаемых произведений. В классах, где я работаю, многие дети посещают музыкальную, хореографическую школы, художественную школу им. Герасимова. Стараюсь использовать их творческие наклонности при подготовке и проведении уроков. Например, в десятом профильном классе при изучении рассказа А. Куприна «Гранатовый браслет» воспитанники музыкальной школы готовят к исполнению в классе фрагмент второй сонаты Бетховена, без волшебных живых звуков которой невозможно постичь идейный пафос произведения, его величие и глубину.
Иллюстрирование сцен и эпизодов художественных произведений карандашами и красками - одна из частых форм домашнего задания. Несколько лет назад мои ученики выполнили иллюстрации к произведениям М.Ю. Лермонтова с текстовым приложением к работе и стали участниками 1/4 финала IV Международного конкурса детского рисунка на лучшую открытку «Арт Город», который проходил в Санкт-Петербурге.
Если позволяет тема и логика урока, то мы прибегаем даже к такой форме подачи материала, как танцевальные миниатюры. Их представляют ученики хореографической школы. Подобные занятия становятся настоящими духовными актами, актами сотворчества. Средствами художественного слова, музыки, хореографии, изобразительного искусства ученики приобщаются к прекрасному».
Делиться наработанным опытом с коллегами - ещё одна задача настоящего специалиста. Татьяна Викторовна, руководя стажёрской площадкой и курируя деятельность школы-лаборатории, оказывает методическую помощь учителям школ города, района, области, студентам Педагогического института МичГАУ: проводит открытые уроки, выступает с докладами на научно-практических конференциях разного уровня, публикует научные разработки.
Современное образование тесно связано с внеурочной деятельностью, гармонично дополняющей теоретические знания, полученные на уроках. Созданная Т.В. Алексеевой творческая лаборатория «Юный филолог» настраивает ребят на глубокое и всестороннее исследование текстов изучаемых ими произведений. Подростки исподволь учатся искусству ведения диалога, творческой самостоятельности, бережному отношению к слову. Старшеклассники, проходя предпрофильную подготовку по предмету, знакомятся с более сложными научными формами, в частности, изучают авторский курс Татьяны Викторовны «Литература Тамбовской земли», основанный на материалах её же диссертационного исследования. Признание высоких результатов работы родительской, ученической и педагогической общественностью вылилось по итогам конкурса 2010 года в присвоение педагогу звания «Народный учитель Тамбовской области».
Неудивительно, что при такой активной профессиональной позиции список наград работника народного образования пополнился в 2012 году юбилейной медалью «75 лет Тамбовской области». Сама Татьяна Викторовна объясняет успех просто: «Мне так повезло с учителями! Их было немало. Среди первых имён назову Людмилу Михайловну Артёмову, любимую учительницу математики. В том, что я обрела такую же профессию, её роль, пожалуй, самая значительная. Затем идёт мой вузовский преподаватель Азалия Алексеевна Земляковская, научившая меня читать по-настоящему - видеть смыслы, связи, намёки, ассоциации… Неоценимую роль в моём профессиональном становлении сыграл научный руководитель в пору работы над диссертацией Владимир Евгеньевич Андреев, учёный, педагог, критик, литературовед. Ему я обязана обретением воли сделать себя лучше, погружением в атмосферу науки и культуры… Это и два моих директора - Александр Андреевич Толкачёв, бывший директор первой школы, и Валентина Анатольевна Кременецкая, нынешний директор. Они мои наставники, которые терпеливо и с верой развивали моё учительское начало, вели по сложным лабиринтам школы №1, обозначили второй период ученичества, не отмеченного дипломами и оценками, но ученичества настоящего, продолжающегося и по сей день. И теперь я понимаю, что самой большой наградой для учителя, признанием его успешности, профессиональной состоятельности является память учеников и их простые слова: «Мне так повезло с Учителем!».

Автор:Ирина Адам