Новые кадры, современные школы, творчество и репетиторство

12 декабря 2018, 11:32 703

Об этом и многом другом журналистам городских и районных СМИ рассказали на пресс-конференции, прошедшей в областной научной библиотеке 

© Мичуринская правда - http://www.michpravda.ru/ (12/12/2018 - 12:30)

Татьяна Котельникова.

На вопросы журналистов ответила начальник управления образования и науки области Татьяна Котельникова. Диалог коснулся самых различных тем и насущных проблем сферы образования.
В первую очередь Татьяна Петровна рассказала журналистам о реализации приоритетного национального проекта «Образование», который согласно майским указам Президента призван к 2024 году ввести Россию в пятёрку стран - лидеров по общему образованию.
Национальный проект включает десять самостоятельных проектов, один из которых - «Современная школа».
- Он предполагает строительство новых школ по всей области, масштаб которого будет зависеть от объёмов финального финансирования, - пояснила Татьяна Петровна. - Также проект предусматривает обновление материально-технической базы в существующих школах, при этом акцент делается на модернизации кабинетов технологии и информатики, внедрении инновационной информационной среды.
Следующее направление - развитие системы дополнительного образования, создание учреждений нового профиля, детских технопарков (их должно быть не менее четырёх в области). Для учеников отдалённых сельских школ планируется использовать возможности мобильного технопарка - автомобиля, оснащённого необходимым для проведения занятий оборудованием.
Важным аспектом является изменение перечня программ дополнительного образования. В городах и районах должны реализовываться направления, интересные детям, а не те, для которых есть кадры. Перечень таких привлекательных и перспективных программ будет сформирован к 2024 году.
Как отметила Татьяна Котельникова, одна из целей национального проекта - дать возможность развивать творческие и интеллектуальные способности детей. Чтобы выстраивать работу в этом направлении, планируется создать центр для работы с одарёнными детьми, который будет работать в формате федерального центра «Сириус». Центр будет тесно взаимодействовать с технопарками, учреждениями дополнительного образования и проводить краткосрочные профильные смены самых разных направленностей.
В рамках нацпроекта будет продолжено строительство новых детских садов и вывод из эксплуатации зданий, износ которых составил более 50 процентов. Поставлена задача построить 14 детских садов в городской и сельской местности области на более чем 3000 мест.
- Сегодня услуги ясельных групп не слишком востребованы, мамы предпочитают воспитывать детей до трёх лет дома, однако с созданием новых мест мы прогнозируем в ближайшее время увеличение популярности групп для детей в возрасте от двух месяцев до трёх лет, - отметила Татьяна Петровна.

- В области есть сёла и деревни, где в учебных заведениях, построенных с учётом современных требований, обучается всего около двух десятков учеников. Предполагалось, что в этих зданиях разместятся социокультурные комплексы, дома творчества. Каковы сегодня перспективы таких школ?
- Проекты создания социокультурных комплексов будут поддерживаться. Об этом, а также о возможности использования комплексного подхода в сельских школах говорил и губернатор Александр Никитин. Что касается вопроса, будут ли закрываться сельские школы из-за снижения количества учеников, то тут позиция губернатора достаточно жёсткая и однозначная - начальная школа должна быть в шаговой доступности от места проживания ученика.

- По какому принципу выбираются территории, на которых будут строиться новые школы?
- При определении объектов строительства в первую очередь рассматриваются демографическая ситуация и инвестиционные показатели. Новая современная школа должна появиться в каждом муниципальном образовании. Сроки зависят от того, когда та или иная территория войдёт в реализуемый проект. Как уже не раз говорилось, наша сегодняшняя задача - ликвидация второй смены в школах.

- Многих родителей волнует режим работы групп продлённого дня, которые переведены в разряд платных услуг…
- Сегодня в школах работают группы продлённого дня или полного дня. Действительно, за пребывание в группе продлённого дня законом предусматривается родительская плата за присмотр и уход. В это понятие входят питание и режимные моменты, таким образом, по сути, существенных изменений не произошло, так как школьные завтраки и обеды ранее также оплачивались. Когда родители записывают своего ребёнка в группу продлённого дня, они могут ознакомиться с перечнем платных образовательных услуг. Включать их в образовательный процесс своего ребёнка или нет - личный выбор каждого родителя.

- Каковы современные требования к трудовому воспитанию учащихся? Похоже, в современной школе ученики полностью избавлены от труда, даже от элементарной ежедневной уборки кабинета.
- Вопросы технологического трудового образования стоят очень остро. Материально-техническая база сильно устарела. Между тем уроки трудового образования - это подготовка учеников к реальной жизни. Поэтому в первую очередь в планах - совершенствование методики техобразования. Для этого будут использоваться ресурсы технопарков, средних профессиональных учреждений, параллельно будем обновлять материально-техническую базу школьных кабинетов технологии, причём не только традиционными станками и швейными машинами. Планируется ввести новые сегменты, такие как робототехника, IT-технологии, 3D-моделирование. Изменятся содержание и база уроков трудового воспитания. Что же касается уборки, которая ранее проводилась учениками по графику дежурств, считаю, что это должно остаться в прошлом. Дети должны учиться самообслуживанию и уметь уважать чужой труд. Но уборка кабинетов остаётся на усмотрение и добрую волю родителей.

