Лента новостей
Статья30 июня 2009, 01:00

Не падать духом

Несмотря на экономические сложности, Мичуринские автомобилестроители смотрят в будущее с оптимизмом. Много слухов ходит по городу относительно одного из немногих оставшихся в Мичуринске промышленных предприятий - ЗАО "Мичуринский автобус". Чтобы развеять их и рассказать об истинном положении на бывшем авторемонтном заводе, мы встретились с его руководителем В.П. Куликовым.


- Наше финансовое положение действительно довольно сложное, - начал Владимир Павлович. - Проистекает оно из падения объёмов производства. Если в прошлом году мы собирали ежемесячно в среднем по 15 автобусов различных моделей (их у нас пять), то с начала текущего года всего по три автобуса. А в итоге задержка с выплатой заработной платы (она составляет в среднем два месяца), задолженность по оплате налогов.


- В чём причина такой ситуации?


- Это результат финансово-экономического кризиса. Дело в том, что поскольку наши мощности рассчитаны на небольшой объём производства, мы не в состоянии выполнять крупномасштабные государственные заказы, и основные потребители нашей продукции - частные предприниматели. Но кризис коснулся и их - теперь у них нет денег на покупку наших автобусов. А расценки такие: малый автобус типа "пазика" стоит 1 миллион 200 тысяч рублей, большой типа ЛиАЗ - 2 миллиона 700 тысяч рублей. Выложить столько денег предприниматель не только сейчас, но и раньше не мог. Но тогда он имел возможность взять кредит - ставка рефинансирования позволяла. Теперь, когда она увеличилась до 24 процентов, это стало невозможно. Мало кто может себе позволить делать такие покупки. Нужно также учитывать то, что раньше кредит окупался за три года, теперь гораздо дольше. Кроме того, ужесточились условия залога под кредит. Всё это в итоге отрицательно сказалось на нашей работе.


- Отразилась ли такая ситуация на трудовом коллективе?


- Мы были вынуждены пойти на непопулярную меру - сокращение персонала. Если в 2008 году на заводе трудилось 320 человек, то сейчас - 200. Сокращение очень значительное, но даже оно не позволило достигнуть баланса, при котором обеспечивается безубыточное производство. Чтобы добиться рентабельности, нужно либо наращивать объёмы производства, либо ещё более сокращать персонал. Но мы не можем пойти на такую крайнюю меру: допустим, завтра для нас "ярко засветит солнце", и потребуются дополнительные квалифицированные кадры, а их не окажется, и возникнет серьёзная проблема. Чтобы избежать её, мы стараемся сохранить трудовой коллектив.


- Действительно, на трёх автобусах далеко не уедешь. И тем не менее как вам удаётся сводить концы с концами, избегая банкротства?


- Нам самим такое не по силам. Мы всё ещё держимся на плаву благодаря ЗАО "Росавтомаш", в структуру которого входит ЗАО "Мичуринский автобус". "Росавтомаш" обеспечивает нас комплектующими и материалами, пополняет фонд заработной платы, одним словом, вкладывает в нас деньги, в среднем полтора миллиона рублей в месяц. Делается это для того, чтобы сохранить производство и коллектив специалистов. Ведь не вечно будут продолжаться такие трудные времена.


- Возможно, ждать, когда пройдёт кризис, придётся долго. Какие предпринимаются шаги для снижения его негативного воздействия?


- Чтобы сохранить коллектив, мы перешли со сдельной на повремённую систему оплаты труда. При этом зарплата не зависит от количества выпускаемых автобусов. То есть независимо от конечного результата рабочие получают твёрдый оклад. Более эффективному использованию производственного потенциала и возможностей персонала предприятия будет способствовать передача нам производства воздушных насосов для автомобильной техники. Этим делом занимаются 20 рабочих. Такой же цели служит заказ Калининградской области на изготовление комбайнов для переработки отходов мягкой кровли. Ежемесячно делаем по три комбайна. Этим занимаются 15 рабочих. А в августе приступим к изготовлению инвалидных колясок шести модификаций. Их производство переводится к нам головной организацией - ЗАО "Росавтомаш" из Владимира. Предполагается выпускать до 260 колясок в месяц, что позволит обеспечить работой ещё 20 человек. В настоящее время оборудуется участок под это производство. Наконец, по прогнозу в июле нам предстоит собрать шесть автобусов. Для выполнения работы потребуются дополнительные специалисты. Так что, как видите, не всё плохо.


- В средствах массовой информации много говорится о государственной поддержке отечественных товаропроизводителей в период кризиса. Вы получаете такую помощь?


- В настоящее время действует федеральная программа обеспечения субъектов Российской Федерации коммунальной техникой, к которой относятся и автобусы. Мы вполне могли бы войти в эту программу. Для этого нужно, чтобы администрация Тамбовской области подала соответствующую заявку в Министерство торговли. Согласно этой программе субъекты федерации платят за приобретаемую технику всего 30 процентов от её стоимости, остальные расходы берёт на себя государство. При таком раскладе заказов на наши автобусы было бы, конечно, больше. Мичуринские автобусы бегают во Владимире, в Иванове, Новосибирске, их охотно покупает Киев. По областному центру ходит всего пять наших автобусов. Тамбов отдаёт предпочтение ЛиАЗам, забывая о том, что совсем рядом находится производитель автобусов такого же класса. Это можно сказать и о Мичуринске, и о других городах региона. В связи с этим мы очень рассчитываем на соответствующую поддержку со стороны руководства города и области.


- Какая ситуация у ваших конкурентов?


- На Ликинском автобусном заводе также отмечалось существенное падение объёмов производства. Если в 2008 году там выпускалось 400 машин в месяц, то в этом году цифры гораздо менее внушительные: май - 30, июнь - 55, план на июль - 110. И это притом, что нас с ними сравнивать нельзя, ведь они входят в мощную промышленно-финансовую группу "Русский автобус".


- А "Газели" составляют вам конкуренцию?


- Я бы этого не сказал. Экономически микроавтобус невыгоден. Он вмещает максимум 12 пассажиров, наш малый автобус типа "пазика" - 46-50. "Газель" потребляет 16 литров бензина на 100 километров пробега, наш автобус, работающий на дизельном топливе, - 18 литров. Так что будущее - за автобусами.


- Какое настроение в коллективе машиностроителей?


- Несмотря на трудности, на то, что работаем с убытком, духом не падаем.


- Спасибо за содержательную беседу.

Автор:Владимир Кужелев