Лента новостей
Статья18 февраля 2014, 01:00

Напёрсточники и коробейники ушли в прошлое

А.А. Ламонов. Фото Ирины Адам.
А.А. Ламонов. Фото Ирины Адам.

История транспортной полиции началась беспокойной зимой 1919 года с постановления ВЦИК РСФСР «Об организации железнодорожной милиции и железнодорожной охраны» и положения «О рабоче-крестьянской железнодорожной милиции», принятых 18 февраля. Первоначально управление железнодорожной милицией осуществлялось по территориальному принципу, то есть в составе губернских и уездных органов милиции были соответствующие отделы. Однако вскоре на каждой железной дороге было создано линейное управление, но право ревизии и контроля сохранялось за местным исполкомом.

В музейной комнате линейного отдела МВД России на станции Мичуринск хранятся документы и фотографии разных периодов. На чёрно-белых снимках - строгие лица мужчин в погонах. За 95 лет существования подразделения не только мирными были будни транспортных милиционеров. Отдельный стенд экспозиции посвящён героическим событиям сороковых годов, а на противоположной стороне - тоже боевые награды, только датированы они серединой девяностых. Офицеры получили их в мирное время за опасные командировки на Северный Кавказ. Один из тех, кому пришлось побывать в горячей точке, - начальник ЛОВД на станции Мичуринск полковник полиции А.А. Ламонов. Он с ноября 2000 года по февраль 2001 года командовал сводным отрядом милиции Юго-Восточного управления внутренних дел на транспорте по восстановлению конституционного порядка в Чеченской Республике. В ходе одной из боевых операций в результате взрыва радиоуправляемого фугаса А.А. Ламонов получил тяжёлое ранение и контузию. Военный опыт, по признанию самого Алексея Алексеевича, научил его ещё больше беречь личный состав, всячески заботиться о подчинённых.
С каждым десятилетием всё весомее техническая составляющая розыскной деятельности. Компьютерная и видеотехника, экспертно-криминалистическое оборудование оказывают неоценимую услугу специалистам в сборе важной информации. И это не прихоть, а суровая необходимость. Сотрудники ЛОВД отмечают, что современная преступность стала более изощрённой.
«Время не может не накладывать отпечаток на криминальную сферу: в эпоху тотального дефицита товаров в стране предметом кражи становилось буквально всё, начиная с продуктов и заканчивая автотранспортом, - вспоминает А.А. Ламонов, пять лет занимавший должность инспектора по борьбе с хищениями грузов. – Во время стоянок воры умудрялись угонять с грузовых составов тяжёлую мототехнику, а не то что стиральные машины и телевизоры. Количество таких преступлений было значительным. С приходом двухтысячных железнодорожные грузоперевозки сократились (значительную часть товаров перевозят по автомобильным дорогам). Сегодня в поле зрения уголовников попадают мобильные телефоны, планшеты. Особую категорию злоумышленников составляют охотники за цветным металлом. Они крадут детали железнодорожного полотна, что чревато серьёзными последствиями вплоть до крушения поезда. Когда-то Чехов описал судебный процесс над простодушным крестьянином Денисом Григорьевым, открутившим в хозяйственных целях несколько гаек, соединяющих рельсы. За такую провинность в царской России была предусмотрена ссылка и каторжные работы, в Советском Союзе - тюрьма, а в начале XXI века - лишь условный срок заключения».
Незаметно ушли в прошлое мошенники-напёрсточники, вороватые цыгане, глухонемые коробейники, торговцы-индивидуалы с вёдрами яблок и картошки. Это произошло благодаря изменениям в законодательстве. Для предотвращения новых преступных деяний сотрудники линейного отдела совершают еженедельные профилактические рейды на станциях, в электропоездах, на перегонах, круглосуточно охраняют здания вокзалов, контролируют детскую безнадзорность.
Представители правоохранительных органов навещают детей-сирот, не оставляют без внимания членов семей погибших сослуживцев. Вот и сегодня они соберутся тесным кругом, поздравят ветеранов и личный состав отдела, вручат самым достойным памятные знаки «95 лет органам внутренних дел на транспорте». Пусть в дальнейшей работе сотрудников линейного отдела внутренних дел будет меньше опасных эпизодов и из всех видов операций останутся востребованы лишь профилактические.

Автор:Ирина Адам