Лента новостей
Статья20 февраля 2015, 23:00

Мозаика военных лет

Поздравляя мужчин с Днём защитника Отечества, мало кто вспоминает, что когда-то в этот день отмечали очередную годовщину Красной Армии. В 40-е годы прошлого века женщинам некогда было чествовать своих защитников, все поздравления и пожелания сводились к одному призыву: прогнать врага с родной земли.

Н.И. Харитонов. Фото из архива  А.А. Харитонова.
Н.И. Харитонов. Фото из архива А.А. Харитонова.

В феврале 1942 года на страницах «Мичуринской правды» было опубликовано письмо бойцов, командиров, комиссаров и политработников Н-ской части тамбовского формирования под заголовком «Идём с боями на запад». Вот некоторые выдержки из него:
«Дорогие товарищи-земляки!
В день славной ХХIV годовщины Красной Армии шлём вам горячий фронтовой привет. Наша часть формировалась при активном содействии партийных, советских организаций трудящихся Тамбовской области.
Свято выполняя указания нашего великого вождя и полководца товарища Сталина и помня ваш наказ, мы самоотверженно сражаемся с озверевшими фашистскими ордами, сметаем их с нашей священной земли и неутомимо гоним на запад, беспощадно истребляя… Наша часть прошла с боями более 450 километров, освободила от фашистов до 250 населённых пунктов…
Бойцы, командиры и политработники нашей части в боях с озверелым врагом показали себя истинными патриотами Родины. 76 храбрецов из нашей части представлены к правительственным наградам, большинство из них – тамбовчане… Впереди всегда идут коммунисты. Они не на словах, а на деле выполняют свою авангардную роль. Храбрецом показал себя секретарь комсомольской организации подразделения тов. Харитонов – бывший аспирант института имени Мичурина. В бою он вёл себя самоотверженно, вёл в атаку подразделение. Тов. Харитонов представлен к правительственной награде…».
Газетная вырезка с этим письмом – одна из целой серии документов, поэтапно освещающих жизненный путь нашего земляка Н.И. Харитонова, истинного защитника Родины, сражавшегося на полях Великой Отечественной и отдавшего жизнь за свою страну.
Архив с военными фотографиями и документами бережно хранит внук павшего под Москвой воина Алексей Александрович Харитонов (ими он решил поделиться с редакцией в юбилейный год Победы). В отдельной папке собраны письма с фронта, благодарности от командования, автобиография. Исписанные перьевой ручкой фиолетовыми чернилами потемневшие от времени линованные листки переносят на несколько десятилетий назад и погружают в другую жизнь, когда весточки посылали в рукописном виде, новости узнавали по радио (причём даже оно было предметом роскоши).
«Я, Харитонов Николай Иванович, родился 5 мая 1912 года в г. Козлове, - так начинается датированная 2 марта 1934 г. автобиография нашего земляка. - Мать моя - дочь рабочего ПРЗ. Отец мой до революции и после без перерыва работал слесарем депо Кочетовка, ударник, неоднократно премированный. Мать – домашняя хозяйка…».
За этими скупыми строками проглядывается довоенная жизнь советского мальчика, неизбалованного вниманием судьбы, привыкшего с детства самостоятельно зарабатывать себе на кусок хлеба.
Коля Харитонов учился в железнодорожной семилетней школе, после окончания которой мог бы поступить в техникум, но незавидное материальное положение семьи настойчиво требовало дополнительных вливаний в скудный семейный бюджет. Чтобы иметь возможность зарабатывать, Коля пошёл сначала учеником слесаря, а потом и слесарем на Козловский паровозоремонтный завод. Много внимания молодой рабочий уделял политпросвещению, учился в заводской комсомольской политической школе первой ступени. Перспективного рабочего руководство заметило, его назначили секретарём заводской ячейки ВЛКСМ.
Появившуюся в начале 30-х годов прошлого века возможность выучиться в одном из московских вузов Николай Харитонов отмёл из-за финансовых соображений, по крайней мере, так предполагали его друзья. Однако одной из главных причин было желание Николая связать свою жизнь с сельским хозяйством. Открывшийся в нашем городе, к тому времени уже переименованном в Мичуринск, плодоовощной институт подарил ему такую возможность.
