Налоговое бремя

20 мая 2009, 23:00 1885

В редакцию пришло письмо от жителей микрорайона Кочетовка-3 А.Н. Конюхова, К.Н. Блинниковой, Н.В. Нестерова, И.С. Истомина, И.И. Воробьёва и других (всего 19 подписей).
Если до 2007 года мы получали уголь на складе и с нас сразу брали плату за уголь и 13% налога, то с 1.01.2007 года 13% мы должны оплачивать в ИФНС лишь через год. Но об этом никто не удосужился нам объявить. Некоторым пенсионерам извещение на уплату налога не присылали, а пени уже выросли в немалую сумму. Квитанцию на пени принесли.
Точно такая же картина повторилась и в 2008 году. Мы старые люди, в основном инвалиды, ходим по скользким дорогам города в налоговую инспекцию по 5-10 раз, кто хромой, кто слепой, у кого давление не в норме. Да ещё до города надо доехать на автобусе №9, в котором постоянно много пассажиров. Вынуждены стоять в очередях 2-3 часа, при этом нас посылают из кабинета в кабинет. А ещё декларацию надо заполнить, за которую необходимо заплатить 138 рублей. Кто-то получает большую пенсию, а кто-то - маленькую. И кому пришло в голову издеваться над старыми инвалидами?
Почему нельзя сделать так же, как с налогом на землю? Выписать квитанции на уголь и разослать по адресам, а мы оплатим в сберкассе.
Просим решить этот вопрос положительно".
За разъяснениями мы обратились к начальнику Инспекции ФНС по г. Мичуринску Тамбовской области Елене Ивановне Елисеевой. Вот что она ответила.
На вашу просьбу прокомментировать письмо читателей по вопросу исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц Инспекция ФНС России по г. Мичуринску сообщает, что в соответствии со ст. 210, 211 НК РФ доходы налогоплательщика, полученные как в денежной, так и в натуральной форме, учитываются при определении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц. Так, в соответствии с пп. 1, 2 п. 2 ст. 211 к доходам, полученным в натуральной форме, в частности, относятся оплата (полностью или частично) за налогоплательщика организацией товаров (работ, услуг) в интересах налогоплательщика; оказанные в интересах налогоплательщика услуги на безвозмездной основе или с частичной оплатой (т.е. выдача угля, билетов, оплата медикаментов, обучения и т.п.). И в случае невозможности удержания суммы налога непосредственно из доходов налогоплательщика указанная сумма передаётся на взыскание в налоговый орган.
Необходимо отметить, что если исчисление суммы земельного налога (в т.ч. авансовых платежей по налогу), подлежащей уплате в бюджет налогоплательщиками - физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, возложено в соответствии с п. 3 ст. 396 НК РФ на налоговые органы, и в соответствии с п. 4 ст. 397 НК РФ в данном случае налог и авансовые платежи по налогу уплачиваются на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом, то в изложенной ситуации в соответствии с п. 2 пп. 4 п. 1 ст. 228 НК РФ налогоплательщики - физические лица, получающие доходы, с которых не был удержан налог налоговыми агентами, самостоятельно исчисляют суммы налога, подлежащие уплате в соответствующий бюджет. И в соответствии с п. 3 ст. 228, п. 1 ст. 229 НК РФ не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, представляется налоговая декларация.
В соответствии с п. 6 ст. 227 НК РФ общая сумма налога, подлежащая уплате в соответствующий бюджет, исчисленная в соответствии с налоговой декларацией, уплачивается по месту учёта налогоплательщика в срок не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Дополнительно сообщаем, что за несвоевременную уплату налога в соответствии со ст. 75 НК РФ начисляются пени за каждый календарный день просрочки в процентах от неуплаченной суммы налога, и за несвоевременное представление налоговой декларации в соответствии со ст. 119 НК РФ предусмотрена налоговая ответственность в процентном соотношении от суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основе налоговой декларации.
ОТ РЕДАКЦИИ. Из ответа Елены Ивановны можно понять, что действия Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Мичуринску по исчислению налога на доходы физических лиц законны. Однако и возмущения пожилых людей вполне обоснованы. К сожалению, сложившаяся система не облегчает их жизни, а необходимость поездок в общественном транспорте для посещения государственного учреждения и утомительное стояние в очередях становится для них суровой неизбежной реальностью.