Лента новостей
Статья14 января 2012, 01:00

О Русь, взмахни крылами

Территория бывшего Козловского мужского Свято-Троицкого монастыря  после его передачи в ведение ЦГЛ им. И.В. Мичурина.  На заднем плане - колокольня, башня и фрагмент стены.
Территория бывшего Козловского мужского Свято-Троицкого монастыря после его передачи в ведение ЦГЛ им. И.В. Мичурина. На заднем плане - колокольня, башня и фрагмент стены.

История и судьба Козловского Свято-Троицкого монастыря в какой-то мере могут быть показательны и поучительны для читателей "Мичуринской правды", наших современников, интересующихся былым нашего Отечества и задумывающихся о его настоящем и днях завтрашних. И о себе, душе своей - в них.

...Где-то в конце Горбачёвской сумятицы, а этот последний наш коммунистический вождь умудрился, ничтоже сумняшеся, ввергнуть в неё страну, позвонил мне в редакцию мой друг, научный сотрудник тогдашней ЦГЛ им. Мичурина (ныне НИИ генетики и селекции плодовых растений) Валентин Денисов:
- Если хочешь, приезжай, только не тяни - у нас тут "археологические раскопки" на месте Троицкого монастыря… Кое-что откопали любопытное…
…Валя не переживёт страны и развала её науки, грозившего поставить крест и на деле всей жизни этого незаурядного физиолога. В память о нём я напишу стихи, а в них такие строки: "Бедные страны, таланты где преданы,/ Бедная власть без царя в голове!..".
Я сумел закончить свои текущие газетные дела и с первым автобусом был за городом. Валентин Фёдорович встретил меня у помпезного, в духе сталинского ампира, здания ЦГЛ. И вот мы за корпусом, на задворках. Нечто вроде сарая, рядом с ним учёная братия, мужики из экспериментального хозяйства. Тут и другой мой приятель - доктор наук генетик Виктор Остапенко. Тоже давно, увы, покойный.
- Знаешь, что это? - спрашивает Денисов, кивая на какой-то довольно объёмистый, как показалось, ржавый обод в руках у человека с лопатой. - Часы, башенные, с колокольни монастырской церкви…
Смотрю на останки извлечённых из груды мусора старинных монастырских часов, невольно вслушиваюсь в разговоры "археологов":
- Почистить, починить знающим людям да поберечь, авось когда-нибудь заблаговестят, как в старину…
…Прошло с тех пор не менее четверти века. Медленно, но восстанавливается бывший Козловский Свято-Троицкий монастырь. Теснит бывшую ЦГЛ с его широко раскинутым хозяйством на месте древней дубравы. Собирается, насколько мне известно, тихо и деловито братство монашествующих под новой крышей, в начатках келий.
Мне и раньше приходилось писать об истории и судьбе старейшего на территории нашего Центрального Черноземья Козловского мужского Свято-Троицкого монастыря. Да только всё разрозненно, фрагментами по определённым поводам. К юбилею города, к примеру. Козлову-Мичуринску ведь уже под 400 лет (в 2035-м будет)…
Воспоминание о найденных остатках монастырских часов, о друзьях-товарищах учёных, продолжателях земного дела великого Мичурина на истово намоленной земле монахами-мужиками, людьми не от мира сего грешного, откликнулось в душе желанием вернуться к этой вечной теме.
И вот обращаюсь к летописи монастыря по архивам Тамбовской епархии (в сокращении) и частично к собственным моим старым журналистским материалам.
"…В 1627 году на высоком берегу реки Лесной Воронеж по именному указанию царя Михаила Фёдоровича Романова старцем Иосифом был основан мужской Троицкий монастырь. Обитель старца находилась посреди дубовой рощи на берегу реки, её противоположный берег называли "ногайской стороной". Сподвижниками старца были старцы Пафнутий, Агафоник и Нифонт. Монастырю были отведены лесные и сенные угодья, в 1635 году ему принадлежало семь крестьянских дворов. В 1636 году монахи получили благословение архиепископа Антония Рязанского на сооружение храма во имя Святой Троицы с приделом во имя Успения Пресвятой Богородицы. Первая церковь была деревянной и небольшой.
