Лента новостей
Статья12 июля 2017, 08:32

Мчатся искры, вьётся пламя

Уважаемые читатели! В этом году исполнилось 115 лет с момента создания в Козлове-Мичуринске добровольной пожарной дружины, ставшей достойной помощницей профессиональным пожарным. Об истории создания этой общественной структуры старого города, а также взаимоотношениях добровольцев со своими профессиональными коллегами и пойдёт речь в очередном выпуске нашей краеведческой страницы. Приятного вам прочтения!Ведущий - член Союза писателей России Михаил Белых.

Мчатся искры, вьётся пламя

«Пожар у нас - даровое зрелище для целого города почти в буквальном смысле, - отмечала городская пресса в начале ХХ века. - Как только прогремит сигнальный колокол на каланче, так из домов, как из растревоженного муравейника, выскакивают и стар и мал, и сильный, и слабый - и всё это сломя голову мчится туда, где вестовой заметил дым». Гуляет, к примеру, в городском саду почтенная публика и вдруг: дон, дон, дон! - гудит сигнальный колокол на пожарной каланче.
- Пожар, пожар! - раздаётся в смятенной толпе.
Слышится громоздкий выезд обоза с пожарного двора, и тысяча народа устремляется из сада, толкая друг друга, наступая барыням на платья и задавая один и тот же вопрос: «Где горит?».
- Гони скорее, - торопят седоки извозчиков, разбирая их нарасхват. - На Архангельскую, Питейную, Екатерининскую…

СВИДЕТЕЛЬСТВУЮТ АРХИВЫ


…На протяжении двух столетий большинство строений Козлова были деревянными. Частые в ту пору пожары, особенно 1848 и 1865 годов, буквально выжигали город дотла. После прекращения огненных стихий наши предки, засучив рукава, принимались за восстановление погибших в огне строений. Сохранившиеся документы говорят о том, что ещё в середине ХIХ века в Козлове существовала профессиональная пожарная команда, имевшая «деревянные конюшни и каменные строения, где размещался инструмент».
Согласно сохранившимся документам годовое содержание козловской пожарной команды обходилось городской казне почти в одиннадцать тысяч рублей.
Однако, по мнению осведомлённых обывателей, сумма эта была несколько больше.
Тем не менее отпускаемых средств катастрофически не хватало, поэтому нижние чины регулярно обращались в Думу с просьбами разрешить им содержать в пожарном сарае различный домашний скот. Ответ местных гласных следовал, как правило, отрицательный, возражали отцы города и против прибавки пожарным денежного довольствия.
Меж тем разросшийся вширь город с каждым годом требовал к себе всё большего внимания. Неслучайно ещё в конце XIX века в среде просвещённой общественности стали раздаваться голоса в пользу создания в городе добровольной пожарной дружины. Впервые о ней у нас заговорили ещё в 1896 году, когда в «Тамбовских губернских ведомостях» появилась заметка одного козловца, в которой автор доказывал, что гораздо дешевле для городской казны не увеличение штата пожарной команды, не оборудование её сложными инструментами и дорогим инвентарём, а организация в Козлове вольной пожарной дружины. Однако в тот раз муниципальная власть увлеклась совсем иным: прежним отцам города нужны были показные эффекты лихих пар и троек, составленных из зверей-лошадей, на которых бы сидели мундирные люди. Для парадов и торжественных выходов это считалось необходимым и крайне важным.
Меж тем Козлов продолжал гореть. Особенно в летнюю сушь, когда на корню сохли немногочисленные деревья, высаженные вдоль центральных улиц. От ежедневных пожаров городская профессиональная команда утомлялась, изматывалась, сбивалась с ног. Очевидно, что ей одной было не под силу бороться с огнём. Так в начале ХХ века в Козлове появилась добровольная пожарная дружина.

ДОБРОВОЛЬЦЫ ОГНЕБОРЦЫ

Козловская добровольная дружина была основана 6 октября 1902 года по инициативе городской Думы и общественности. К этому времени во многих российских городах уже существовали подобные добровольные организации. Статус их ещё более возрос, когда шефом Всероссийского добровольного пожарного общества стал Великий князь Владимир Александрович.
Для только что созданной пожарной дружины козловский купец П.И. Сафонов подарил свой дом с надворными постройками на Московской улице, а толстосум Григорий Михайлович Деребизов - пару коней с упряжью. Помогала добровольцам и городская Дума, содействуя в приобретении инвентаря и экипировки. Недостаток средств приходилось компенсировать проведением различных лотерей в пользу дружины, главным призом которых была зачастую разнообразная живность, подвозом воды в город, а также арендой летних купален.
По воспоминаниям современников, пожарный инвентарь дружины состоял из багрового хода - длинной повозки с укреплёнными на ней баграми, лестницами, а также катушкой с намотанными пожарными рукавами. С обеих сторон повозки находились ступени, а сверху - поручни, за которые держались дружинники при выезде на пожар. На второй повозке обычно везли пожарный насос - приспособление, качающее воду из бочек, находящихся в обозе, в пожарные рукава.
По свидетельствам современников, зачастую между дружинниками и профессиональными пожарными возникали трения. Оно и понятно: обеим командам хотелось выглядеть в глазах обывателей достойно. Тем не менее в более выигрышном положении оказывалась команда городская: наличие каланчи позволяло пожарным быстро обнаружить очаг возгорания и приступить к его тушению. Однако этого профессионалам казалось мало, и они пускалась на хитрости иного рода. «Уже не раз приходилось слышать, - отмечала городская газета, - что в набат бьют так поздно, чтобы показать, что городская пожарная команда при первом ударе колокола успевает собраться на пожар, а дружина нет. В настоящее время пожарные с каланчи подают сигнал в особый звонок, а в набат начинают бить, когда обоз уже успел выбраться со двора». Уже позднее в караул дружины был проведён телефонный провод, связавший её с пожарной каланчой.
Практически на каждом дежурстве проявляли свой героизм добровольцы-пожарные. Серая куртка, красный картуз и блестящая краска стали предметом уважения и восхищения жителей Козлова.

Продолжение следует.

Автор:Михаил Белых