Но соразмерностей прекрасных в душе носил он идеал…

08 ноября 2016, 15:23 1384

Режиссёры - как волшебники, их невидимым в зрительном зале рукам и неслышимым репликам подчиняется театральное действо, каждый из актёров, занятый в спектакле. Режиссёров, которые поставили в нашем городском театре по спектаклю, по два - много. Режиссёров, оставивших след в душах зрителей, в истории театра, - гораздо меньше, каждый из них Мастер. Память о режиссёре - это часть нашей культуры.

© Мичуринская правда - http://www.michpravda.ru/ (11/08/2016 - 16:22)

Глеб Томилин.

Из золотого
поколения

Глеб Томилин родился в учительской семье в городе Минеральные Воды 25 октября 1921 года. Отец Константин Аркадьевич Томилин отличался чувством юмора и чадолюбием, творческими способностями. Его старший сын (брат Глеба) - известный композитор Виктор Томилин, выпускник Ленинградской консерватории, преподаватель училища при ней. Коллеги отмечали такие черты его личности, как «внутренняя чистота», «трезво-ироничный ум», склонность к юмору. Знавшие брата - Глеба Константиновича Томилина - могут сказать, что эти черты были присущи и ему самому. Брат пошёл добровольцем на войну, в начале декабря 1941 года погиб под Невской Дубровкой. В посёлке Дубровка Всеволожского района одна из улиц носит имя композитора и лейтенанта Виктора Томилина.
По времени своего рождения и Глеб Томилин принадлежал к золотому военному поколению наших отцов и дедов, которые на своих плечах (у Глеба Томилина они были не широкие и не борцовские!) вынесли неимоверную тяжесть борьбы с фашистскими нелюдями в течение 1418 военных дней, каждый из которых был и мукой, и подвигом. Ему пришлось воевать в составе Первой Кировской дивизии народного ополчения, которую сформировали в июле 1941 года из рабочих Кировского района Ленинграда. Третий полк составили добровольцы, среди которых находился и Глеб Томилин, перешедший на второй курс студент театрального института.
12 тысяч ополченцев направили защищать подступы к Ленинграду, а защищать было, по сути, нечем: не хватало пулемётов и винтовок, не доставало противотанковых гранат. В боях июля-августа 1941-го полегла почти вся дивизия, но ополченцы, не прошедшие даже минимальной солдатской подготовки, на целый месяц задержали кровавого врага на знаменитом Лужском рубеже. Память о войне Глеб Томилин носил в своём теле до конца жизни (10 октября 1995 года). В память о воинской доблести в 1985 году в честь 40-летия Победы над фашизмом грудь Глеба Томилина украсил орден Отечественной войны второй степени.

Театральные
странствия

Учёба в театральном институте растянулась на долгие семь лет. Какие мастера делились со студентами военных лет секретами профессии! Среди них были народный артист СССР В.В. Меркурьев и его жена И.В. Мейерхольд-Меркурьева. Занятия по сценической речи вёл актёр, чтец-импровизатор, литератор Владимир Сладкопевцев, а основам режиссуры учил видный деятель советского детского театра народный артист СССР Леонид Макарьев. Учёба у мэтра отозвалась в судьбе Томилина любовью к детскому театру.
История его театральных странствий начиналась в далёком 1947 году, когда выпускник Ленинградского института стал режиссёром Тюменского театра, где в его спектаклях был занят тогда молодой Евгений Матвеев. Спустя годы уже маститый артист и режиссёр народный артист СССР Е.С. Матвеев поздравлял своего первого режиссёра с присуждением ему Государственной премии имени К.С. Станиславского за спектакль «Белый пожар». А позже были ещё Тобольск, где он первый раз работал художественным руководителем, Новосибирск, Новочеркасск…
В середине 1950-х годов Глеб Томилин работал режиссёром Бийского драматического театра и Бийской студии телевидения. В своей деятельности так проявил себя, что руководство Алтайского края поручило ему основать новый театр.
Так в сентябре 1958 года он стал основателем Барнаульского ТЮЗа. Газетные подшивки хранят рецензии на первые спектакли театра, доносят до нас незабываемые впечатления от поставленных Глебом Томилиным спектаклей, жар дискуссий. В далёкой от нас столице Алтая помнят и чтят Г.К. Томилина как отца-основателя театра, в энциклопедии «Барнаул» опубликована статья о режиссёре Г.К. Томилине. В музее театра имеется экспозиция, ему посвящённая.

Очарованная
спутница

Когда всматриваешься в строки театральной биографии Глеба Константиновича, то понимаешь, с каким напряжением жил этот вовсе не богатырского здоровья человек, всего себя отдавая любимому искусству. Театр для него был всем: и домом, и работой, и отдыхом, и дружбой с интереснейшими людьми. Молоденькая актриса Татьяна Николаева уехала за очаровавшим её режиссёром на край света - из Ленинграда в Барнаул, и почти 40 лет шла по жизни с Глебом Томилиным, мужем, режиссёром, Человеком. Делила с ним и радости, и трудности театрального кочевья по просторам Родины: от Барнаула до Ленинабада в Таджикистане, от Уссурийска, где Глеб Томилин возглавлял Драматический театр Краснознамённого Дальневосточного военного округа, до Дзержинска в Горьковской области.
В 1976 году режиссёр Г.К. Томилин и актриса Т.Ф. Николаева приехали в Мичуринск, здесь Глеб Константинович возглавил Мичуринский драматический театр, а его жена стала ведущей актрисой театра. Заслуженная артистка Россия Т.Ф. Николаева много лет является украшением мичуринской сцены. В прошлом году ей была присуждена премия Правительства России имени Ф.Г. Волкова.