1 сентября 1635 года царь и великий князь Всея Руси Михаил Фёдорович повелел своим ясельничим и воеводам Ивану Биркину и Михаилу Спешневу ехать в Дикое поле и строить новый город Козлов как одно из звеньев в цепи городов Белгородской засечной черты. Тульская засечная уже не сдерживала натиска крымских и ногайских татар. "Ведомо нам учинилось, что степью меж Воронежских и Ценских верхов, мимо Урлапова городища приходят в Русь войною крымские и ногайские люди… и православных крестьян побивают и в полон емлют…".
Под личной опекой царя находилась Козловская обитель в 1641 году. По грамоте Михаила Фёдоровича монастырь получил "рыбные ловли и бобровые гоны" на Лесном Воронеже и место для постройки мельницы. Позже - участок земли вдоль берега для просушивания неводов и для причала.
К середине ХVII века Белгородская засечная черта была построена. Монастырь, расположенный с южной стороны Козлова, был вынужден принимать на себя тяжесть татарских и калмыцких набегов.
В первые годы своего существования обитель не была общежительной. "Братий было немногое число, кормился всяк собою", - сообщал позже в Пушкарский приказ в своей челобитной архимандрит Дорофей. С 1660 года игумен Кирилл "учинил общую трапезу", при нём же началось и большое каменное строительство. "Своею работой и добрым подвигом, - по словам архимандрита Дорофея, - построил Кирилл в монастыре каменного строения церковь Успения Пресвятой Богородицы, а под нею - другую церковь же великих чудотворцев Зосимы и Савватия Соловецких, и поварни и кельи, а около монастыря ограду каменную".
…Игумен Кирилл начал строительство и соборной церкви Животворящей Троицы "на погребах и сделал до прагов", то есть заложил фундамент. "Всех чинов люди" города Козлова, видя "большую добродетель и радения" игумена Кирилла, принимали участие в строительстве монастыря, многие для того, чтобы им в старости "в этом монастыре постригаться". В середине ХVII века там было двадцать монахов, вокруг монастыря селились монастырские служители, которые работали на пашне, сенокосах, в лесу и на мельнице, принадлежавших монастырю.
В 1658 году по просьбе игумена Дионисия монастырь получил право ловли рыбы в реках Иловай, Лесной и Польной Воронеж, а при игумене Кирилле - при Кривецком плёсе. В 1662 году монастырю было отведено подворье в Козлове. Переписная книга Троицкого монастыря содержит сведения о наличии во второй половине ХVII века у него бобровых гонов (урочищ в реках, где водились бобры и производилась их ловля). Они были обычным явлением в центральной, западной и южной полосе России. Доходы от этого промысла облагались оброком в пользу казны. В писцовой книге Разрядного приказа Белгородского стола записано, что в середине века монастырь владел землями на "ногайской стороне" реки, "около ржавца" (болота).
В 1667 году царь Алексей Михайлович Романов (сын Михаила Фёдоровича) прислал в монастырь принесённый ему из Афона "перст от Гроба Господня", частицы мощей апостолов Андрея, Тита, архидиакона Стефана, великомученика и Победоносца Георгия, великомученика и целителя Пантелеймона, мучениц Варвары и Феодосии и другие святыни.
В 1667 году было закончено строительство двухэтажной каменной церкви в честь Успения Пресвятой Богородицы…
В 1682 году повелением царя Фёдора Алексеевича была открыта Тамбовская епархия, а настоятели монастыря возведены в сан архимандрита…Тридцать человек братии было в тот год в монастыре: "…многие люди старые и в ваших, Государи, - обращался архимандрит Дорофей к царям Иоанну и Петру Алексеевичам с челобитной, - службах раненные". В этой челобитной в Пушкарский приказ архимандрит с братией просил выделить монастырю "железа пудов в четыреста" на завершение строительства соборной церкви, для чего "сараи и всякие заводы кирпичные готовы близко монастыря". Государи пожаловали монастырю 50 пудов "железа тянутого, саженного", - отмечено было в приходно-расходной книге Троицкого монастыря.

С 1684 года монастырь стал выплачивать в государеву казну "откупные деньги" за пользование рыбными "ухожами". 31 августа 1685 года в казну было уплачено 104 рубля 4 алтына…
"Что у пчёл в соту, то Зосима и Савватий дали", - известна была поговорка на Руси. Для козловских монахов монастырский пчельник (пасека) был второй статьёй регулярного дохода. Пасекой заведовал старец Илия. Она постоянно расширялась за счёт дарений жителей и постригавшихся в монахи. Немаловажной статьёй дохода была и плата окрестных жителей за пользование монастырской мельницей, обслуживаемой специально нанятыми работниками. На скотном дворе монастыря были лошади, коровы, куры.
