Лента новостей
Статья11 октября 2014, 01:00

"Накорми голодного, обогрей холодного, батюшка Серафим..."

Свято-Троицкий собор. Неиссякаем людской поток к мощам предивного старца. Фото Марины Чесноковой.
Свято-Троицкий собор. Неиссякаем людской поток к мощам предивного старца. Фото Марины Чесноковой.

«Избранный чудотворче и предивный угодниче Христов, скорый помощниче и молитвенниче наш, преподобне отче Серафиме! Величающе прославльшаго тя Господа, воспеваем ти похвальная. Ты же, имеяй велие дерзновение ко Господу, от всяких нас бед свободи, зовущих:
Радуйся, преподобне Серафиме, Саровский чудотворче...».

Разносятся ветром в тишине раннего утра по Дивеевской обители эти благодарственные слова из акафиста преподобному Серафиму Саровскому, звучащие из Свято-Троицкого собора, в котором нашли последний приют мощи великого старца. Журчит студёная водица, впитывающая в себя ежедневно драгоценные глаголы молитовки в беседочке рядом с собором, утоляет жажду страждущим. Поклониться тебе, батюшка, выстроились в длинную очередь паломники из разных уголков страны. Спустя долгие годы сбылась и моя детская мечта побывать в Дивеево. Бабушка мне много рассказывала о великом подвижнике духа - саровском чудотворце, а старенькая, почерневшая от времени икона Серафима Саровского досталась мне от неё в наследство. Хорошо-то как у тебя в гостях, батюшка Серафим. Вся суета проблемной мирской жизни осталась далеко за воротами обители.
Есть места на земле, где материальное соединяется с духовным. Четвёртым Уделом Богородицы считается Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь, находящийся под Её особым покровительством. Обещала она ежедневно навещать каждый из Уделов.
Аккуратно стриженые газоны с яркими цветниками - шедеврами ландшафтного дизайна, заботливыми руками ухоженные яблоневые сады и земляничные поляны - всё это гармонично сочетается с величавыми соборами монастыря, куполами уходящими в небо.
«Братья и сестры, не хотите ли потрудиться во славу Божию? Сам батюшка Серафим благословляет вас на труды», - обращаются к паломникам монахини монастыря. Стыдливо отворачиваются головы. Да и как бы всё успеть, очень ограничены мы во времени. Но как-то неудобно стало: слишком уж потребительски получается - ищем утешения и благодати, ничего не отдавая взамен. После очередной просьбы не выдерживаю - идём с небольшой группой паломников исполнять послушание. А дел в обители на всех хватит - и на кухне, и в садово-огородном хозяйстве. Вот и мы сначала укроп перебирали, а потом сорняки в земляничных грядках пололи.
Отблагодарил нас батюшка Серафим - всех, кто потрудился, провели на поклонение мощам без очереди. Преподобный Ефрем Сирин пояснял верующим, что «мёртвые святые действуют, как живые: врачуют больных, отгоняют демонов, ибо в святых останках всегда находится благодать Святого Духа». Слышит наши чаяния, знает наши нужды батюшка Серафим, в горнем мире молится за нас грешных. Здесь же вещицы дивного старца и лапотки его, в которых он ходил, как бы спускают его к нам на землю, указывая, что он также был человеком. Рядом чудотворная икона Божией Матери «Умиление» - список с оригинала, написанный дивеевскими сёстрами. Этот образ был любимой келейной иконой батюшки, перед которой в молитве он и отошёл ко Господу.
Вокруг монастыря - Канавка, вырытая по указу Царицы Небесной. Батюшка Серафим говорил, что Сама Матерь Божия каждый день обходит по Канавке свой Удел. Он же и наставлял: «Кто Канавку эту с молитвой пройдёт да полтораста «Богородиц» прочтёт, тому всё тут: и Афон, и Иерусалим, и Киев». Вот и идёт непрерывным потоком по Канавке православный люд по завету батюшки по следам Царицы Небесной. «Богородица, Дево, радуйся…» - неспешно перебираются чётки, босыми ногами отмеряется путь. Лёгкий трепет и неизмеримая радость наполняют душу. Для телесного лечения - целебная глина в конце Канавки и сухарики от батюшки Серафима, освящённые в чугунке, в котором он варил себе скудную пищу.
А ещё обязательно надо окунуться в Серафимово озеро, температура воды в котором даже в самый знойный день два градуса. В годы богоборчества несколько раз пытались засыпать озеро, но безрезультатно. Так и стоит оно по сей день. А водица его обжигает тела, изгоняет хвори, исцеляет души. И подцепленная мной вирусная инфекция и её последствия остались только в воспоминаниях. Батюшка Серафим помог. Так уж он распорядился, что многое мы успели за эту короткую поездку. Приложились к чудотворным мощам дивеевских стариц в Казанском соборе, поклонились упокоенным служителям Богу на монастырском некрополе, опустились в многочисленные купели, набрали из целебных источников чистой родниковой воды, благодатным спокойствием и умиротворением наполнили души…
Преподобне отче Серафиме, моли Бога о нас…

Р.S. У стен Казанского собора раскинула зелёные ветви многовековая берёза, наросты на стволе которой напоминают ушки, глазки и носик похожего на медведя животного. По преданию, таким образом запечатлелась в дереве страница из жития саровского старца, когда он кормил медведя. Пытались неверные спилить православную реликвию, да так и застрял в стволе кусок металла…

Автор:Марина Чеснокова