- Ни для кого не секрет, что сейчас около 70 % школьников пользуются услугами репетиторов. Нередко учителя практикуют репетиторство у своих же учеников. Ваше отношение к этому?
- К сожалению, репетиторство очень прочно вошло в школьную жизнь. Ранее к нему прибегали, чтобы сдать вступительные экзамены в высшие учебные заведения. Теперь, когда Единый государственный экзамен совместил итоговую аттестацию со вступительными экзаменами, репетиторство опустилось в школу. Считаю, что идти на платные занятия к учителю, который не смог научить на уроке, в некоторой мере абсурдно. Занимаясь на уроках и выполняя домашнее задание, ребёнок должен был получить полный объём знаний. Однако нередко родители сами изначально предъявляют повышенные требования и приглашают репетитора с первого класса. Как правило, их мотивация основывается на желании с ранних лет воспитать ответственное отношение к учёбе. Репетиторство - хороший способ получить дополнительные, более глубокие знания, но усваивать школьную программу на дополнительных занятиях у своего же учителя за деньги считаю недопустимым.

- В сфере здравоохранения действуют программы «Земский доктор» и «Земский фельдшер», благодаря которым решается кадровая проблема. Могло бы введение аналогичных программ в образовательную отрасль сделать профессию педагога более востребованной, поднять её престиж?
- Действительно, необходимо поднимать авторитет учителя. В области проводятся конкурсы профмастерства, вводятся дополнительные меры поддержки. Согласно одному из выдвинутых тезисов профессия учителя теряет престиж из-за того, что не обеспечивает карьерного роста. Учитель на протяжении всего своего трудового пути остаётся учителем. Реализация федерального проекта «Учитель будущего» позволит ввести должности учитель-наставник и учитель-методист и создаст таким образом некоторую иерархию в педагогическом коллективе. Министерство просвещения разработает единую модель аттестации для работников образования и утвердит систему карьерного роста, которая будет учитывать достижения педагога.

- Как будет решаться вопрос с набором учителей в новые школы? Ведь высокотехнологичное оборудование потребует новых знаний.
- Конечно, новые школы оснащаются современным оборудованием, которое должно максимально использоваться. Но хочу отметить, что принципы работы с ним существенно не изменились, наши педагоги смогут быстро овладеть нужными навыками. В области ведётся серьёзная подготовка учителей. К решению этой задачи мы привлекаем институт повышения квалификации, используем партнёрские связи с университетом имени Державина, мичуринским аграрным университетом. Кроме того, при поставке нового оборудования в договоре всегда есть пункт, обязывающий поставщика провести мастер-классы по работе на нём.
- В школах введено изучение второго иностранного языка. Какие условия для этого планируется создать?
- Главная проблема в этом случае - нехватка квалифицированных кадров. В 2015-2017 годы были разработаны методы её решения, началась их реализация. Соответствующая специализация по преподаванию второго обязательного иностранного языка появилась в державинском университете, были приобретены учебники и иные электронные образовательные ресурсы. Таким образом, в скором времени проблема будет решена в полной мере. Сегодня предложено четыре модели обучения второму иностранному языку, различающиеся количеством лет изучения. Предпочитаемую модель школы выбирают самостоятельно.

- По поручению губернатора создана горячая линия для выявления фактов коррупции в школах и детских садах. Какие обращения поступили за последнее время?
- В управлении образования и науки очень серьёзно относятся к таким обращениям. Значительная их часть, конечно, связана с поборами. Эта наболевшая проблема представляет собой две различные ситации: когда родителей заставляют платить, невзирая на социальный статус, материальное состояние, и когда родительские комитеты сами инициируют сбор средств на какие-либо нужды. Хотелось бы призвать представителей родительских комитетов очень взвешенно оценивать целесообразность и обоснованность этих сборов, к примеру, касающихся приобретения одинаковых папок для уроков технологии, новогодних подарков или ремонта в группе детского сада, который подчас принято делать после каждого выпуска. Замечу, что материально-техническая база сегодня позволяет решать насущные проблемы в школах, не прибегая к помощи родителей.

- Несколько лет в регионе действует федеральный проект «Учитель для России». Что можно сказать о его реализации?
- Это очень интересный проект, который позволяет привлекать в сферу образования выпускников непрофильных вузов из других регионов. Сегодня 34 участника проекта работают в школах области, в том числе в Мичуринском районе. Молодые люди прошли соответствующую подготовку, они энергичны и целеустремлённы, разрабатывают собственные проекты, к примеру, в Мичуринском районе успешно реализуется социальный проект «История села». Кстати, нередки случаи, когда молодые специалисты остаются работать в школе после истечения срока договора. Таким образом решаются сразу две задачи: укрепление сферы образования молодыми и перспективными кадрами и повышение авторитета учительской профессии.