Существенный процент дохода монастыря составляли пожертвования богомольцев, жителей Козлова и окрестных сёл. Монастырь был и культурным центром, покупал и продавал книги. В феврале 1682 года он приобрёл книгу святителя Григория Назианзина, христианского писателя IV века, борца против арианской ереси, за два с лишним рубля (средняя цена лошади). За три года в монастыре были проданы Требник, Служебник, Минея общая, Шестоднев "старой печати", Часослов.
Монахи часто ездили в Москву, преимущественно осенью и зимой. А в апреле-мае 1684 года в Козловском монастыре пребывал архимандрит Суздальского Спасо-Евфимиева монастыря Феодосий, который "служил всенощную о своём брате"…"
…Духовные поиски и устремления людей лежат на дороге к храму. Город Козлов закладывался и строился на дороге от храма. Почти за десятилетие до того, как пригожее Козлово урочище огласилось звуками строительного начинания, на западном пологом склоне холма, за могучей дубравой переходящего в небывалой красоты речную долину, уже стоял одинокий храм, поставленный монахом-схимником Иосифом. Тут же и келья старца.
Придут к Иосифу первые сподвижники по вечному поиску божественного откровения и смысла земного бытия старцы Пафнутий, Агафоник и Нифонт. Построят свои жилища-кельи, позаботятся о расширении обители для монашеского братства. Так что будет временный приют для посланцев юного царя Михаила, сына фактического правителя страны патриарха Филарета (он, как и царь, носил титул великого государя) - воеводы Ивана Биркина и Михаила Спешнева с людьми. Не монахи ли Троицкой обители станут проводниками государевых чиновников, их, говоря современным языком, консультантами в оценке урочища и его окрестностей как будущей строительной площадки?
Но не только духовной культурой замечателен был монастырь на Козловом холме. Он нёс крестьянам практические навыки разумного хозяйствования на земле, давал основы культурного земледелия, садоводства и пчеловодства. Пик активности в распространении сельскохозяйственных знаний для крестьян пришёлся на конец ХIХ, особенно начало ХХ века, когда столыпинская реформа освободила крестьян от круговой поруки архаичного общинного земледелия. Наглядный пример, как разводить и выращивать сады, получать хорошие урожаи яблок, груш и фруктов, давал великолепный монастырский сад. В советское время ему найдут применение при учреждении Генетической лаборатории И.В. Мичурина…
Ещё одно обстоятельство заставляет сожалеть о потере Козловской землёй Троицкого монастыря в безбожные советские времена - высокая художественная ценность всего архитектурного ансамбля обители, окончательно сложившегося к концу ХVIII столетия.
Одна из самых ранних на Тамбовской земле кирпичная Троицкая церковь выполнена была в стиле новгородского церковного зодчества ХII-ХIII веков и отличалась величавой простотой и монументальностью. Как отмечала в своей книге “Тамбовские православные храмы” краевед В.А. Кученкова, "...ни в ХVII, ни в последующих веках подобный архитектурный стиль не проявился ни в одной постройке Тамбовской губернии". Троицкий храм монастыря представлял собой грузный куб с единственной луковичной главкой на высоком круглом барабане. В конце ХVIII века церковь была заново отделана изнутри, стены расписаны, вызолочен иконостас, отреставрированы иконы. Здесь оберегались упомянутые выше в тексте архива Тамбовской епархии святыни, доставленные в 1667 году из Афона, и более поздние: храмовая икона Пресвятой Троицы в серебряной с позолотой ризе, местная икона Тихвинской Богоматери в серебряной с позолотой ризе чеканной работы, украшенной разными каменьями. На иконе - подписи десяти иноков от марта 1799 года, свидетельствующие о появлении Богородицы в монастыре в мае 1798 года.
Троицкий монастырь окружала напоминавшая крепостную высокая каменная стена длиной в 292 и высотой в пять с половиной саженей (сажень- 2,134 м) с бойницами, башнями, крытыми переходами и террасами. Композицию завершали две мощные двухэтажные угловые башни. В западной части стены располагалась монастырская колокольня, построенная на добровольные пожертвования жителей Козлова владимирским крестьянином Дементием Ютаковым в 1818-1820 годах. Это примечательное сооружение состояло из четырёх ярусов, каждый был оформлен декоративными колоннами, придававшими колокольне стремительность и праздничность. На уровне второго яруса гулко отсчитывали время часы.
