На защите международного права

25 июля 2015, 06:00 1859

26 июля в нашей стране отмечается День Военно-морского флота. Накануне этой даты мы встретились с бывшим офицером-подводником, в настоящее время - преподавателем Мичуринского агроуниверситета Владимиром Ивановичем Корнеевым.

© Мичуринская правда - http://www.michpravda.ru/ (07/24/2015 - 13:04)

В.И. Корнеев.

 - Владимир Иванович, сейчас многие демократические политики и журналисты говорят, что перевооружение армии и строительство флота отнимает у гражданской экономики значительные средства, которые можно потратить на медицину или образование. Как вы считаете, есть ли в этих рассуждениях некоторая доля истины?

- Знаете, в конце ХХ века в России корабли почти не строились, однако «свободные средства» всё равно не направлялись на медицину или образование. Строительство флота приносит значительный доход казённым компаниям, создаёт сотни тысяч рабочих мест и повышает престиж страны. Ещё пятьдесят лет назад считалось, что великой державой может быть только государство, имеющее возможность самостоятельно построить тяжёлый линкор или авианосец. По-моему, в настоящее время подобная психологическая установка осталась неизменной, поскольку так называемая «Большая семёрка» или G7 - это именно те страны, в которых судостроительная промышленность вполне готова соорудить линейный корабль, пусть даже сейчас, как в Японии, она выпускает гражданские супертанкеры.

- Россия строила вертолётоносцы типа «Мистраль» во Франции, поэтому формально не имеет права входить в этот «клуб»?

- Насколько мне известно, наша страна так и не стала полноправным членом G7, но, действительно, авианосцы в СССР строили в Николаеве, на территории современной Украины, поэтому по формальным признакам мы пока не достигли уровня «государственного величия», однако сомневаюсь, что мы пойдём по этому пути. Вряд ли руководство нашего государства ради престижа будет менять современную кораблестроительную программу, основанную на оборонительной стратегии. Так что пока строить будут в основном подводные лодки и корабли прибрежной защиты, хотя мне, конечно, хочется, чтобы в России был океанский флот, демонстрирующий свой флаг в любой точке мира.

- А зачем нашей стране «демонстрировать свой флаг» в мирное время?

- Напомню читателям, что прошлый саммит «Большой двадцатки» G20 проходил в Австралии, и накануне его проведения в прессе этой страны началась бурная кампания против нашего государства и президента, в которую включился даже премьер-министр. Так вот, буквально все «жёлтые» газеты и интернет-сайты «заткнулись», когда к берегам их континента приблизился ракетный крейсер Тихоокеанского флота России. Стало страшно жить, и хамство на государственном уровне получалось совсем не убедительным. Австралийские журналисты и политики внезапно вспомнили, что безопаснее шутить со своими кенгуру и быстро переключили внимание на сумчатых соседей. Данный пример, по сути, является «демонстрацией флага». К побережью какой-либо страны подходит корабль с очень большими пушками или ракетами, и население там сразу начинает требовать «мира во всём мире». Без подобного аргумента некоторые народы так и будут скакать по-кенгуриному с лозунгами «москалей на ножи» или что-то в этом роде.

- Кроме демонстрации силы, в мирное время какие ещё задачи может решать флот?

- Главная его задача - безопасность страны, если точнее, наш флот - это убедительный аргумент против планов начала войны со стороны любых потенциальных агрессоров, особенно если они живут далеко, за морями и океанами. Для защиты России, честно говоря, никаких денег не жалко, но строительство кораблей при разумной политике может приносить значительную и реальную экономическую выгоду. Флот защитит месторождения нефти и газа на арктическом шельфе. Вспомните атаку судна олигархической организации «Гринпис» против буровой платформы в Баренцевом море. Российские сторожевые корабли арестовали малахольных «экологов» и отправили на суд как пиратов. После этого никто гринписовцев в нашей экономической зоне не видел. По-моему, им даже судно не вернули, хотя и помиловали этих «защитников природы». Таким образом, в современном мире у нашего флота две основные задачи: во-первых - защита людей, во-вторых - защита государственных инвестиций. Если система международного права окончательно развалится, России придётся строить и океанский флот.

- Почему опасность уничтожения системы международного права может так повлиять на российское кораблестроение?

- Когда начались бомбёжки Йемена, поблизости оказалось вспомогательное судно ВМФ России, на котором вывезли несколько сотен мирных людей, в том числе европейцев и американцев. Аэропорт закрыли. Американские военные корабли защищать своих людей отказались (самим страшно), поэтому спасать людей от гибели пришлось нашим морякам. Другой пример - сомалийские пираты. Они прекращают разбои, когда у берегов появляются русские корабли. Американцы или, скажем, французы их почему-то не пугают…


- Но ведь и раньше появлялись пираты, а потом куда-то исчезали.

- Раньше западные страны сами получали от пиратов значительный доход. Так, семья Морганов, богатейших людей США, даже гордится пиратским происхождением своих капиталов. Был такой пират и душегуб Генри Морган… Эту страницу истории закрыла именно Россия, поскольку в нашей стране правительство по традиции серьёзно относится к международному праву. Когда в Атлантике в конце XIX века появились русские корветы, система пиратства и африканской работорговли «приказала долго жить». Прочтите хотя бы рассказ писателя К.М. Станюковича «Максимка» или посмотрите старый фильм, снятый по этому рассказу, и вы сразу поймёте причину давней нелюбви Морганов и Рокфеллеров к России. В шестидесятые годы ХХ века центром пиратства стал Сингапур, точнее, множество островов в районе Малаккского пролива. Ходили даже легенды о женщине - предводительнице пиратов, которую звали мадам Вонг. Эти «джентльмены и леди удачи» имели глупость захватить советское гражданское судно. В ответ СССР послал к южному архипелагу всего один эскадренный миноносец. С тех пор о пиратах ничего не слышно, а в Сингапуре случилось «экономическое чудо», то есть разбойники решили заняться мирной торговлей. Видите, какая польза бывает от одного корабля с правильным приказом и хорошим экипажем.

- Благодарим вас, Владимир Иванович, за содержательную беседу. Поздравляем с праздником и желаем, чтобы на российском флоте были хорошие корабли, профессиональные и смелые моряки, получающие правильные приказы.