На мичуринской
земле

Работа Г.К. Томилина в Мичуринском театре (1976-1984) - особая страница. Мы стали свидетелями творческой щедрости Мастера, который проявил себя в постановках спектаклей по У. Шекспиру, Б. Брехту, В. Маяковскому, Л. Толстому, М. Лермонтову, по пьесам современных драматургов. Привлекал материал новый, ранее не интересовавший театральных режиссёров. Так на мичуринской сцене был поставлен спектакль по пьесе Л.Н. Толстого «Первый винокур». Так блеснула сатирическими красками на нашей сцене поэма М.Ю. Лермонтова «Тамбовская казначейша» в спектакле, созданном Г.К. Томилиным на основе им же написанной пьесы. Привлекал в театр столичных режиссёров (Т.А. Солошек), столичных артистов (с мичуринскими артистами в спектаклях играли великие Татьяна Пельтцер, Василий Лановой, Андрей Миронов).
Ещё на Алтае Глеб Томилин написал первую свою пьесу «Шёлковая кисточка», которая шла в нескольких кукольных театрах, позже им были написаны композиции по поэмам А.Т. Твардовского «Василий Тёркин» и «Тёркин на том свете». В Мичуринске список драматических сочинений Г.К. Томилина пополнился: комедия-лубок «Два Петра», композиция по сказкам К. Чуковского «Слава, слава Айболиту!», пьеса о дружбе-любви Марины Цветаевой, Пастернака и Рильке, композиции о творчестве Сергея Есенина, Михаила Зощенко и другие. Часть из них шла на сцене нашего театра, часть - во время работы Г.К. Томилина с народным студенческим театром Плодоовощного института имени И.В. Мичурина.

С Твардовским
яблони сажали…

В конце 1980-х годов Глеб Константинович поставил в студенческом театре давно желанную вещь - поэму «Тёркин на том свете» по своей композиции. На репетициях этого спектакля было заметно, как внутреннее горение режиссёра передалось и молодым исполнителям. На премьере мне стало понятно, что спектакль надо показать на родине Александра Твардовского. Ректор института А.И. Завражнов выделил деньги для артистов-студентов своего вуза, студентам филфака педагогического института, участникам руководимого мной спецсеминара по А. Твардовскому, тоже разрешили поехать на Смоленскую землю.
Что за чудесная была творческая поездка! Студенческий театр с Глебом Константиновичем дал три спектакля - в селе Сельцо рядом с хутором Загорье, где родился А.Т. Твардовский, в районном центре Починок, а также в Смоленске для студентов и преподавателей Смоленского пединститута. Никогда не забыть встречу двух фронтовиков Глеба Томилина и Ивана Твардовского, изведавшего, помимо военных испытаний, ещё и ужасы сталинского ГУЛАГа, а в это время восстанавливавшего свой родной хутор. Все вместе - студенты двух вузов, Иван Твардовский, Глеб Томилин, автор этих строк - на возрождающемся хуторе Загорье сажали яблони в новом саду.

По страницам
творчества
Боратынского

Глеб Константинович был заряжен творчеством до последних дней жизни. В 1993 году во время нашей беседы о проблемах увековечения памяти Е.А. Боратынского, великого поэта, уроженца Тамбовской земли, он вызвался написать композицию по его стихам и письмам, а в 1994 году к 150-летию со дня смерти поэта осуществил эту идею с артистами нашего театра Татьяной Николаевой, Юрием Логиновским и студентами филфака МГПИ.
Спектакль получился необыкновенно трогательный, волнующий зрителей дивными стихами Боратынского, талантливым их прочтением. Артистам и их наставнику Г.К. Томилину в Мичуринске аплодировали участники Боратынских научных чтений во главе с поэтессой Тамарой Жирмунской и профессорами МГУ С.В. Калачёвой и А.И. Журавлёвой. В Москве спектакль мичуринцев в декабре 1994 года прошёл на сцене Центрального дома работников искусств, где получил высокую оценку Т.А. Жирмунской, профессоров Е.Н. Лебедева, А.М. Пескова, Г.В. Чагина, потомка Боратынского московского живописца Д.Н. Алексеева.
Спектакль о Боратынском его автор Глеб Константинович Томилин назвал строкой из его стихотворения «…Но соразмерностей прекрасных в душе носил я идеал». Часто считают Боратынского певцом раздвоенности, певцом противоречий, а Глебу Томилину удалось высветить в своём спектакле о поэте совсем другое: гармоничность внутреннего мира. Эти строки Боратынского, мне кажется, выражают и внутренний облик режиссёра и писателя Глеба Константиновича Томилина.