Лента новостей
Статья11 апреля 2015, 10:00

Мичуринцы в космической программе

Так получилось, что даты запуска первого искусственного спутника Земли и выпуска первой продукции Государственного союзного завода п/я 10 для производства приборов и элементов авиационной техники (такое название носило наше предприятие) совпали с точностью до нескольких дней. Всё это произошло осенью 1957 года.

Помощник технического директора предприятия В.Н. Поляков в спускаемой капсуле космического корабля во время рабочего визита на НПП «Звезда».
Помощник технического директора предприятия В.Н. Поляков в спускаемой капсуле космического корабля во время рабочего визита на НПП «Звезда».

Конечно, к запуску спутника мы в то время никакого отношения не имели. В дальнейшем, когда наши изделия стали применяться в ракетной и космической отраслях, мы узнавали об этом из неофициальных источников. Такая вокруг царила атмосфера секретности. Когда появились сенсационные сообщения о полёте первого советского спутника, они оказались ошеломляющими не только для советского народа, но и для всего мира. Потом были спутники с собаками, в том числе благополучно вернувшимися на Землю. Мне довелось несколько раз встретиться на подмосковном научно-производственном предприятии «Звезда» с людьми, которые готовили дворняжек к отправке на орбиту. Эти же люди через несколько лет провожали в космос Юрия Гагарина и его последователей.

Президент Соединённых Штатов Америки Джон Кеннеди объявил тогда ближайшие приоритеты в космонавтике и назвал сроки высадки американских астронавтов на Луну. С этого момента и началась «лунная гонка» между США и СССР. Полёты пилотируемых кораблей вокруг Земли продолжались как у нас, так и у американцев. В космос летали уже на многоместных кораблях типа «Союз», и одним из них - «Союзом-4» управлял Владимир Шаталов, которого многое связывает с Мичуринском. Дело в том, что после войны в Красной казарме располагалось знаменитое Качинское авиаучилище. Его в 1949 году и закончил В.А. Шаталов. Лейтенанта оставили служить в училище лётчиком-инструктором. В этот период он встретил первую любовь. Что интересно девушка Нина работала на нашем заводе.

Аэродромов у училища было два: один в районе села Турмасово (Северный), другой - на месте сада совхоза «Зелёный Гай». Самолёты летали над Мичуринском постоянно, и мы, ребятишки, были свидетелями аварийных ситуаций в воздухе. Владимир Шаталов побывал в серьёзных переделках дважды. Первый раз отказал двигатель, и пилот посадил самолёт поперёк взлётной полосы. И во второй раз тоже забарахлил двигатель, и самолёт задымил. Это был судьбоносный случай. Авария произошла над опытным садом ВНИИС, недалеко от завода «Прогресс». Несмотря на команду руководителя полётов прыгать с парашютом, Владимир Александрович решил посадить крылатую машину на «брюхо» среди плодовых деревьев. Посадил! Первую помощь авиаторам оказала работавшая в саду миловидная студентка-практикантка вуза им. Мичурина Муза Ионова. Эта девушка и стала впоследствии женой прославленного лётчика.

В.А. Шаталов несколько раз летал в космос, стал обладателем 24 отечественных и 20 иностранных наград, получил звание генерал-лейтенанта, он заслуженный мастер спорта СССР, почётный гражданин семи городов, в том числе двух иностранных (к сожалению, Мичуринска среди них нет), его именем назван кратер на обратной стороне Луны.

Но вернёмся к лунным проблемам. Зная о планах американцев, наши учёные делали всё, чтобы опередить их. Для доставки космонавтов на Луну была сконструирована гигантская сверхтяжёлая ракета-носитель Н-1, так называемая царь-ракета, изготовлены скафандры. Во время поездки на НПП «Звезда» я даже влез в такой скафандр и сфотографировался на память.

У меня нет информации, какие изделия Мичуринского приборостроительного завода нашли применение в первых лунных программах, но о том, что на советской автоматической межпланетной станции «Луна-17» применялись наши электроприводы, знают многие прогрессовцы. В лунном кратере приборы типа «Хлор-фтор», изготовленные на заводе, отработали на совесть. Долгое время предприятие в соответствии с космической тематикой выпускало различные модификации механизмов перегрузок. В 1970 году за их разработку группа специалистов Воронежского государственного научно-исследовательского электротехнического института (ГосНИЭТИ) и директор завода «Прогресс» Б.С. Кононов были удостоены Государственной премии СССР. Борис Семёнович получил также степень кандидата наук. Надо отметить, что серьёзных претензий к нашей продукции, поставляемой на космические объекты, за весь период таких поставок не было.

Сегодня открытое акционерное общество «Мичуринский завод «Прогресс» входит в состав межотраслевой Корпорации «Аэрокосмическое оборудование» и является одним из ведущих предприятий России, специализирующихся на производстве приборов и элементов авиационной техники.

Автор:Евгений Семёнов