Козловский Троицкий монастырь "... общество не сумело сохранить для потомков... Старинный памятник истории и культуры, простоявший на Козловской земле более двух столетий, был стёрт с её лица менее чем за тридцать лет", - с горечью заключает В.А. Кученкова. В 1918 году его имущество реквизировалось. Вторичное изъятие ценностей проводилось под предлогом помощи голодающим в 1921-1922 годах жёстко, под угрозой репрессий. Хотя в то же время "излишки хлеба" продавались большевиками за границу. Несмотря на занесение монастыря в список охраняемых государством памятников церковной старины в 1924 году, печальную участь его решила передача всего комплекса сооружений и угодий в ведение Питомника И.В Мичурина. Ещё в начале 50-х годов можно было видеть останки красавицы башни с часами, да сохранилась угловая башня стены и трапезная церкви, приспособленная под нужды научного учреждения. Вышедшим в этот период постановлением облисполкома варварское разрушение монастыря было довершено.
С Козловским Свято-Троицким монастырём связано имя одного из первых новомучеников Русской Православной церкви - святого Владимира, в миру Василия Никифоровича Богоявленского. Уроженец Козловского уезда, он, получив духовное образование, служил в ряде храмов Козлова, в том числе Покровском соборе. В 1886 году потрясённый смертью жены и ребёнка при вспышке холеры о. Василий Богоявленский похоронил их у стен Крестовоздвиженской церкви (уничтожена вместе с некрополем в 30-е годы) и принял иноческий постриг в Троицком монастыре, а спустя несколько лет в сане архимандрита был поставлен его настоятелем.
Митрополит Владимир занимал крупнейшие российские кафедры: Тифлисскую, Московскую, Санкт-Петербургскую, Киевскую, поэтому получил именование "всероссийского митрополита". В ноябре 1917 года митрополит Киевский и Галицкий Владимир в Москве, на Священном Соборе вручил первому со времён Петра Великого главе восстановленного Патриаршества в России - Тихону знаки высшей церковной власти. В феврале митрополит Владимир вернулся в Киев и принял мученическую смерть от рук большевиков у стен Киевской Лавры…
Вопреки тому, что в 1921 году заповедная дубовая роща, осенявшая монастырский комплекс, была переведена в разряд памятников природы, а сам монастырь три года спустя, в 1924-м, введён в списки памятников церковной старины, что должно было обеспечить ему охрану со стороны государства, - в 1926 году вся территория монастыря была передана в распоряжение Питомника плодовых сортов И.В. Мичурина.
В 1928 году монастырский некрополь подвергается разрушению, часовня над Святым колодцем и два яруса колокольни с часами и звонницей, часть монастырской стены разобраны. Кирпич, изготовленный при Иоанне, Петре Алексеевиче Романовых и Екатерине Второй, пошёл на хозяйственные нужды. Успенская церковь избежала этой участи, поскольку в ней был размещён музей ЦГЛ им. Мичурина, а в 60-х годах - увеселительное заведение - клуб.
Надо было смениться не только недолговечному социальному строю, просуществовавшему в ХХ веке всего лишь равное одной человеческой жизни время, чтобы восторжествовала подзабытая мысль: великой России было и есть что хранить. Вот уже полтора десятка лет идёт восстановление Троицкого монастыря Тамбовского Епархиального управления. Поднимаются свежей кладки стены обители, издали видна сияющая золотом маковка Успенской церкви, и её звонница созывает на молитву горожан и жителей окрестных сёл свидетельствуя - есть у обновляющейся России будущее, достойное великого прошлого!..
…5 апреля 2000 года Российская сельхозакадемия даёт согласие на передачу здания церкви со своего баланса на баланс Тамбовского епархиального управления.
25 марта 2000 года епископом Тамбовским и Мичуринским Феодосием настоятель Успенской церкви Троицкого монастыря с именем Амвросий был пострижен в иеромонахи и благословлён на возрождение Свято-Троицкого монастыря…
Так круг великой и сложной судьбы России замкнулся после очередной крутой спирали и в других парадоксальных исторических условиях, - применительно к Свято-Троицкому мужскому монастырю Козлова-Мичуринска, сойдясь в той же точке, что и в первой четверти ХVII века.
Что ж, большому кораблю - большого бы и куда более благополучного плавания в будущее, - то, что прозревали, ради счастья народа терпя лишения (а иные и нечеловеческие муки), наши святые провидцы в своём служении вере православной отцов и земле с названьем кратким - Русь.

Автор:Виктор Кострикин