Лента новостей
Статья9 октября 2018, 13:35

Николай Елесин: «Мичуринский театр стал серьёзной частью моей жизни»

Через неделю Мичуринский драматический театр откроет свой 122-й сезон. Если минувший театральный год можно было назвать сезоном комедии, то нынешний обещает стать сезоном классики. О некоторых его тайнах и сюрпризах в своём интервью «Мичуринской правде» рассказал главный режиссёр театра Николай Елесин.

Николай Елесин: «Мичуринский театр  стал серьёзной частью моей жизни»

-Николай Глебович, какие дороги вновь привели вас в наш театр?
- Моё знакомство с мичуринским театром началось в 2009 году. В течение трёх лет я возглавлял его творческую часть, работал с актёрами, позже перешёл в областной театр. Постепенно приходило осознание того, что именно мичуринский театр может дать режиссёру максимум возможностей для воплощения творческих идей. Здесь очень сильная труппа, в которой есть как молодые актёры, так и мощный костяк именитых, заслуженных артистов. И все они работают очень самоотверженно, не считаясь с личным временем и не глядя на часы. Поэтому, когда поступило предложение вновь занять пост главного режиссёра театра, я без колебаний согласился.
Мичуринский театр стал серьёзной частью моей творческой жизни. Работа здесь приносила живой зрительский отклик, надеюсь, что и сейчас нам удастся поймать настроение, быть на одной волне со зрителем.

- Вы работаете над серьёзным материалом венгерского драматурга Иштвана Эркеня. Почему выбор пал именно на пьесу «Кошки-мышки»?
- Пожалуй, причин тому несколько. Во-первых, Иштван Эркень, по моему мнению, величайший драматург, чьи пьесы должны быть в репертуаре каждого театра. В театральных кругах Венгрии его ценят так же, как у нас Антона Павловича Чехова. Забегая вперёд, скажу, что когда на сценах российских театров идёт спектакль по пьесе Эркеня, в зрительном зале всегда присутствуют представители Венгрии. Вот и в этот раз мы ожидаем увидеть на нашей премьере чрезвычайного полномочного посла Венгерской Республики в России Иштвана Ийдярто.
Во-вторых, пьеса представляет собой благодатную почву для возрастных актёров. С одной стороны, этот спектакль, построенный на воспоминаниях двух пожилых женщин, даёт возможность раскрыться, с другой, бросает вызов сложностью материала. Главную роль Эржи исполняет заслуженная артистка России Татьяна Николаева, её героиня постоянно на сцене, к ней приковано внимание зрителей, и вместе с тем это спектакль-комедия, который должен быть лёгким, мозаичным, сотканным из музыкальных воспоминаний и пластических движений. Он должен раскрыть главную идею - никогда не поздно начать всё с начала. По сути, это спектакль о жажде жизни. Удалось ли нам в полной мере раскрыть глубину замысла венгерского драматурга, узнаем после премьеры, которая состоится через несколько дней после открытия нового театрального сезона на камерной сцене.

- Поделитесь своими дальнейшими творческими планами.
- После премьеры «Кошки-мышки» начинаем работу над пьесой Александра Володина «Моя старшая сестра». Все мы помним одноимённый фильм с Татьяной Дорониной в главной роли. Прошло много лет с той поры, когда эта лента собирала полные кинозалы, изменились мы, изменились обстоятельства и наше отношение к этим обстоятельствам. Спектакль «Старшая сестра» станет попыткой прочесть эту историю с позиции дня сегодняшнего, но без перенесения её героев в наше время. В каких-то моментах эту постановку от фильма будет отличать более жёсткая или более ироничная трактовка и в целом иная оценка действий героев. Премьера планируется на конец ноября, после чего я уступаю сцену московскому режиссёру Людмиле Макеевой, которая будет работать над новогодней кампанией «Кто поедет в Новый год». Знакомство с ней состоялось, надеемся получить в результате яркий и интересный проект.

- А что, на ваш взгляд, делает проект ярким и интересным?
- Думаю, сценическую работу можно назвать удачной, когда режиссёр исследует ситуацию изнутри и помогает актёру раскрыть глубину, о которой он сам, возможно, не подозревает. В Мичуринске есть такие классные актёры, которые таят в себе загадки, с которыми хочется работать. Полностью погружаясь в образ, они ищут сердцевину характера персонажа. Они поистине скрывают в себе бездны таланта, которые обрушиваются на зрителя и словно выдёргивают его из реального мира в тот мир, который актёр создаёт на сцене. Это похоже на чудо, когда сидящего в непринуждённой позе в удобном кресле зрителя вдруг настолько притягивает сцена, что он забывает о времени и погружается в театральное действо. Нашим актёрам по силам это волшебство.
Иногда говорят - в театре хорошо всё, кроме скуки. Так вот, мне не скучно с мичуринскими актёрами. Чем больше я работаю в театре, тем бездоннее мне кажется это искусство, тем ценнее те мгновения режиссёрского счастья, которые испытываешь, когда вместе с актёрами пройден большой и сложный путь от первой репетиции до премьеры, а новый ещё не начат.
Не могу не отметить, с каким большим вниманием и пониманием к режиссёрским замыслам относится директор театра Галина Попова. В её руководстве нет диктата - поставить именно этот материал к такому-то сроку... В мичуринском театре режиссёры обретают ту степень свободы, которая помогает творить и добиваться результата, и в этом случае Галина Николаевна - один из самых чутких и благодарных зрителей.

Прямая речь

Галина ПОПОВА, директор театра:

- В 122-й сезон мы вступаем с боевым настроением. Если лето было ознаменовано работой с очень интересным московским режиссёром из театра Романа Виктюка Андреем Боровиковым, то осень стала для нас туром гастролей. Как известно, мы открываем свой сезон премьерой «Последняя ночь Дон Жуана» по пьесе Эмманюэля Шмитта. К премьере всё готово - декорации, костюмы. Кстати, так как в спектакле много женских ролей, нарядам мы уделили особое внимание, все костюмы сшиты в мастерской Валентина Юдашкина.
Уверена, это будет неожиданный спектакль, спектакль-сюрприз. Вынести свой вердикт зрители смогут 13 и 14 октября.
Также нельзя не сказать, что мы рады возвращению в наш театр Николая Глебовича Елесина. Ему по силам создавать спектакли, которые обречены на долгую творческую жизнь. Яркие примеры тому - «Эдит Пиаф», «Небесный тихоход», «Нас обвенчает прилив».


Автор:Елена Потапова