После получения диплома Н. Харитонов поступил в аспирантуру Всероссийского научно-исследовательского института садоводства им. И.В. Мичурина. А потом… была война.
Ушедший защищать Родину молодой учёный оставил в Мичуринске жену Антонину и маленьких сыновей Сашу и Валеру. Направили его в 323-ю стрелковую дивизию, чуть позже назначили секретарём комсомольской организации 1088-го стрелкового полка. Письма своим родным Николай отправлял так часто, как только мог. И всё же нередко послание жене начиналось с извинений, что долго не писал.
Одна из фронтовых весточек, датированная 8 ноября 41-го года, отправлена из села Ворошилово: «Здравствуй, моя дорогая Тося! Здравствуйте, мои родные клопы Лерик и Шурик. Шлю вам свой привет и желаю вам здоровья. Поздравляю вас с праздником Октябрьской революции и целую вас всех крепко-крепко. Тося! Прости, что не написал тебе раньше. Всё не удавалось. Я нахожусь в 15 км от г. Петровска Саратовской области… Сейчас мы в глубоком тылу, но это явление временное, и мы надеемся, что скоро нам представится возможность выполнить свой долг перед Родиной. Тося! Большое спасибо тебе за письмо. Я ношу его в боковом кармане и время от времени вынимаю и перечитываю, снова и снова любуясь Леркиными каракулями. Тосенька, как только получишь это письмо, сейчас же отвечай, так как я по вам очень скучаю. Настроение немного тревожное, потому что вместо фронта попал в тыл, но думаю, что и мы выполним свой долг перед Родиной…».
В другом письме, от 19 ноября 1941 г., Николай вновь выражает надежду, что недалёк тот день, когда Верховный Главнокомандующий товарищ Сталин отдаст приказ перейти в решительное наступление. Его чаяниям суждено было сбыться меньше чем через месяц.
Дивизия передислоцировалась в деревню Андреевку Тульской области. Оттуда и пришло написанное 9 февраля 1941 года письмо: «Дорогая Тося! Сегодня непосредственно приблизились к линии фронта. Может, ночью или завтра вступим в бой с заклятым врагом. Близко слышна орудийная и пулемётная стрельба. Самочувствие хорошее и бодрое. Несмотря на тяжёлый переход, сделанный перед боем, усталости ног как не бывало. Смерти не боюсь. Верю твёрдо в нашу победу. Если придётся умереть, умру героем. Береги ребят. Целуй Шурика и Лерика…».
Это была последняя весточка, полученная от политрука Харитонова. Позже в Мичуринске узнали, что Николай Иванович из того боя не вернулся. Уже после войны Антонина Георгиевна получила письмо от начальника политотдела 323-й стрелковой дивизии Невежина, который знал её мужа. Оно пролило свет на трагические для семьи Харитоновых события, произошедшие зимой 1941-1942 годов: «Уважаемая Антонина Георгиевна! Своим мужем, а ваши дети – отцом могут гордиться. Он действительно был героем. В бою за деревню Галичи с возгласом «За Родину! За партию!» он повёл своё подразделение в атаку. Немцев выбили из деревни. Боевой приказ был выполнен. Но смертью храбрых пал ответственный секретарь комсомольской организации 1088-го стрелкового полка. У меня не сохранилось записей, а память уже изменяет о числе, когда погиб ваш муж… Привет вашим детям. Пусть они будут такими же храбрыми, мужественными и непримиримыми к врагу, как их отец».
Ещё одно упоминание о Николае Харитонове его дети нашли в «Блокноте агитатора», изданном отделом пропаганды и агитации Тамбовского обкома КПСС в 1965 году, в статье «Тамбовцы в боях за Родину». Вот так, словно кусочки мозаики, обрывки информации сложились в портрет защитника Отечества и настоящего героя. Сколько их пало на полях Великой Отечественной, сколько подвигов кануло в вечность. И всё же, пока в семейных архивах хранятся фотографии бойцов и исписанные их рукой потрёпанные временем бумажные треугольники, 23 февраля будет не просто праздничной датой для мужчин, но ещё и призывом помнить и знать героическое прошлое страны и быть готовым как один подняться на её защиту.

.

Автор:Елена Потапова